Булат Мусин о подготовке к чемпионату мира по корэшу в Менгере и деревенских Сабантуях
«Когда начинал активно вести социальные сети, меня критиковали и говорили, что я выпендриваюсь», — сказал в интервью «БИЗНЕС Online» Булат Мусин. К 29 годам татарстанский батыр выиграл в корэше почти все что можно: становился чемпионом России, дважды побеждал на Кубке мира и дважды становился чемпионом мира по борьбе на поясах. А еще Мусин — один из самых популярных борцов России в социальных сетях: в «Инстаграме»* у него 15,6 тыс. подписчиков. Булат рассказал, почему не ездит на Сабантуй в родную деревню и реально ли прожить на одну зарплату борца.
«В своей деревне не выступаю — местные не хотят со мной бороться»
— Булат, в эти выходные в Казани пройдет чемпионат мира по корэшу. Можно ли назвать этот турнир главным стартом в вашей карьере?
— На данный момент да. Чемпионат мира именно по корэшу я еще не выигрывал, побеждал на чемпионате мира по борьбе на поясах. Готовился в течение года. Отбор был необычным. Чемпионат Татарстана — 2023 провести не успели из-за международного календаря. Вместо него состоялся турнир имени Мусы Джалиля, его сделали отбором на чемпионат России. Я в пятый раз выиграл этот турнир и отобрался на Россию.
— Как проходит подготовка к турниру?
— Хорошо. У нас были сборы, потом начались Сабантуи. Они проходят каждую неделю. Это отличный способ поддерживать форму. Старался не перегружаться, чтобы не получить травму.
— Сколько Сабантуев выиграли?
— Участвовал в 6–7 Сабантуях, выиграл 3–4.
— Как деревенские батыры относятся к тому, что приезжают соперники из других городов?
— Я в своей деревне уже почти не выступаю. Думаю, местные не хотят со мной бороться. Стараюсь не портить им настроение. Пусть борются между собой. Так даже интереснее.
— Разве ваши успехи не повод для гордости земляков?
— Раньше так и было. Но через пару лет, видимо, им стало надоедать, что я приезжаю и постоянно выигрываю. Многие радовались за меня после первой победы на районном Сабантуе, в дальнейшем такого уже не было. Конечно, есть персональные фанаты, они поддерживают.
— В этом году вас не позвали на Сабантуй в родном Новошешминской районе?
— Звали, но я не приехал. В прошлом году меня не пустили на соревнования, потому что я выступаю за Казань. Приехал, потратил свое время, было неприятно. С тех пор решил не приезжать.
— А как воспринимают городских в других районах?
— По-разному. Некоторые относятся негативно, но многие радуются, если приезжает известный спортсмен.
— Чувствуется ли конкуренция на Сабантуях?
— Конкуренция будет всегда. Главное — атмосфера праздника. С детства отношение к Сабантую особенное, жду его целый год. В том году провел пять Сабантуев за три дня. Для меня это больше ощущение праздника, чем соревнование.
— Есть ли батыры, которые живут исключительно Сабантуями: ездят по районам, собирают призы и завершают сезон?
— Сейчас уже другое время. Раньше были четыре-пять мощных батыров, которые собирали все призы по Татарстану. Сейчас конкуренция в разы выше, даже машину выиграть сложнее.
— А вы помните, когда выиграли свою первую машину?
— Кажется, в 2017 году, тогда же выиграл первый Кубок мира по корэшу. Был очень рад, родители тоже порадовались за меня. Мне тогда было 23 года — очень приятно в таком возрасте выиграть автомобиль.
«Специфика правил корэша — изюминка татарской борьбы»
— Если вы победите на ближайшем чемпионате мира, то к 29 годам добьетесь всего в своем виде спорта. Откуда находите мотивацию заниматься корэшем?
— Если честно, чувствуется усталость. 29 лет уже серьезный возраст, пусть карьера у спортсменов моего веса и не такая короткая. Легковесам в этом плане тяжелее. Потому в этом году сделал акцент именно на корэше, борьбой на поясах пока не занимаюсь — взял годичный перерыв.
— В чем разница между борьбой на поясах и корэшем?
— Правила совсем другие. В борьбе на поясах нужно уложить соперника на спину. А в корэше необходимо сначала оторвать соперника от пола, а потом бросить. Акцент делается на бросках, это если объяснять совсем простым языком.
— Будут ли на чемпионате мира сильные соперники из других стран?
— Я несколько лет не участвовал в мировых соревнованиях по корэшу, особо никого не знаю. Есть ребята из Узбекистана, которые занимаются со мной во Дворце единоборств «Ак Барс». Также неплохие спортсмены есть из Киргизии. Многие борцы из-за рубежа не понимают специфики бросков, ведь в других видах обычно укладывают на лопатки.
— На ваш взгляд, специфика правил мешает популяризации корэша?
— Нет, это изюминка татарской борьбы, это здорово. Допустим, есть вольная борьба или греко-римская, у них свои правила, а у корэша — свои. В этом отличие, повторюсь, своя изюминка.
— Какие борцы будут вашими основными конкурентами? Представители Татарстана?
