Однажды перейдя черту, дальше уже двигаешься легко. Однажды совершив подлость, дальше просто ставят их совершение на поток. И совесть уже не беспокоит.
«Щорс, Пушкин, Островский, Кирпонос, Федоров, Булгаков — ваше время демонтажа уже пришло»
На фоне больших потрясений новость о сносе в Киеве памятника Зое Космодемьянской воспринимается буднично.
Telegram-канал «Деколонизация. Украина» такими сообщениями сейчас переполнен. Новость о сносе монумента Зое там прокомментировали так: «В Киеве демонтировали памятник Зое Космодемьянской. Щорс, Пушкин, Островский, Кирпонос, Федоров, Булгаков — ваше время демонтажа уже пришло».
Сообщение сопроводили фотографией девушки, которая с улыбкой указывает на место, где стояла Зоя — мол, нет ее. И девушке от этого радостно.
Первый памятник Зое в Киеве поставили в 1945 году. Был он простым, гипсовым, практически любительским, но для жителей столицы Украины было важно отметить того, кого они считали героиней большой страны.
Табличка с пояснениями
Затем этот монумент заменили статуей работы известного украинского скульптора Анатолия Гайдамаки. В 1990-х Зоя стала подвергаться атакам националистов, и ее убрали. Но спустя несколько лет восстановили на другом месте, сопроводив статую пояснительной табличкой на украинском языке: «Герой Советского Союза партизанка Зоя Космодемьянская (1923–1941). Ученицей 10 кл. 201-й Московской школы добровольно вступила в истребительный партизанский отряд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г. При выполнении боевого задания в тылу врага 18-летняя девушка была схвачена фашистами и после жестоких пыток была казнена на виселице 29 ноября 1941 г.»
То, что людям нужно объяснять, кто такая Зоя Космодемьянская, уже показатель нездоровья общества. Но в этом плане страдает не только Украина.
Нравственный камертон
Зое суждено было стать своего рода нравственным камертоном. Ее история, опубликованная в 1942 году, потрясла страну. Совсем юная девочка, пройдя через пытки и истязания, никого не выдала, а на эшафоте, в последние мгновения своей жизни убеждала тех, кого гитлеровцы согнали посмотреть на казнь, в нашей неизбежной победе.
И бойцы шли на смерть с именем Зои на устах, и самым робким становилось неловко за свои нерешительность и страх, когда перед глазами стоял образ девушки, несломленной фашистами.
Наверное, именно поэтому в перестройку с таким остервенением марали образ Зои. Да и позднее деятели либерализма настаивали — подвиг не подвиг, а сама она «психически больная», стало быть, не мужество это, а просто отклонение.
Кого-то удивляет то, что поливавшие Зою грязью в России затем оказались в рядах поклонников украинских нацистов?
«А где Зоя? А нет Зои»
Нет тут никаких полутонов: если ты в жизни не рядом с Зоей, значит, ты с теми, кто пытал и вешал ее. И сносом памятника в Киеве украинские активисты еще раз подчеркнули, кем они являются.
Депутат Киевсовета Ксения Семенова пишет в своем Telegram-канале: «А где Зоя? А нет Зои. Александр Сергеевич устал ждать. Но уже скоро».
У ликующей депутатши абсолютно русская фамилия. Но и такое тоже знакомо: когда погибала Зоя, были те, кто уверовав в победу нацизма, вставал на сторону убийц, сам превращаясь в убийцу. История Тоньки-Пулеметчицы, Антонины Макаровой, расстрелявшей 1500 человек, ныне хорошо известна. Как и то, чем закончила коллаборационистка.
Уверовавшие в свое величие солдаты и офицеры вермахта смаковали казнь Зои. А потом эти фотографии нашли при них. Вот только хранитель подобной «коллекции» оправдаться не мог — его уничтожили на поле боя.
Тот, кто поднял руку на Зою, сам выбрал свою дорогу. Сегодня, наверное, им кажется, что они всесильны, и весь мир у их ног.
Но Зоя всегда в итоге побеждает. А могилы тех, кто на нее посягнул, просто раскатают бульдозерами. Последними словами девушки были: «За меня вам наши товарищи отомстят».
И они отомстили. И отомстят вновь.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