Найти в Дзене
Михаил Астапенко

Атаман Платов. Историческое повествование. Глава 19. Часть4. Бородино.

В 2023 году исполняется 270 лет со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года, графа, донского атамана М.И. Платова. Указом Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева № 97 от 23.09.2022 г. 2023 год на Дону объявлен «Годом атамана Матвея Ивановича Платова». В связи с юбилеем знаменитого донского атамана я продолжаю поглавно публиковать свою книгу «Атаман Платов», только что вышедшую в ростовском издательстве «Мини-Тайп».

…С рассветом атаман Платов был уже на ногах. В утренней мгле гасли бивуачные костры, суетливо двигались казаки, ржали кони. Над рекой Колочей, клубясь, поднимался туман. Медленно рассеиваясь, он открывал поля с разноцветными пятнами войск, холмы, лесистые берега реки, избы и церковь села Бородина. В уже нарушенную казаками предрассветную тишину ворвался гулкий пушечный выстрел. Затем послышались лихорадочная частая стрельба и шум атаки. «Застонала земля, и пробудились… воины. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось беспримерное сражение Бородинское», - вспоминал его участник Федор Глинка.

…Битва началась в половине шестого утра 26 августа, когда более 100 французских орудий начали артиллерийский обстрел позиций левого фланга русских. Одновременно с началом обстрела на центр русской позиции, на село Бородино, под прикрытием утреннего тумана в отвлекающую атаку двинулась 13-я дивизия генерала А.Ж.Дельзона из корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. Село оборонял гвардейский Егерский полк под командованием полковника Бистрома. Около получаса егеря отбивались от четырехкратно превосходящего противника, однако под угрозой обхода с фланга вынуждены были отступить за реку Колочу. Вслед за ними по мосту переправился и 106-й линейный полк французов.

Командующий 1-й Западной армией Барклай-де-Толли направил на помощь 1-й, 19-й и 40-й егерские полки, которые контратаковали французов, сбросили их в Колочу и сожгли мост через реку. В результате этого боя французский 106-й полк понёс тяжёлые потери. (Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. Кн.3. С.138-139).

Тем не менее, ободрённые занятием села Бородина, французы бросились вслед за егерями и почти вместе с ними перешли по мосту, но гвардейские егеря, подкреплённые полками, пришедшими с полковниками Вуичем и Карпенковым почти полностью разгромили 106-й неприятельский полк, перешедший на русский берег.

Накануне сражения Багратионовы флеши были заняты 2-й сводно-гренадерской дивизией под командованием генерала М.С.Воронцова.2 В шестом часу утра после непродолжительной канонады началась атака французов на Багратионовы флеши. В первой атаке французские дивизии генералов Ж.М.Дессе и Ж.Д.Компана, преодолев сопротивление егерей, пробились через Утицкий лес, но, едва начав строиться на опушке напротив самой южной флеши, попали под картечный огонь и были опрокинуты фланговой атакой егерей. В восьмом часу утра французы повторили атаку и захватили южную флешь. На помощь 2-й сводно-гренадерской дивизии Багратион направил 27-ю пехотную дивизию генерала Д.П.Неверовского,* а также Ахтырских гусар и Новороссийских драгун для удара во фланг. Французы оставили флеши, понеся при этом большие потери. Были ранены оба дивизионных генерала Дессе и Компан, при падении с убитого коня контужен командир корпуса маршал Даву (Наполеону поторопились доложить, что Даву убит!), ранения получили практически все бригадные командиры. Для третьей атаки Наполеон усилил атакующие силы ещё тремя пехотными дивизиями из корпуса маршала Нея, тремя кавалерийскими корпусами маршала Мюрата и артиллерией, доведя её численность до 160 орудий.

Багратион, определив направление главного удара, выбранного Наполеоном, приказал генералу Н.Н.Раевскому, занимавшему центральную батарею, немедленно передвинуть к флешам всю вторую линию войск его 7-го пехотного корпуса, а генерал-лейтенанту Н.А.Тучкову 1-му - направить защитникам флешей 3-ю пехотную дивизию генерала П.П.Коновницына. Одновременно в ответ на требование подкреплений, Кутузов направил к Багратиону из резерва лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки, 1-ю сводно-гренадерскую дивизию, 7 полков 3-го кавалерийского корпуса и 1-ю кирасирскую дивизию. Дополнительно с крайне правого на левый флаг начал перемещение 2-й пехотный корпус генерал-лейтенанта К.Ф.Багговута. После сильной артиллерийской подготовки французам удалось ворваться в южную флешь и в промежутки между флешами. В штыковом бою тяжело ранены и унесены с поля боя командир 27-й пехотной дивизии генерал Неверовский и командир 2-й гренадерской дивизии генерал Воронцов.

