Владимир Челищев (Линденберг)
"Человечество молится"
Практики медитации в мире - Буддизм
Сатипатхана – тропа бдительности
Учение Гаутамы Будды (560 - 480 г.г. до Р.Х.) представляет собой наиболее терпимое и кроткое религиозное учение в мире. Сообщества и народы, которые ему следуют, развивают высочайшую моральную культуру, имеют утонченные межчеловеческие отношения и показывают бросающуюся в глаза сравнительно небольшую преступность. Люди тихие, терпеливые, дружелюбные, готовые помочь, снисходительные.
О Буддизме говорят, как о религии. Будда сам так же мало, как и Кунг-Фу-Тзе и Лао-Тзе рассматривал себя в качестве основателя религии. Он не хотел быть ничем иным, как учителем, безусловно еще более учителем маленькой элиты, монашеского ордена, которому он способствовал обрести высочайшее самообладание, самоотречение с целью высочайшего одухотворения. Аналогично с великим святым христианства, Франциском Ассизским, проповедовал он отказ от имущества, смирение, путешествия, учение и жизнь подаянием, чтобы порвать с гордостью и потребностью обладания имуществом.
Его высшее стремление в заботе о достижении четырёх небесных добродетелей: безграничного дружелюбия, безграничного сострадания, безграничного сопереживания радости и бесконечного спокойствия.
Смысл учения в том, чтобы освободить человека из его кармических переплетений, из привязанности к судьбе и к страданию. Это освобождение может быть достигнуто только через живое сознание, через сознательную постановку цели, через неутомимое саморазвитие, через ненасилие, хладнокровие и медитацию.
"Каждое учение, о котором ты можешь себе сказать, что оно ведёт к бесстрастию, а не к пристрастию; к независимости, а не к привязанности; к уменьшению мировых доходов, а не к собственному возвышению; к простоте, а не к стяжательству; к удовлетворенности, а не к неудовлетворенности; к одиночеству, а не к общительности; к повышению производительности, а не к сонливости; к радости от добра, а не радости от зла – о таком учении можно с определенностью сказать: Это правило! Это учение! Это послание Мастера!"
Страдание рассматривается, как притягивающая к земле, связывающая человека с кармой сила. Освобождение от привязанности к страданиям ведет к духовности и нирване, состоянию несуществования, или высшего существования, растворению маленькой индивидуальности, в её превращении, в космической индивидуальности. "Атман – не Я сам", является целью.
Будда следующим образом формулирует причины страданий и способы избавления от них:
1. "Что есть страдание? Рождение есть страдание, старость есть страдание, также болезнь и смерть. Также связь с нелюбимым и разлука с любимым есть страдание. И когда желают и стремятся к чему-либо, но не достигают, это также страдание. В результате: пять разветвлений связанности с земным есть страдания. Это есть страдание.
2. Что есть возникновение страдания? Это некая жажда, которая ведёт от одного перерождения к другому перерождению, сопровождаемым радостью и страданием, здесь и там свою радость находящая (жажда удовольствий, жажда становления, жажда прекращения существования). Это возникновение страдания.
3. Что есть устранение страдания? Это как раз полное устранение и подавление той жажды, ведущей от одной инкарнации к другой, сопровождаемых радостью и страданиями, тут и там находящей свою радость, выступающую с рождением, и отступающую со смертью. Это устранение страдания.
4. Какой путь ведет к устранению страдания? Это священный восьмеричный путь, который состоит из: правильной веры, правильного мышления, правильной речи, правильных поступков, правильной жизни, правильных устремлений, правильного воспоминания, правильного самопогружения."
Систематическая медитация над этими четырьмя истинами стоит в центре задачи буддиста. Его всё существо пронизывается этой задачей.
Основная установка нацеленного существования есть "Ахимза" - не убивать, не применять силу. Всё живое превращается друг в друга и бежит в колесе реинкарнаций от одного существования к другому высшему; всё вечно, всё превращается, и каждый добрый или злой поступок и мысль тянется как красная нить через череду инкарнаций.
В Удане Будда говорит: "Мои мысли пропутешествовали в мир во всех направлениях. Я никогда не встречал, чтобы кто-нибудь любил другого больше чем себя самого. И так как другому, каждому для себя самого, его собственное Я любо, должен тот, кто своей собственной выгоды ищет, другому не причинять зла."
