Найти тему
Звенимир

Болот Бейшеналиев - многоликая Азия советского кино


Многие телезрители помнят актёра Болота Бейшеналиева, переигравшего сыновей многих восточных народов: китайцев и японцев, хантов, манси, якутов и даже чукчей. Как органично он вживался в образы всевозможных детей и сынов Азии.

Наблюдать за работой Бейшеналиева всегда было одно удовольствие. И совершенно не важно, какой у роли метраж, и кого актёр играет - коммуниста Дюйшена или басмача, афериста или хана. Кстати из басмачей, сыгранных актёром, можно было бы сформировать целый отряд, где каждый герой был со своим особым характером.

А ведь актёром Болот стал совершенно случайно. Сын киргизских степей, он приехал поступать в сельскохозяйственный институт в тогдашний Фрунзе и погорел на плохом знании русского языка. Чтобы не возвращаться домой, он устроился рабочим в киргизский оперный театр. Его целью было подучить русский язык, чтобы через год повторить попытку поступления и стать агрономом.

"Первый учитель". Дюйшен. 1965
"Первый учитель". Дюйшен. 1965

Но соприкосновение с миром искусства не прошло даром для юноши. Актёрство примагнитило его. Поучившись в народной студии, в 22 года Болот поступил в Ташкентский театральный институт, окончив который был приглашён А. Кончаловским на роль Дюйшена в культовую картину "Первый учитель". Фильм жёсткий. Как и все произведения Чингиза Айтматова. Образ, воплощённый Болотом врезался в память.

"Андрей Рублёв".
"Андрей Рублёв".

Ещё снимаясь у Кончаловского, Болот сыграл небольшую роль татарского хана у А. Тарковского в "Андрее Рублёве". Он был фантастически органичен в этой небольшой роли. Многие помнят его разговор с великим князем:

— Послушай, князь, а что это за баба лежит?

— Это не баба. Дева Мария. Рождество Христово.

— А кто в ящике?

— Христос, сын её.

— Так какая же она дева, если у неё сын? Хотя у вас на Руси ещё и не такое бывает.

"Где 042?". Номоконов. Моторист. Главная роль
"Где 042?". Номоконов. Моторист. Главная роль
Стёпа Хант. "Места здесь тихие". 1967
Стёпа Хант. "Места здесь тихие". 1967

Далее на Болота сошло обилие ролей. И все роли он играл с полной отдачей. На славу поработал артист последующие тридцать лет: Лу в "Тайнах мадам Вонг", Лао в "ТАСС уполномочен заявить...", Касымов в "Горячем снеге", Пета в "Захаре Беркуте", Гули в "Колонии Ланфиер", Номоконов в "Где 042?". А какая мощная роль была в фильме "Профессия - следователь". Его Шурпетов получился хитрый и коварный. А его геройский лётчик Стёпа Хант из "Места здесь тихие"? С какой яростью его герой защищает северную природу тундры, а после гибнет в бою так и не сумев найти плавбазу противника.

Урман-бек в "Кто был ничем". 1975
Урман-бек в "Кто был ничем". 1975

"Когда уходят киты". Чукча Ветлы. 1982
"Когда уходят киты". Чукча Ветлы. 1982

Особенно удавались ему шаманы. Невозможно забыть его в роли Черного Шамана ("Белый Шаман"), вогульского шамана Беюкты ("Золотая баба").

Много Болот Бейшеналиев работал на родной киргизской киностудии, а также немало сыграл ролей на Узбекфильме.

В конце 60–х годов он снимался на Узбекфильме в фильме "Красные пески" в роли комиссара. Там он познакомился с туркменкой Гульсарой. Они поженились, у них родились дочь Гульназ и сын Азиз. Сын пошел по стопам отца и стал актером.

Были у киргизского актера съемки и за рубежом: в "Звездах и солдатах" венгерского режиссера М. Янчо и "Колонии Ланфиер" чеха Я. Шмидта.

Дальше перст судьбы указал ему на Польшу. Во время отдыха в Крыму Болот познакомился с полячкой Стеллой. Болот оставил семью, женился на Стелле, и они стали жить в Москве. Квартира у семейной пары была в Чертаново, в районе метро Южная.

Актёра часто видели гуляющим по чертановским улицам. Он очень скромно одевался и совсем не выделялся из толпы. В этот период у Болота Бейшеналиева начались проблемы с алкоголем. Жена от него ушла. При разводе он оставил ей квартиру и полный сундук кинжалов, которые собирал долгое время.

"Профессия - следователь". Шурпетов. 1984
"Профессия - следователь". Шурпетов. 1984

Чтобы решить проблемы с алкоголем, он в конце перестройки вернулся на Родину, в Киргизию, где оказался особо никому не нужным. Большой мастер советского кино, сыгравший под сотню ролей, умер в нищете. У создателя множества образов в кино не было в Бишкеке своего дома, и на старости лет он жил у родственников.

При этом, удивительно, но Болот Бейшеналиев продолжал немало сниматься все тяжёлые девяностые годы вплоть до 2000 года: "Очарованный странник", "Гибель Отрара", "Замок", "Абай", "Печать сатаны", "Великий амир Темур". Без работы Болот не оставался. Режиссёры его исправно приглашали.

"Гибель Отрара". 1991
"Гибель Отрара". 1991

После смерти народного артиста Кыргызстана в 2002 году, на его родине в селе Кемин установили ему памятник и дали его имя сельскому кинотеатру.

Болот Бейшеналиев был очень талантливым и ярким актером, верным сыном киргизского народа. Прекрасным, очень интеллигентным и скромным в общении человеком. Светлая память о великом артисте и человеке навсегда останется с нами.