Французы были контратакованы тремя кирасирскими полками, причём маршал Мюрат чуть не попал русским кирасирам в плен, едва успев скрыться в рядах вюртембергской пехоты. Отдельные части французов вынуждены были отойти, но кирасиры, не поддержанные пехотой и контратакованные французской кавалерией, были отбиты. Около 10 часов утра флеши остались в руках неприятеля. Контратака подоспевшей 3-й пехотной дивизии Петра Коновницына исправила положение. В неравной схватке погиб генерал-майор А.А.Тучков 4-й, возглавивший атаку Ревельского и Муромского полков. (На месте гибели на Бородинском поле генерала А.А.Тучкова 4-го, тело которого так и не было найдено и опознано, его вдовой Маргаритой Михайловной (игуменьей Марией) в 1820 г. была сооружена Спасская церковь)..

Примерно в это же время через Утицкий лес в тыл флешей пробился французский 8-й корпус дивизионного генерала Жана Жюно. Положение спасла 1-я конная батарея капитана Захарова, которая в это время направлялась в район флешей. Захаров, увидев угрозу флешам с тыла, спешно развернул орудия и открыл огонь по врагу, строившемуся к атаке. Подоспевшие 4 пехотных полка 2-го корпуса Багговута оттеснили в Утицкий лес корпус Жюно, нанеся ему ощутимые потери. Впрочем, 8-й корпус Жюно участвовал в сражении до самого вечера.

К новой атаке в 11-м часу утра Наполеон сконцентрировал против флешей около 45 тысяч пехоты и кавалерии, и почти 400 орудий. Багратион, видя, что артиллерия флешей не может остановить движение французских колонн, возглавил всеобщую контратаку левого крыла, общая численность войск которого составляла приблизительно лишь 20 тысяч человек. Натиск первых рядов русских был остановлен и завязался жестокий рукопашный бой, продолжавшийся более часа. Перевес склонялся на сторону русских войск, но во время перехода в контратаку раненый осколком ядра в бедро Багратион упал с лошади и был вывезен с поля битвы. Весть о ранении командующего мгновенно пронеслась по рядам русских войск и оказала огромное воздействие на русских солдат. Обескураженные потерей любимого полководца войска стали отступать. Генерал Коновницын принял командование 2-й армией и вынужден был окончательно оставить флеши за французами. Остатки войск, почти потерявшие управление, были отведены через Семёновский овраг под прикрытие резервных батарей.

На другой стороне оврага находились нетронутые резервы - лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Французы, увидев сплошную стену русских, не решились атаковать с ходу. Направление главного удара французов сместилось с левого фланга в центр, на батарею Раевского. В то же время Наполеон не прекратил атаку левого фланга русской армии. Южнее села Семёновского выдвигался 1-й резервный кавалерийский корпус Нансути, севернее – 4-й кавалерийский корпус Латур-Мобура, в то время как с фронта на Семёновское бросилась 2-я пехотная дивизия генерала Фриана. В это время Кутузов назначил командира 6-го корпуса генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова начальником войск всего левого фланга вместо генерал-лейтенанта Коновницына. Лейб-гвардия выстроилась в каре и в течение нескольких часов отбивала атаки «железных всадников» Наполеона. На помощь гвардии были посланы на юге кирасирская дивизия Дуки, на севере кирасирская бригада Н.М.Бороздина и 4-й кавалерийский корпус генерал-майора К.К.Сиверса. Кровопролитная схватка завершилась поражением французских войск, отброшенных за овраг Семёновского ручья. Наступление французских войск на левом крыле было окончательно остановлено.

Французы сражались в боях за флеши ожесточённо, но все их атаки, кроме последней, отражались значительно меньшими силами русских. Концентрацией сил на правом фланге Наполеон обеспечил 2—3-кратное численное превосходство в боях за флеши, благодаря чему, а также вследствие ранения Багратиона, французам всё же удалось отодвинуть левое крыло русской армии на расстояние около 1 км. Этот успех не привёл к тому решительному результату, на который рассчитывал Наполеон.

…Наступил черед боя за Утицкий курган…

Накануне сражения 25 августа по приказу Кутузова в район Старой Смоленской дороги был направлен 3-й пехотный корпус генерала Н.А.Тучкова 1-го и до 10 тысяч ратников Московского и Смоленского ополчений. В этот же день к войскам присоединились ещё 2 казачьих полка А.А.Карпова 2-го. Для связи с флешами в Утицком лесу заняли позицию егерские полки генерал-майора И.Л.Шаховского.