Человек, животное, насекомое есть отражения тебя самого. Всё доброе и всё злое, что ты кому-либо из них сделаешь, делаешь ты сам себе. Ты связываешь свою карму с их и будешь обязан пронести это через жизнь или через другую форму существования, пока не искупишь. Свобода от эгоизма и стремления к значимости ведёт к свободе от страха. Рассказывают, что Пурна, ученик Будды, просил отпустить его пойти в Сронапаранту, негостеприимный край, чтобы там распространить учение. Между им и Буддой произошел следующий разговор:
Будда: "Люди в Сронапаранте дикие, склонны к насилию и грубости. Это лежит в их характере других людей беспокоить, ругать, оклеветать. Если они к тебе начнут приставать, ругать, оскорблять, что ты подумаешь?"
Пурна: "В этом случае я буду думать, что люди в Сронапаранте в сущности добрые и дружелюбные, что они меня не бьют, и не бросают в меня камни".
Будда: "А если они тебя будут бить, или закидают камнями, что ты подумаешь?"
Пурна: "В этом случае я буду думать, что они ещё добрые и дружелюбные люди, что они не нападают на меня с дубинкой или с оружием."
Будда: "А если они нападут на тебя с дубинами или с оружием, что ты тогда подумаешь?"
Пурна: "В этом случае я подумаю, что они добрые и дружелюбные люди, что они меня не убили."
Будда: "Ну, а если они тебя убьют, Пурна, что ты будешь думать?"
Пурна: "И в этом случае я подумаю, что они добрые и дружелюбные люди, потому что они без больших церемоний меня из этого испорченного тела освободили. Я знаю, что есть монахи, которые стыдятся тела, огорчаются, раздражаются и сами себя оружием убивают, или принимают яд, вешаются или прыгают со скалы."
Будда: "Пурна, ты одарен большой кротостью и долготерпением, ты сможешь в этой стране Сронапарантас жить. Отправляйся и учи их быть свободными, как свободен ты."
Буддистская школа медитации охватывает тело и душу, это совершеннейшее и психологичнейшее упражнение для самореализации. Только в целом проникновении лежит благо.
"Я объясняю тебе, что внутри этого смертного тела длиной в 6 футов лежит мир, его начало и его конец, а также и тропа, которая ведёт к завершению", - говорит Будда.
Путь медитации ведёт через очищение тела снаружи и изнутри, тишину, неподвижность, сидячие позы, дыхание, успокоение внутренних органов, опустошение душевного содержания, внутреннюю тишину, безмыслие, повторение священных слов или слогов как путь к опустошению и путь к концентрации на точке или мысли, непрерывное созерцание точки на белом фоне или образа, или рисунка. И, наконец, конечная цель медитации, погружение, внутреннее видение, Unio mystika, переживание единства с Богом, Космосом, "самадхи" индийцев, "сатори" японцев.
Соответственно своей до крайности одухотворенной позиции учит Будда медитации из духа. Дух это то, что правит телесными функциями.
Чтобы это учение сделать наглядным, я дам несколько отрывков из учения Будды о медитации, из "тропы бдительностивосьмеричного". (Сатипатхана).
"Ученик Сарипутта спросил Будду: "Говорят, господин, о "Большом Человеке"(Maha purisa). Насколько он, господин, большой?"
Будда ответил: "С свободным духом, говорю я, о Сарипутта, человек бывает большим; с несвободным духом, говорю я, нет большого человека. Когда, о Сарипутта, дух освобождён? Когда пребывает, о Сарипутта, монах при теле в созерцании тела, усердно, ясно сознавая и внимательно наблюдая за превращением алчности и уныния по отношению к миру. Пребывающего в теле в наблюдении за телом, дух очистит от страстей и освободит. Он пребывает в чувстве в созерцании чувств, в духе в созерцании духа, при духовных объектах в созерцании духовных объектов, усердно, ясно и внимательно сознавая. Так освобож-дается дух. С освобожденным духом, говорю я, человек становится большим. С несвободным духом, говорю я, нет большого человека!""
Упражнение чистого наблюдения: Человек должен воспринимать предметы и живые существа своими чувствами, без собственных из своего переживания ощущения, присоединившихся ненависти или зависти, любви или огорчения. Он должен беспристрастно и непредубежденно, без какого-либо предрассудка наблюдать и наблюдаемое удерживать в своей памяти. Это приводит к объективному восприятию вещей и событий. Чистое наблюдение очищает, проясняет и укрепляет фундамент познания, медитации и нравственности. Это наблюдение творит чистое, неискаженное переживание объекта. К этому относится постоянное и непрерывное упражнение в освобождении себя от эмоций и аффектов.