— Я об этом даже не думаю, не имеет значения.
— Сколько схваток нужно выиграть для победы?
— Вы не поверите, но я даже сегодня, за день до старта соревнований, не знаю. Зависит от количества участников. Сначала спортсмены отправляют заявки, потом уже на месте проходит взвешивание. После взвешивания смогу сказать. (Смеется.)
— Вы выступаете в категории до 100 килограммов. Соревновались ли по другим весам?
— До 2018-го выступал в категории до 90 килограммов.
— У вас ведь тоже практикуется весогонка?
— Да, но я уже давно не гонял вес, потому что у меня есть определенный недобор. Раньше приходилось гонять, однажды сбросил 6 килограммов. Чем быстрее сбрасываешь, тем быстрее вес возвращается. Поэтому часто приходилось оставлять весогонку на последний день. Если гоняешь каждый день, то организм привыкает и изменить вес уже сложнее.
— Есть ли борцы, у которых реальный и соревновательный вес различается на 10–15 килограммов?
— Некоторые борцы выступают в категории до 100 килограммов, но их реальный вес почти на 10 килограммов больше. Бывает, встаю на весы и сравниваю: мой вес — 97, а у другого борца — 107. Хотя выступаем в одной категории. После весогонки мощь борца не уходит, но выносливость теряется.
— В последнее время ходят разговоры, что нужно установить ограничения по максимальному весу батыра. Это в первую очередь касается абсолютной весовой категории. Что вы думаете об этом?
— На официальных соревнованиях такое надо сделать, но на Сабантуях, на мой взгляд, это неприемлемо. Главное, чтобы борец победил, вес в данном случае второстепенен.
— Батыр — олицетворение мускулистого мужчины. Лишний вес смотрится не очень красиво.
— Да, я и сам всегда стремился хорошо выглядеть. Тело спортсмена показывает, как он работает.
— Какой у вас распорядок перед чемпионатом мира?
— Ем, сплю, понемногу тренируюсь, держу мышечный тонус. Но важно не перегореть.
«Когда начинал вести соцсети, говорили, что выпендриваюсь»
— У вас один из самых раскрученных инстаграм-аккаунтов* среди всех батыров в России. Что вас подвигло активно вести социальные сети?
— Тогда он бурно развивался, а я был молодым, было интересно заниматься этим. Раньше делал коллаборации с блогерами вроде Татар-малая, даже был небольшой доход. Сейчас уже женился, не до этого. (Смеется.) Хотя изредка могу что-нибудь выложить в сториз. Думаю, скоро буду делать больше постов.
— Я слышал, что внутри корэша не особо любят такую активность в социальных сетях. Вас не критиковали за это?
— Если честно, меня многие критиковали, говорили, что я выпендриваюсь. Причем не лично, а писали в интернете с фейковых аккаунтов. Но мне было все равно.
— Вы сейчас самый популярный батыр в соцсетях?
— Точно не могу сказать. Есть хорошие ребята из Тюмени и Нижнекамска, которые тоже стараются активно вести социальные сети. Если честно, меня радует, что появляется такая тенденция в корэше.
— Лайки вам ставит даже Рустам Минниханов. Какие эмоции были, когда увидели их?
— Сначала не поверил! Подумал, что это фейк. Вроде обычное фото, а лайк Минниханова стоит. Удивительно!
— Кто еще из звезд на вас подписан?
— Боец UFC Ринат Фахретдинов. Раньше общался с хоккеистами, но потом это как-то закончилось.
— Нужны ли корэшу элементы хайпа вроде того, что происходит в ММА?
— Нет, народ не поймет. Городским было бы интересно, но они за корэшем не следят. А для деревенских людей, думаю, даже слово «хайп» звучит дико. Популярность важна, но нужно выбрать подходящий формат.
— Бывает, что перед крупными соревнованиями борцы пытаются поддевать друг друга?
— Очень редко. Бывало, что нелицеприятные сообщения рассылали или меняли голос на видео.
— А во время боя вы пытались залезть под кожу сопернику?
— Нет, я стараюсь сохранять спокойствие. Как говорится, Бог дал, Бог взял. Нужно просто делать свое дело.
— Сделал ли корэш вас финансово независимым?
— Появились знакомства, некоторые люди помогли. Но если говорить о финансах, зарплата не очень большая, суммы не такие, как у футболистов и хоккеистов. Есть стипендии, но они сильно меньше, чем у спортсменов из олимпийских видов спорта.
— Какой у вас месячный доход?
— Минимум 50 тысяч рублей. В соревновательный период бывает 100 тысяч и больше.
— У вас есть другая работа?
— Работаю тренером. Раньше тренировал в «Ак Барсе», а в этом году устроился в один из районов — приходится ездить на большие расстояния.
— Не обидно, что корэш не олимпийский вид спорта?
— Обидно, но у национальных видов тоже есть свои плюсы. У нас очень хорошая инфраструктура в сравнении с соседними регионами, например с тем же Башкортостаном. Может быть, когда-то корэш получит олимпийский статус. Я буду только рад. Если, например, на международном уровне появится влиятельный любитель нашего вида спорта, все возможно. Если бы проводили постоянные турниры хотя бы на уровне Универсиады, было бы уже неплохо.