По замыслу Кутузова, корпус Н.А.Тучкова должен был внезапно из засады атаковать фланг и тыл неприятеля, ведущего бой за Багратионовы флеши. Однако ранним утром начальник штаба Л.Л.Беннигсен выдвинул отряд генерала Н.А.Тучкова из засады.

26 августа 5-й корпус французской армии, состоявший из поляков под командованием генерала Понятовского, двинулся в обход левого фланга русской позиции. Войска встретились перед Утицей около 8 часов утра, в тот момент, когда генерал Тучков 1-й по приказу Багратиона уже отправил в его распоряжение дивизию Коновницына. Неприятель, выйдя из леса и оттеснив русских егерей от деревни Утицы, оказался на высотах. Установив на них 24 орудия, противник открыл ураганный огонь. Тучков 1-й вынужден был отойти к Утицкому кургану - более выгодному для себя рубежу. Попытки Понятовского продвинуться и захватить курган успеха не имели.

Около 11 часов утра Понятовский, получив слева поддержку от 8-го пехотного корпуса Жюно, сосредоточил огонь из 40 орудий против Утицкого кургана и захватил его штурмом. Это дало ему возможность действовать в обход русской позиции.

Генерал-лейтенант Тучков 1-й, стремясь ликвидировать опасность, принял решительные меры к возвращению кургана. Он лично организовал контратаку во главе полка Павловских гренадер. Курган был возвращён, но сам Николай Алексеевич Тучков 1-й получил смертельную рану. Его заменил генерал-лейтенант К.Ф.Багговут,* командир 2-го пехотного корпуса. Багговут оставил Утицкий курган лишь около часа дня, когда падение Багратионовых флешей сделало его позицию уязвимой для фланговых атак. Он отступил к новой линии 2-й армии.

Корпус атамана Платова, имевший в своем составе 13 полков и Атаманский полк, при двенадцати орудиях Донской конной артиллерии, до времени скрывался в лесу. (Коршиков Н. Донские казаки в Бородинском сражении. // «Дон». № 9.1987. С.157). Надо заметить, что казачьи полки, первоначально имевшие в своем составе по 500 человек, а Атаманский полк - 1 тысячу, к этому времени значительно поредели. К 24 августа 1812 года в донских полках числилось: «в Атаманском полку - 670 человек, в двух донских конно-артиллерийских ротах примерно 360 человек, в полках Власова 3-го, Иловайского 5-го, Грекова 18-го, Харитонова 7-го, Денисова 7-го, Жирова, Краснова 1-го, Андрианова 2-го, Комиссарова 1-го, Грекова 21-го, Мельникова 4-го, Сысоева 3-го, Карпова 2-го, Иловайского 10-го, Иловайского 11-го и Быхалова 1-го … в каждом по 270 человек». (Захаревич А. Малоизвестные страницы Бородинского сражения. Почему среди награжденных не оказалось атамана Платова? // «Мелиоратор Дона» (Ростов-на-Дону). 31 октября 1990 года).

С учетом входивший в состав платовского корпуса Перекопского конно-татарского, Симферопольского конно-татарского, Башкирского конно-казачьего, Бугского казачьего и Тептярского полков общая численность корпуса Платова составляла 6700 человек, из них примерно 5350 казаков.(Захаревич А. Малоизвестные страницы Бородинского сражения. Почему среди награжденных не оказалось атамана Платова? // «Мелиоратор Дона» (Ростов-на-Дону). 31 октября 1990 года)

Известно, что накануне сражения казачья разведка, захватившая в плен два десятка французских кавалеристов, установила, что у Бородина поздним утром 26 августа оставалось весьма немного французских войск. Кроме того, казакам Платова удалось найти броды через реку Колочу и установить, что за ней находятся огромные обозы «Великой армии» Наполеона.

Платов решил воспользоваться этим, и в восемь часов направил принца Эрнеста Гессен-Филипстальского, служившего волонтером в его корпуса, к Кутузову с заманчивым предложением ударить по этому малозащищенному флангу армии Наполеона. Находившийся в штабе Кутузова полковник Толь, которому непосредственно докладывал принц, сразу же оценил смелость этого предложения атамана, и предложил «свое дополнение к этому проекту – направить вслед за генералом Платовым и весь 1-й резервный кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Уварова с тем, чтобы действовать на левый фланг войск вице-короля Итальянского». (Поликарпов Н. Указ. соч. С.504).

Выслушав полковника Толя, главнокомандующий велел пока ждать…

Михаил Астапенко, член Союза писателей России,

Академик Петровской академии наук (СПб).