Многие телезрители помнят актёра Болота Бейшеналиева, переигравшего сыновей многих восточных народов: китайцев и японцев, хантов, манси, якутов и даже чукчей. Как органично он вживался в образы всевозможных детей и сынов Азии.
Наблюдать за работой Бейшеналиева всегда было одно удовольствие. И совершенно не важно, какой у роли метраж, и кого актёр играет - коммуниста Дюйшена или басмача, афериста или хана. Кстати из басмачей, сыгранных актёром, можно было бы сформировать целый отряд, где каждый герой был со своим особым характером.
А ведь актёром Болот стал совершенно случайно. Сын киргизских степей, он приехал поступать в сельскохозяйственный институт в тогдашний Фрунзе и погорел на плохом знании русского языка. Чтобы не возвращаться домой, он устроился рабочим в киргизский оперный театр. Его целью было подучить русский язык, чтобы через год повторить попытку поступления и стать агрономом.
Но соприкосновение с миром искусства не прошло даром для юноши. Актёрство примагнитило его. Поучившись в народной студии, в 22 года Болот поступил в Ташкентский театральный институт, окончив который был приглашён А. Кончаловским на роль Дюйшена в культовую картину "Первый учитель". Фильм жёсткий. Как и все произведения Чингиза Айтматова. Образ, воплощённый Болотом врезался в память.
Ещё снимаясь у Кончаловского, Болот сыграл небольшую роль татарского хана у А. Тарковского в "Андрее Рублёве". Он был фантастически органичен в этой небольшой роли. Многие помнят его разговор с великим князем:
— Послушай, князь, а что это за баба лежит?
— Это не баба. Дева Мария. Рождество Христово.
— А кто в ящике?
— Христос, сын её.
— Так какая же она дева, если у неё сын? Хотя у вас на Руси ещё и не такое бывает.
Далее на Болота сошло обилие ролей. И все роли он играл с полной отдачей. На славу поработал артист последующие тридцать лет: Лу в "Тайнах мадам Вонг", Лао в "ТАСС уполномочен заявить...", Касымов в "Горячем снеге", Пета в "Захаре Беркуте", Гули в "Колонии Ланфиер", Номоконов в "Где 042?". А какая мощная роль была в фильме "Профессия - следователь". Его Шурпетов получился хитрый и коварный. А его геройский лётчик Стёпа Хант из "Места здесь тихие"? С какой яростью его герой защищает северную природу тундры, а после гибнет в бою так и не сумев найти плавбазу противника.
Особенно удавались ему шаманы. Невозможно забыть его в роли Черного Шамана ("Белый Шаман"), вогульского шамана Беюкты ("Золотая баба").
Много Болот Бейшеналиев работал на родной киргизской киностудии, а также немало сыграл ролей на Узбекфильме.
В конце 60–х годов он снимался на Узбекфильме в фильме "Красные пески" в роли комиссара. Там он познакомился с туркменкой Гульсарой. Они поженились, у них родились дочь Гульназ и сын Азиз. Сын пошел по стопам отца и стал актером.
Были у киргизского актера съемки и за рубежом: в "Звездах и солдатах" венгерского режиссера М. Янчо и "Колонии Ланфиер" чеха Я. Шмидта.
Дальше перст судьбы указал ему на Польшу. Во время отдыха в Крыму Болот познакомился с полячкой Стеллой. Болот оставил семью, женился на Стелле, и они стали жить в Москве. Квартира у семейной пары была в Чертаново, в районе метро Южная.
Актёра часто видели гуляющим по чертановским улицам. Он очень скромно одевался и совсем не выделялся из толпы. В этот период у Болота Бейшеналиева начались проблемы с алкоголем. Жена от него ушла. При разводе он оставил ей квартиру и полный сундук кинжалов, которые собирал долгое время.
Чтобы решить проблемы с алкоголем, он в конце перестройки вернулся на Родину, в Киргизию, где оказался особо никому не нужным. Большой мастер советского кино, сыгравший под сотню ролей, умер в нищете. У создателя множества образов в кино не было в Бишкеке своего дома, и на старости лет он жил у родственников.
При этом, удивительно, но Болот Бейшеналиев продолжал немало сниматься все тяжёлые девяностые годы вплоть до 2000 года: "Очарованный странник", "Гибель Отрара", "Замок", "Абай", "Печать сатаны", "Великий амир Темур". Без работы Болот не оставался. Режиссёры его исправно приглашали.
После смерти народного артиста Кыргызстана в 2002 году, на его родине в селе Кемин установили ему памятник и дали его имя сельскому кинотеатру.
Болот Бейшеналиев был очень талантливым и ярким актером, верным сыном киргизского народа. Прекрасным, очень интеллигентным и скромным в общении человеком. Светлая память о великом артисте и человеке навсегда останется с нами.