— Что еще можно сделать для популяризации корэша?
— Трудно сказать, людям из федерации виднее. Я все-таки спортсмен, а не маркетолог.
— Я слышал такое мнение, что батыры сами не любят притягивать лишнее внимание и не готовы развивать свой вид спорта.
— Да, мы же, татары, скромные ребята. (Смеется.) Сделали свое дело — тихо-мирно пошли домой. Особенно в деревнях всего этого не понимают. Но могу сказать, что постепенно спортсмены раскрываются. В Нижнекамске, Балтасях есть коммуникабельные батыры. Когда-то и я старался проявлять активность.
«Если хочешь стать чемпионом, нельзя воспринимать корэш как хобби»
— Вы из Новошешминского района. До скольки лет росли там и как оказались в Казани?
— Раньше в нашем районе не было условий для занятий спортом. А уже во время учебы в школе я играл в футбол, баскетбол, участвовал в районных соревнованиях. Участвовал в «Лыжне России» и «Кроссе нации». И даже в олимпиадах по математике и литературе. На Сабантуях отец заставлял бороться. Старался отбороться побыстрее и потом убегал играть с друзьями.
Учился в двух разных школах, сначала в одной деревне, потом — в другой. Несколько раз посещал секции борьбы, но не более. Позже секцию закрыли из-за травмы одного из борцов.
Помню, в 11-м классе взял манекен из школы и тренировался на нем. Потом начал ездить по Сабантуям. Сначала выиграл деревенский, затем районный среди молодежи и взрослых. Потом поступил в КАИ, где как раз учился мой брат. Появилась мечта попасть в секцию корэша во Дворец единоборств «Ак Барс». После победы на районном Сабантуе позвали на соревнования в Казань, я был самым молодым борцом. С 2 сентября начал ходить в «Ак Барс».
— До переезда в Казань вы были самоучкой?
— Да, можно так сказать. У нас было несколько борцов, но каких-то особых навыков мы не получали. Занятия в районной секции вел учить физкультуры.
— У вас были паузы в карьере из-за переезда?
— Нет, я заселился в общежитие в августе, до начала занятий по корэшу был еще месяц. Старался подготовиться, часто бегал в парке.
— Вам было важно попасть именно в корэш?
— Да, было желание чего-то добиться. Если я берусь за что-то, стараюсь прийти к цели.
— Городская молодежь не особо интересуется корэшем. В деревнях ситуация обстоит по-другому?
— Все зависит от человека. Если хочешь стать чемпионом, нельзя воспринимать это как хобби, нужно быть полностью погруженным в борьбу. В деревнях корэш — самый популярный вид спорта, а в городах все по-другому.
— У вас не было желания перейти в другой вид спорта?
— Нет. Но я занимался вольной борьбой для общего развития.
— Помните свою первую большую победу?
— В 2014 году победил на турнире Мусы Джалиля. Звоню отцу, а он не верит, что я выиграл. Да и я сам был в шоке. Соперник-башкир был значительно старше, но я одержал уверенную победу.
— Дагестанские борцы занимаются в зале сутками. Вы жили по такому же графику?
— Мы с друзьями часто посещали качалку по утрам, а вечером я ходил на корэш. Было время, когда занимался по 3 раза в день. Когда-то ходил даже на американский футбол, занимался с командой кроссфитом.
— Много было соблазнов после переезда из маленькой деревни в большой город?
— Сначала даже времени на это не было. Утром проснулся, потренировался, сходил на учебу, поел, опять сходил на тренировку — а время уже 10 вечера. Не могу сказать, что появились какие-то соблазны, но, может быть, чуть расслабился. В тот момент я сделал небольшой шаг назад, но взял себя в руки. Надо осознавать, если идешь не по правильному пути. Если осознал, значит, решил половину проблемы.
— Корэш — травмоопасный вид спорта?
— Количество травм зависит от уровня подготовки. Если человек умеет правильно падать, опасность серьезной травмы снижается. Нередко травмы случаются в боях профессионалов с любителями. Последние не контролируют свои движения, часто травмируются при падении.
— У вас были серьезные травмы?
— Повреждал колено, мениск, связки. Слава богу, операций не было. На сборах перед чемпионатом мира по борьбе на поясах был разрыв бицепса бедра на 40 процентов. Боролся с травмой. Мне сделали обезболивающие уколы, втер мазь, выпил таблетку и пошел в бой.
— Это связано с хорошей генетикой деревенских?
— Не имеет значения, из города человек или из деревни, тут гораздо важнее воспитание родителей.
— Какие у вас планы на будущее? До скольки лет планируете оставаться в корэше?
— Зависит от того, как сложатся обстоятельства, никто не знает, что будет завтра. Примерно до 35 лет еще смогу бороться, но конкретной возрастной планки нет. Даже в сравнении с тем, что было пять лет назад, суставы изнашиваются быстрее. На профессиональном уровне всегда работаешь на износ. Надо внимательно следить за здоровьем.