Будда также требует точно различать воспринятые различными органами чувств переживания. Своему ученику Бахийя он сказал: "Увиденное должно быть исключительно увиденным, услышанное должно быть исключительно услышанным, воспринятое другими тремя телесными чувствами – исключительно воспринятым, распознанное исключительно распознанным."
"Только с бдительным вниманием точно проверенные вещи познаёт мудрость, не сумбурные."
Нюанапоника, современный последователь Будды, говорит: "Чистое наблюдение даёт вещам сначала самим говорить, им разрешают, как бы себя высказать. Им дают выговориться, не прерывая их через поспешные заключительные суждения, когда они так много могут сказать. Так как чистое наблюдение видит вещи каждый раз по новому, без нивелирующего воздействия привычных оценок, вещи могут сказать много нового. Терпеливая внутренняя сдержанность при чистом наблюдении открывает иногда глубокие представления и раскрывает скрытые связи, которые закрыты нетерпеливому дерганью агрессивного интеллекта. Одно из двух, или опрометчивая и привычная оценка, или обращаться к скрытым в вещах часто очень важным познавательным источникам. Этот простой метод чистого наблюдения может дать нам ошеломляющую и плодотворную полезную информацию о нас самих, о механизме наших чувств и страданий, достоверности функционирования нашего мышления, о наших действительных или скрытых мотивах и предрассудках.
Эта служба чистого наблюдения совпадает с позицией исследователя и ученого. Чистое определение предметов и понятий, исключение или уменьшение субъективного фактора, бодрствующая готовность к восприятию из вещей исходящего поучения, отставление собственного суждения до окончания заботливого и всестороннего исследования.
Большая часть страданий в мире происходит не столько благодаря сознательному осуществлению зла, скорее через невнимательность, нерассудительность, торопливость и несдержанность. Один единствен-ный момент размышления был бы иногда достаточен, чтобы ликвидиро-вать далеко простирающуюся цепь неприятностей и вины. Внутренняя сдержанность, к которой привыкают благодаря удержанию чистого наблюдения, даёт возможность, заметить как раз каждый момент выбора и сразу установить, где дух ещё формирует, ещё не установился. Чистое наблюдение направляет себя на современность и учит тому, чего так много людей больше не могут: сознательно жить в сегодняшнем дне."
Дальше он говорит: "Если проводится удержание в чистом наблюдении людей и происходящего, то можно тотчас почувствовать, насколько гармоничнее проходят такие дни, чем те, в которые уступают малейшему искушению к вмешательству, действию, слову, ощущению и мысли. Такие дни проходят с приятным ощущением свободы и самодостаточной радости. Если таким образом дистанцируются от людей и переживаний, через такую сдержанность становятся и в своей позиции по отношению к ним гораздо дружелюбнее. Чистое наблюдение учит в отказе, отучает от хватания и вмешательства.
Если ученик привыкает делать эти упражнения последовательно и ежедневно и понемногу распространять их на телесные, разговорные и духовные деятельности, тогда вся жизнь становится медитативным упражнением. Будет возрастать независимость относительно успехов или неудач, похвал или порицаний."
Медитации о телесных процессах. В противоположность чрезмерно скрупулезным разработкам упражнений Хатха-Йоги индийцев, с их 84-мя асанами, и довольно сложной Пранаямой, Будда учит, что можно и телесные функции гармонизировать и успокоить путём только чистого наблюдения. Дыхание исключительно спокойно наблюдается, с сильным и постоянным, и в то же время эластичным вниманием, без напряжения и судорожности. Из самого этого регулярного спокойного наблюдения возникает самостоятельно большое равновесие и углубление дыхания. А за успокоением и углублением дыхательного ритма следует значительное успокоение и углубление общего жизненного ритма. Итак, внимательное дыхание действует сначала как успокоительное средство телесно и духовно. В дальнейшем оно является простейшим средством для достижения концентрации.
Наблюдающий должен также обращать внимание на своё хождение, стояние, состояние покоя, лежание. Эта внимательность будет естественным образом гармонизировать все наши движения и самообладание и изгонит поспешность, опрометчивость и спотыкание.
Внимание к телесным проявлениям содействует начальному ознакомлению с безличностью тела и из этого вытекающего отчуждения от него. При этом приходят к тому, что ощущают телесные отношения, такие как движения и позы большой группы телесных членов. В противоположность этой игре движений будет возникать ощущение отчужденности, в котором начинает исчезать привычная идентификация с телом.
