Найти тему

О правах и лицензиях. Если коротко.

Поставлена точка в последнем предложении рукописи. Мысль, которую хотел выразить автор, приняла объективную форму (ст. 1256 ГК РФ).

Теперь, обнародована или необнародована рукопись, она становится объектом авторских прав, и чего-то особенного для этого делать не нужно:

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: - литературные произведения;
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
ст. 1259 ГК РФ

Однако!

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
ст. 1257 ГК РФ

Выводы делайте сами. Есть такое понятие как депонирование, которое, если с вами сыграли злую шутку охочие до чужих трудов «писатели», поможет доказать, что именно Вы сочинили, написали, вычитали, выстрадали каждую буковку в оговоренном тексте.

Авторское право подразумевает под собой личное неимущественное право («моральное право») и имущественное право.

Исключительное право, или исключительное имущественное право, позволяет использовать произведение любым способом (в рамках законодательства страны) и в любой форме (Написать на заборе «Стругацкие живы!» патриотично, но является вандализмом. Автор статьи ни в коем случае не призывает, даже осуждает, писать объекты авторских прав на стенах и заборах). Сюда входят: воспроизведение произведения, распространение, прокат, сообщение в эфир. И это право отчуждаемо, и может переходить к другим лицам.

В отличие от личного неимущественного авторского права, т.е. права называться автором произведения, и без стороннего мнения решать, под чьим именем использовать произведение, являющегося не отчуждаемым.

И на исключительные права могут посягнуть.

Каждый автор считает своё произведение заслуживающим внимания, и желание обнародовать его совершенно справедливо. 

Многие наверно знакомы с понятием «писать в стол», когда автор пробует перо и/или раскачивает навык, и пока не хочет огласки. Но чаще, с рукописью наперевес, автор идёт в издательство. Чтобы организация могла издать книгу, она должна получить права на использование произведения.

Издательство «…именуемое в дальнейшем Правополучатель…» и вы «…именуемый в дальнейшем Правообладатель…» заключаете договор о том, что правообладатель предоставляет правополучателю право на использование произведения в определённых настоящим лицензионным договором пределах. 

Существуют ещё определения: исключительная лицензия, когда лицензиар (правообладатель) дает лицензиату (правополучателю) право издавать книгу исключительно в этом издательстве. По завершению срока лицензии, автор может продлить договор или нет, в общем он снова сможет  распоряжаться произведением как хочет. И простая, неисключительная лицензия, когда автор, помимо этого издательства, может издать произведение где-то ещё, параллельным тиражом. Разница будет в роялти (при исключительной лицензии оно больше).

На слух одинаковые определения - исключительная лицензия и исключительное право - указанные в предмете договора, сбивают с толку. Один другому «…предоставляет право на условиях исключительной/неисключительной лицензии…» или же «…передаёт исключительное право…». Загвоздка в том, что отчуждая исключительное право, вы теряете это право, и правообладателем становится издательство, а автор, при охраняемых законом личных неимущественных правах, может только наблюдать своё имя на обложке книги.

Ничего страшного?

Именитый режиссёр, увидев на полке вашу книгу, прочитав её и вдохновившись на создание фильма по мотивам произведения, звонит вам и объявляет прекрасную новость. Затем читает ваш договор с издательством и вдруг не выходит больше на связь. А всё потому, что после прочтения вашего договора, он уже будет звонить в издательство, потому что теперь решение о том, экранизировать книгу или нет, принимает оно. Вам же останется только гонорар с продаж книг, указанный в договоре, и, может быть, ваше имя где нибудь в конце титров.

Мораль сей басни такова - в договоре дырочка была.

Внимательно читайте договор, и тогда ничто не сможет омрачить вашу эйфорию от творчества!

© Олег Старцев, «Нестоличный ЛитераторЪ» 2023г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.