Найти тему
Memento mori

"Боже, Царя храни!"

Интерес к некрополистике зачастую приносит неожиданные открытия. Несколько лет назад мы немного ездили по Литве. В числе прочих объектов для посещения был выбран Пажайслисский монастырь под Каунасом. Каково же было мое удивление, когда у стен монастыря обнаружилось захоронение Алексея Федоровича Львова, автора музыки к гимну "Боже, Царя храни!"

Но давайте сначала покажу вам этот прекрасный монастырь.
Он был основан в 1662 году для монахов католического ордена (конгрегации) камальдулов. Канцлер Великого княжества Литовского, Христофор Сигизмунд Пац, по чьей инициативе была возведена обитель, был большим поклонником итальянского барокко, что предопределило внешний вид будущих построек. Монастырь и сегодня считается одним из лучших образцов стиля в Северной и Восточной Европе. Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии в конце XVII-начале XVIII вв. расписывал итальянский художник Джованни Росси.

В целом обитель до начала XIX века не переживала особых потрясений, кроме разве что пострадала раз от сильного пожара, но восстановилась. А потом началось. В 1812 году все разграбили французы. После Польского восстания в 1830-1831 годах место передали во владение Русской православной церкви, — и, пожалуй, пребывание французов даже как-то померкло, ибо новые владельцы начали закрашивать фрески и снимать статуи. В общем, приводить католическое строение в подобающий православный вид. Но с началом Первой Мировой войны обитатели были эвакуированы, и на территории в 1915-1918гг. располагался немецкий госпиталь.

После войны власти Литвы переоформили монастырь в женский, передав его Ордену св. Казимира. Но советская администрация в 1948 году службы запретила, после чего долгие годы монастырь переходил из рук в руки: то здесь располагался архив, то музей, то даже психлечебница. Только в 1992 году обитель вернули сестрам ордена.

На территории можно просто прогуляться или еще заглянуть на небольшие исторические выставки. И, конечно, посетить собор. Рядом водохранилище, а сам комплекс выстроен среди высоченных сосен. Вдоль дороги от парковки к монастырю обнаружились муравейники величиной почти с меня.
Очень спокойное, тихое, красивое место.

Ласточкины гнезда на здании костела Вознесения Пресвятой Девы Марии
Ласточкины гнезда на здании костела Вознесения Пресвятой Девы Марии

В подземельях монастыря находятся захоронения первых обитателей монастыря, монахов-камальдулов. Их тела замуровывали в стены, на стене наносилась памятная надпись. Нам туда попасть не удалось, поэтому ограничимся только небольшим некрополем у входа в обитель.

Здесь похоронены Алексей Федорович Львов и его супруга, Прасковья Агеевна. Кроме того, рядом расположены еще несколько захоронений конца XIX - начала ХХ века. Информации о них в основном найти не удалось, хотя вот интересное имя: София Львовна де Фариа э Кастро. Откуда столь экзотическая фамилия в монастыре под Каунасом?..

В 1811 году в Ярославле родился Лев Николаевич Ваксель (1811—1885), который наиболее прославился своей книгой "Руководство для начинающих охотиться с ружьем и легавой собакою". Только при его жизни книга была переиздана аж 4 раза. Сын его, писатель и коллекционер Платон Львович Ваксель (1844 – 1918), прожил удивительно насыщенную жизнь, в числе прочего он много лет провел на Мадейре и в Лиссабоне, знакомя португальцев с русской музыкой и изучая португальскую. Там он познакомился и подружился с публицистом и общественным деятелем Жозе Карлосом де Фариа э Кастро.
По приглашению Платона Львовича португалец прибыл в родовое имение Вакселей в литовском городке Раудоне, где влюбился в сестру Платона Львовича — Софию Львовну (1835-1887). Чувства оказались взаимны, так что они поженились. К сожалению, София умерла рано, их общему сыну Иосифу тогда было 10 лет. Безутешный супруг вырастил сына, дожил до 75 лет и был похоронен в Раудоне на католическом кладбище.

