C-17 Globemaster III – реактивный военно-транспортный самолёт, разработанный корпорацией Boeing. Свой первый полёт машина совершила в 1991 году. Спустя два года самолёт был принят на вооружение ВВС США. Транспортник производился серийно с 1991 по 2015 годы. Всего было выпущено 270 самолётов данного типа.
Основное назначение С-17 – осуществление стратегических перевозок людей и грузов. Дополнительной "опцией" являются тактические миссии на небольшие расстояния.
Машина достаточно тяжёлая. Максимальная взлётная масса "Глоубмастера" составляет 265 тонн, максимальная грузоподъёмность – 77,5 тонны.
С учётом основного назначения транспортников данного типа довольно любопытным выглядит инцидент, когда военно-транспортный самолёт C-17 ВВС США повредил взлётно-посадочную полосу в аэропорту. Публикация на эту тему появилась на страницах профильного авиационного издания Flug Revue.
По данным немецких журналистов, инцидент произошёл в региональном аэропорту американского городка Стиллуотер, штат Оклахома. Незадолго до Рождества женская баскетбольная команда ВВС США должна была сыграть с командой Университета Оклахомы. В соответствии со своим статусом баскетболистки из ВВС путешествовали на военно-транспортном самолёте C-17.
Но, как впоследствии заявила местная администрация, большой самолёт оказался слишком тяжёлым для небольшого регионального аэродрома. При приземлении транспортник разрушил взлётно-посадочную полосу.
Взлётно-посадочная полоса в аэропорту Стиллуотер имеет длину 2256 метров. Самым тяжёлым самолётом, которому разрешено приземлятся на эту полосу является среднемагистральный лайнер Boeing 737-900. При посадке C-17 предельно допустимая нагрузка на взлётно-посадочную полосу была превышена на целых 45 тонн!
До сих пор остаётся непонятным, почему командир экипажа "Глоубмастера" решил приземляться в гражданском аэропорту Стиллуотера. Военно-воздушные силы США никогда не обращались к властям за специальным разрешением, необходимым для этого. Это со слов местных властей.
В то же время в ВВС США категорически отрицают обвинения в свой адрес и говорят о том, что рейс был заранее согласован и одобрен компанией-оператором аэропорта ещё за пять дней до злополучной посадки.
Любопытно, что ещё в октябре 2022 года Военно-воздушные силы уже хотели посадить свой C-17 в местном аэропорту. Тогда необходимо было доставить бейсбольную команду ВВС к месту состязаний. Но в аэропорту отказали в приёме воздушного судна, сославшись на ограничения по максимальной посадочной массе.
В настоящий момент службы аэропорта уже провели временный ремонт взлётно-посадочной полосы. Но поскольку покрытие ВВП является многослойным, никто не знает какой реальный ущерб могла нанести та посадка. Поэтому руководство аэропорта намеревалось обследовать ВВП при помощи гидролокатора [по тексту, прим.].
Пикантность всей ситуации в том, что Boeing C-17 Globemaster III изначально проектировался для применения с плохо подготовленных грунтовых аэродромов. Чтобы "сломать" взлётную полосу, по всей видимости, необходимо было хорошо "приложить" борт об неё.
Что можно сказать по данному поводу? Сразу на ум приходит незабвенный русский сатирик Михаил Задорнов с его крылатой фразой.