Сбылась давняя мечта: побывала в Калуге и прошлась по музеям - прежде всего, связанным с космонавтикой и К. Э. Циолковским.
Казалось бы, что тут такого - живя в Москве, сгонять в город, расположенный, по нашим меркам, недалеко? Но в Калугу нужно ехать как минимум на два дня, иначе всего не успеть. И лучше, конечно, летом, когда тепло и можно насладиться красивыми видами, не продрогнув на ветру. А еще желательно прокатиться туда на машине, которая есть не у каждого. Я не умею водить, а мои выходные и каникулы не всегда совпадают с выходными и отпусками сына. В общем, наконец-то всё совпало: свободное время, погода и планы.
Калуга, конечно, достойна посещения сама по себе. Красивый старинный город (местами не ухоженный, как везде за пределами столиц), много интересной архитектуры, дивные виды на Оку и Яченское водохранилище, много разных музеев, парки, тихие улицы с цветущими (прямо сейчас!) липами... Для любителей - церкви и монастыри...
Но нас манила Калуга космическая. Многие улицы здесь названы имена выдающихся деятелей, связанных с космосом: помимо Циолковского, тут есть улица академика Королева, улица Гагарина, улицы космонавтов Волкова, Комарова, Шаталова...
Начать, наверное, стоит с Дома-музея Циолковского, который находится на окраине исторической части города.
Музей был создан вскоре после смерти Константина Эдуардовича, в 1936 году. Тогда этот дом и его окрестности выглядели совсем по-деревенски.
А так дом выглядит сейчас.
Территория внутри заботливо ухожена, там очень уютно и тихо.
Именно таким дом "видит" памятник Циолковскому, расположенный за этими кустами. По обеим сторонам памятника - скамейки, на которых можно посидеть и отдохнуть под сиренью после экскурсии.
Внутри, как водится в подобных домах - мемориальные комнаты Циолковского и членов его семьи (а семья была большая; генеалогическое древо сильно впечатляет: носителей знаменитой фамилии не осталось, поскольку потомки происходят от дочерей, которые ее в замужестве утратили, но самих потомков очень много).
Сюрпризом для меня стало присутствие двух хороших старинных музыкальных инструментов: рояля фирмы Карла Вирта (в 1827-54 этот немецкий мастер держал фортепианную фабрику в Петербурге) и фисгармонии, произведенной в США (Чикаго).
Всё это выглядит особенно пронзительно, если учесть, что Циолковский не мог насладиться музыкой: он был катастрофически глух. В некоторых местах выставлены его слуховые трубы (их было несколько). Нужно сказать, что они выглядят еще более устрашающе, чем слуховые трубки Бетховена (я их тоже видела в натуральном размере, в Бонне).
В доме есть кабинет Циолковского - вид у него вполне респектабельный, хотя и на сельский манер. Такой же письменный стол, например, имеется в Петербурге, в Музее-квартире Римского-Корсакова - человека не бедного, хотя в быту очень скромного. И это подлинные столы, не просто вещи той эпохи.
А наверху, куда ведет очень крутая лестница - мансарда, в которой Циолковский устроил мастерскую, изготавливая там модели дирижаблей.
Интересно, кстати, что до 1931 года электричества в доме не было. Думаю, что его вообще не было в этой (деревенской) части Калуги. Зато у Циолковского был самодельный генератор.
Можно лишь вообразить себе, какими глазами смотрели "нормальные" соседи на то, что выделывал Циолковский у себя на крыше и во дворе, выставляя там свои модели дирижаблей в те далекие 1910-е годы.
Деятельность Циолковского, конечно, явление уникальное и выдающееся, он был безусловно гений. Однако здания, представленные в витринах в той же мастерской, позволяют судить о том, насколько идеи воздухоплавания были популярными у российской технической интеллигенции уже в начале 20 века. Циолковский был не одинок в своих устремлениях. Если бы никто, кроме него, на эти темы не задумывался, его идеи не встретили бы такого отклика у единомышленников.
Музей небольшой, но очень интересный. Однако главные впечатления нас ожидали в Музее космонавтики. Там, естественно, тема личности и идей Циолковского нашла куда более масштабное продолжение.
Вывод, мне кажется ясен. Дух поистине веет, где хочет. Ни техническая отсталость цивилизации, ни аскетические условия и прочие житейские трудности неспособны остановить человека, мечтающего о космосе.
--
Фантасты тоже горазды помечтать.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".