Но давайте об авторе первого российского гимна.

Вообще, гимны, как один из символов государства, — явление очень молодое. В различных странах они начали появляться в основном в XVIII-XX вв., и лишь в ХХ веке окончательно заняли свое место рядом с флагом и гербом.

Алексей Федорович Львов (1798-1870) увлекался музыкой с детства, так что родители не скупились на учителей. К 7 годам он уже свободно играл на скрипке. И хотя в итоге была выбрана карьера военного инженера, Алексей Федорович занятий своих никогда не бросал.
В 1833 году Николай I съездил в Австрию и Пруссию, да и загорелся: стране нужен собственный гимн. До этих пор в России на встречах императора играли английский мотив "Боже, храни короля (королеву)". Да и не только в России, тема была популярна во многих европейских странах. Ну в общем скатался Николай I за границу, посмотрел, послушал, да и вернулся в числе прочего с идеей собственного гимна.

Алексей Федорович тогда был в составе делегации, так что неудивительно, что он оказался в гуще так сказать событий. Так описывал дальнейшее сам Львов:
"По возвращении в Россию граф Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что мы не имеем народного гимна, и скучая, поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспоминал о величественном гимне английском, об оригинальном гимне французском и умилительном гимне австрийском. Несколько времени мысль эта бродила у меня в голове. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа, от ученого до невежи. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан".

Автор первого российского гимна
Автор первого российского гимна

Слова к музыке подобрал поэт Василий Андреевич Жуковский из своего стихотворения "Молитва русского народа", написанного в 1814 году. Оно, с небольшими доработками, идеально легло на музыку.

Николаю I гимн понравился, он подарил Львову золотую табакерку, усыпанную бриллиантами, и назначил своим флигель-адъютантом. А в 1837 году Алексей Федорович был назначен директором Придворной певческой капеллы (и значительно повысил ее уровень за годы руководства). Не буду перечислять все заслуги и награды, но это человек, прославившийся как скрипач-виртуоз, композитор, военный и общественный деятель, — успел удивительно много сделать за свою жизнь. Еще и женился на первой красавице двора, Прасковье Агеевне, в девичестве Абаза. Кстати ее брат, Александр Агеевич, поднялся до министра финансов, правда ненадолго.

Остаток жизни Львов прожил в своем имении под Каунасом, поэтому и захоронение осталось там, в Литве, у монастыря. А гимн "Боже, Царя храни!" просуществовал до 1917 года.

Молодое советское государство, таким образом, осталось без официального гимна. Его сначала заменяла французская "Марсельеза", потом — "Интернационал". Только в 1943 году Александр Васильевич Александров (настоящая фамилия Коптелев) создал новый государственный гимн на основе написанного им же ранее "Гимна партии большевиков". Слова к музыке написали С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан, и, по преданию, некоторые правки внес сам Сталин. В 1944 году гимн СССР был окончательно утвержден, а в 2000г. музыка, написанная Александровым, стала основой для нового гимна Российский Федерации.

В заключение стоит обязательно отметить, что творения композитора и дирижера Александрова не ограничились лишь гимном. Он написал музыку, которая нам и сегодня известна в таких песнях, как "Священная война", "Песня о советской армии", "Марш артиллеристов" и пр., а еще оперы "Русалка" и "Смерть Ивана Грозного", и многое другое. Скончался Александр Васильевич в Берлине в 1946 году, был перевезен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие А.В. Александрова, фото из Википедии, заменю как найду своё по папкам
Надгробие А.В. Александрова, фото из Википедии, заменю как найду своё по папкам

Традиционно благодарю за внимание.
Разбирала старые снимки, у меня так много разного из Прибалтики... К числу неожиданных открытий стоит отнести и обнаружение надгробия Ивана Федоровича Крузенштерна в Домском соборе Таллина. Но об этом в следующий раз.