Так же, как наблюдение телесных функций и отношений ведет к духовному осознанию и гармонизации этих функций, ученик учится медитировать над духовными объектами и очищает своё Я от малейших забот и случайностей повседневности. Он становится духовным, "большим человеком".
Эта медитация протекает сначала в полном обращении внутрь. Продвинувшийся после продолжительных упражнений становится способен медитировать всюду и при любой деятельности, а в результате всё своё существование и деятельность превратить в объект медитации, как это рассказывалось о поваре Тинге.
Все знают как тяжело удерживать одну единственную мысль даже малое время. Всё снова приходят мешающие мысли, представления, клочки мыслей. Мы охотно называем их "чужими мыслями", хотя они происходят из нашей собственной реквизитной кладовой. Нет ничего тяжелее, чем избавиться от этих мыслей, они как мухи перед дождём.
Будда нашел действенное и в высшей степени психологическое средство, как с ними справляться. Он называет это превращением препятствий медитации в объект медитации. Если помеха из обрывков мыслей или волнующих мыслей не исчезает в скорости и безвозвратно, нужно взять её как объект рассмотрения и вставить в общую раму упражнения внимания. Тогда дух успокаивается или внешнее препятствие исчезает, тогда можно вернуться к первоначальному объекту или пойти по пути рассмотрения нового объекта. Этот способ находится в согласии с методом, в котором каждое обстоятельство используется для внутреннего продвижения вперёд, без назначения себе никакого особенного пути и отдельного объекта медитации.
Например: Ученик сообщил своему мастеру, что ему мешают медитировать мимо едущие громыхающие повозки. Учитель сказал: "Направь внимание на этот шум, медитируй о "тоне". Это могло происходить в духовном наблюдении объекта: "Он знает ухо и тоны и антипатию, которая благодаря им обоим возникает". Мог быть дан другой совет: "Наблюдай рождающееся в тебе нежелание этой помехи и медитируй об этом".
Сатипатхана: "Упражнение в правильной внимательности представляет культуру духа в собственном и высшем смысле".
Предоставим самому Будде сказать несколько слов о упражнении в медитации: "Тут, о монахи, есть монах, который пошел в лес под кроны деревьев или в пустынное жилище. Он садится со скрещенными ногами, тело выпрямлено, внимание перед собой держит готовым, внимательно вдыхает и внимательно выдыхает.
Когда он продолжительно вдыхает, то знает: "Я вдыхаю долго", - когда он продолжительно выдыхает, то знает: "Я выдыхаю долго", - когда он коротко вдыхает, то знает: "Я вдыхаю быстро", - когда он коротко выдыхает, то знает: "Я выдыхаю быстро". Всем телом чувствуя, что он вдыхает, так он упражняется; всем телом ощущая, что он выдыхает, так он упражняется. Телесные функции успокаивая, вдыхает; так он упраж-няется; телесные функции успокаивая, выдыхает, так он упражняется. Так же как, о монахи, умелый молотильщик или подмастерье молотильщика, когда он медленно цеп поднимает, знает: "Я долго поднимаю", - когда быстро поднимает, знает: "Я быстро поднимаю", - так же, о монахи, знает монах, если он долго вдыхает: "Я вдыхаю долго", - если он долго выдыхает: "Я выдыхаю долго"."
Или о четырёх положениях тела: "И дальше еще, о монахи, когда идёт монах, он знает, что он идёт; когда монах стоит, он знает, что он стоит; когда монах сидит, он знает, что он сидит; когда монах лежит, он знает, что он лежит. В каком положении пребывает его тело, он сразу знает это.
Так пребывает он внутри тела в наблюдении тела; или он пребывает снаружи тела в наблюдении тела; или он пребывает изнутри и снаружи тела в наблюдении тела. Вещи в их возникновении наблюдая, пребывает он в теле; вещи в их прехождении наблюдая, пребывает он в теле. Или: тело присутствует, так его внимание могуче, как раз только так далеко внимание служит, как далеко оно познанию служит. Независимо живёт он, и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, пребывает монах в теле в наблюдении тела".
Так учение Будды ведёт от медитации и внимательности упражняющегося к совершенному безнасильственному управлению своими органами, своим телом и своим духом, и в конце к совершенному одухотворению всей своей жизни, к становлению "большим человеком".
----
Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич