Настала пора подвести предварительные итоги года и вспомнить лучшие альбомы, выпущенные за последние 6 месяцев. Синекдоха Монток и Сестры демонстрируют, как делать высокое искусство на основе R'n'B, Nocow и Пика разными путями приходят к футуристическому электронному попу с автотюном, а Cream Soda предлагают самую человечную и печальную дискотеку на свете, оказавшуюся последней для одного из основателей группы Димы Новы. Характерно, что многие главные альбомы этого года хотя и посвящены формально личным переживаниям и травмам (Синекдоха Монток, Сестры, ушко, Дельфин и др.), но в итоге точнее и пронзительнее всего рассказывают о новой реальности, в которой мы сейчас живем, помогая нам понять ее.
Синекдоха Монток - "Acume"
Очень интересно наблюдать за тем, как Синекдоха Монток на своем первом за 5 лет альбоме “Acume”, следуя логике nobrow, сталкивает лбами “высокое” и “низкое”, а также традицию и метамодерн, или просто, казалось бы, несовместимые вещи. Например, тот самый засаленный семпл из хита 20-летней давности “Dilemma” Нелли и Келли Роуленд Синекдоха подружил с фолковой гитарой в своей “Сибирской шавасане”. При этом здесь музыкант в свойственной ему манере поет про русскую жизнь и антоновские яблоки вместо сердца. Тексты “Acume” иррациональны и абстрактны до предела, но понятны на каком-то интуитивном уровне каждому человеку, выросшему в России – сложно вспомнить, например, столь же поэтичную песню про буллинг в школе, как “Лес рук”. Синекдоха Монток поет, вообще-то, про земные и часто очень жестокие вещи, но делает это так нежно и утешительно, как никто другой.
Слушать
Сестры - "Все твои желания"
Как и Синекдоха Монток, дуэт "Сестры" очевидным образом отталкивается от джеймблейковского арт-R&B, перенося его на русскую почву, и тоже выигрывает. Роскошно оркестрованные шепчущие песни на альбоме "Все твои желания" развиваются совершенно неожиданным образом, стараясь избегать банальных ходов. "Все твои желания" - тот случай, когда альбом нужно расслушать, посвятив этому делу достаточное количествуо времени, чтобы по-настоящему прочувствовать его красоту. При этом многослойная на альбоме не только музыка, но и лирика. Что делает новые песни Насти и Маруси Муравьевых столь сильными и пронзительными - это лишающее тексты дуэта однозначности слияние (до степени неразличения) личного и общественного, пусть даже мнимое.
Слушать
Cream Soda - "INTERNET FRIENDS"
Жаль, конечно, что история Cream Soda обрывается (если обрывается) именно сейчас - на самом интересном месте. На новом альбоме "Internet Friends" группа на наших глазах перековывается в гиперпоп-коллектив (собственно, на это намекает уже характерные обложка и название релиза), который перемалывает транс, трэп, драм-н-бейс, гэридж и джерси-клаб в обаятельные и трогательные поп-песни. В песнях на "Internet Friends" лаконичные и очень человечные тексты про любовь к дому, людям и вечеринкам, которые вполне можно разбирать на цитаты, как и раньше. Разумеется, после трагической смерти одного из основателей Cream Soda на Волге у многих из песен появилось второе дно. Как родным и близким Димы Новы слушать сейчас "Не встретились" - совершенно не понимаю.
Слушать
Пика - "Picasso 4luv"
"Picasso 4luv" поражает своей абсурдностью и смелостью. Порой сложно поверить в то, что такой альбом вообще существует. Разобрать, что рэпер читает здесь - практически невозможно. Кажется, он где-то в Юго-Восточной Азии, и ему явно хорошо. Пика и его продюсеры явно двигались к созданию "Picasso 4luv" интуитивным образом - собственно, поэтому треки на нем так и захватывают тебя на подсознательном уровне. Формально это гэридж, но вовсе не тот, который вы могли наблюдать в чартах стриминговых сервисов в последнее время. Новые треки Пики скорее вдохновлены Burial и его последователями. Это мрачная, даже в чем-то зловещая музыка, которая будто бы "прислышалась" в бреду на берегу океана в тропиках, при этом под нее вполне можно танцевать.
Слушать
Nocow - "Odinocow"
Nocow на своем новом альбоме "Odinocow" идет в сторону примерно той же танцевальной поп-музыки с автотюном, что и Пика на вышедшем весной "Picasso 4luv". Если последний был про энергию, танцы и трипы, то "Odinocow" - скорее про нежность, мелодии и, собственно, одиночество. Электронный продюсер с большим стажем, решивший радикальным образом переизобрести себя, Nocow берет для своих нужд техно, транс, эмбиент, джангл, даунтемпо и тот же future garage, словно исследуя, как в каждом из жанров будут себя чувствовать сэд-бойские автотюновые страдания в духе Organ Tapes. И часто эти опыты дают действительно любопытные результаты, которым бы позавидовал и сам Bladee.
Слушать
Наадя - "Решения"
“Все было так искренне”, - поет Наадя в песне “Луна”, и эти слова можно применить ко всему альбому “Решения”, который воспринимается как попытка сохранить ментальное здоровье в постоянно меняющемся мире. Получились идеальные инди-поп хиты с переливающимся синтезаторами, которые и вскрывают тебе сердце ножом, и одновременно накладывают швы и утешают. Наадя снова научилась доводить слушателя до слез и записала свой самый красивый, эмоционально раскрепощенный и попросту лучший альбом, в котором нашлось место и трип-хопу (привет Moremoney), и битам в духе Jamie xx, и даже инди-року.
Слушать
Flaty - "Intuitive Word"
Некоторые звуковые коллажи на "Intuitive Word" тянет сравнить с тем сюрреалистическим эмбиентом небесной красоты, который в свое время приснился молодому Aphex Twin на "Selected Ambient Works Volume II". В числе источников, повлиявших на Flaty при создании "Intuitive Word", что только не упоминается - и саундтреки к компьютерным играм, и трэп с R'n'B, кто-то может расслышать дрим-поп, нью-эйдж и даб. Передовая электроника, способная разбить вам сердце - один и лучших альбомов года в своем жанре от продюсера и соавтора Яны Кедриной.
Слушать
ушко - "Wet_Hits"
После череды отличных синглов Ушко и Moa Millar наконец выдали полноценный альбом, оказавшийся практически безупречным. На “Wet_Hits” примерно все то, что и ожидаешь услышать от этого электронного дуэта, а именно бронебойные хиты, вдохновленные русскоязычной поп-музыкой конца 90-х/начала нулевых - в диапазоне от “Тату” до Малолетки/Акулы, плюс здесь много драм-н-бейса, бростепа и гэриджа. И, как это и бывает у Ушко в последнее время, all killer, no filler. Любопытно, что агрессивная танцевальная музыка на “Wet_Hits” сочетается с эфирной лирикой, будто бы от написанной от лица 15-летней мечтательной школьницы и парадоксальным образом резонирующей с нынешней действительностью.
Слушать
Broosnica - "Just Trying to Tell Ya"
Красноярский электронный музыкант на "Just Trying to Tell Ya" предпочитает не засиживаться на каком-либо одном жанре, демонстрируя широту интересов и искреннюю любовь к танцевальной музыке 90-х и 00-х. Вдоволь поупражнявшись с трансом и джанглом в первой половине альбома Broosnica спускается с эйфорических высот на Землю, переходя к туманному бериэловскому future garage, а затем и вовсе ныряет в депрессивные глубины атмосферного трип-хопа и даунтемпо. Несмотря на широкую жанровую палитру, кажется, самое важное имя для Broosnica - это Burial (не зря один из лучших его треков называется "It's Morning, U Comin Back from Rave"). Broosnica крайне убедительно "вспоминает" о легендарных рейвах 90-х, на которых он на самом деле никогда не был.
Слушать
Дельфин - "Прощай оружие"
После пророческих альбомов на злобу дня “442” и “Край” Дельфин вместо того, чтобы выдать их продолжение, обманул все ожидания и запел о любви. Место колючих гитар и маршеобразных ритмов заняли трогательные мелодии и обилие синтезаторных аранжировок. “ПРОЩАЙ ОРУЖИЕ” так и тянет назвать логическим продолжением “Существа” 12-летней давности - там Дельфин тоже много и нежно пел про любовь, находя в ней, как и на новом альбоме, спасение от действительности, которая все равно постоянно маячит в свежих треках Дельфина. Дельфин, в общем-то, снова проговаривает простые и очевидные вещи, важные для него, и улыбается - назло всему миру.
Слушать
kai angel - "MARILYN MANSON"
Артист Дима Ицков, ранее известный как рэпер Zavet, некоторое время назад переехал в Голливуд и записал там альбом “Marilyn Manson” под псевдонимом Kai Angel. Музыка Ицкова перестала быть столь сумбурной и хаотичной - место прежнего индустриального хип-хопа на “Marilyn Manson” занимает агрессивная автотюновая акробатика в духе позднего Плейбоя Карти, ритмическая сетка дрилла и синтезаторные арпеджио из гиперпопа. Несмотря на свой довольно деривативный характер, “Marilyn Manson” затягивает, и постоянно ловишь себя на том, что начинаешь повторять за Kai Angel фразы из прилипчивых припевов, придуманных словно бы маркетологом для ТикТока.
Слушать
HAGRIN — HAGRIN
Калмыцкие шаманы Hagrin, громко заявившие о себе в прошлом году, выпустили дебютный EP, на котором упражняются в инструментальном этник-хаусе («Танец взросления»), брейкбите под аккомпанемент йочина и флейты («Темная степь»), эмбиент-звучании с горловым пением на «Черных быках войны», уходя в народный пляс под наигрыши домбры («Веселые воины»). Даже жаль, что ни один из четырех треков не длится более 4 минут (и это при том, что на ЕР вокал присутствует в минимальном количестве) - тот случай, когда лаконичностью можно было бы пожертвовать. В остальном же это добротная, крепко сбитая фолк-электроника, которую при этом лучше слушать живьем - те, кто хоть раз был на концерте Hagrin, не дадут соврать. Еще удивляет то, что за этими этно-рэйверами стоит тот же человек, который писал воздушный синти-поп в составе группы Somerset. Сыграть на контрасте удалось однозначно.
Слушать
BRESDEN — Тур де данс
Как говорили классики советского рэпа из самарской группы «Час Пик», «Ну что, друзья, настал черед устроить пробу сил». Примерно похожее настроение создает дебютник группы BRESDEN — питерский бэнд решил проверить себя, а заодно и слушателя, на знание жанров и стилей, и провести экскурсию по музыкальным эпохам от 60-х до наших дней - получилось живо, органично и без фальши. Лучше всего получились фанковый трек «Искры», в котором местами музыканты выдают чуть ли не Earth, wind and fire, синти-поповая песня «Ночная леди» и напористая «Недосказанность». Приятный и качественный материал, который может быть полезен как для развития музыкального кругозора, так и просто для создания настроения. Вопросы, само собой, тоже имеются — могут ли музыканты удерживать интерес слушателя без таких прыжков через эпохи?
Слушать
Metox — «Полдень трудного дня»
Треки Метокса — это все та же напористая читка, занимающая 90 процентов хронометража альбома, и олдскульный, минималистичный биток с референсами к Cypress Hill, N.W.A и прочим героям старой школы. Его лирика вмещает и преступное прошлое, и уголовную ответственность за это самое прошлое, и ироничные уколы в сторону обывателей — тот же трек «экофрендли» отлично противопоставляет проблемы общества суровому опыту лирического героя треков Метокса. Находится место на альбоме «Полдень трудного дня» и неймдропингу, будто бы автором текстов является выпускник филфака (диапазон имен - от Марины Цветаевой, Андрея Платонова и Саши Черного до Бальзака с Гомером), и описанию непростых будней барыг. При этом обвинить Метокса в пропаганде подобного образа жизни трудно — он скорее высмеивает наивность и беспечность тех, кто решил связать свою жизнь с незаконными заработками. Если о реверансах в сторону героев гангста-рэпа девяностых уже было упомянуто, то из рэп-героев нулевых Метокса можно сравнить с комптонским исполнителем The Game — внешне неброский в сравнении с тем же 50 Cent, Джейсон Тейлор также очень убедительно смотрелся в роли уличного документалиста.
Слушать
Polnalyubvi — «О чем поет твое сердце»
Альбом, в котором находится место готичным балладам в духе Nightwish и Within Temptation (заглавный трек «Твои глаза» или «Для тебя»), дореволюционным романсам («Прости», «Любовь») и треку, достойному саундтрека к диснеевской сказке («Кукла»). Присутствует на релизе и самоцитирование — песня «Успокой меня» сильно перекликается с прошлогодней «Сиреной». Кто бы мог подумать, что разбавленная гитарными балладами и романсами поп-готика будет востребована в 2020х. Эти песни каким-то удивительным образом оказывают терапевтическое воздействие.
Слушать
Settlers — КРУЖОК
Группу «Settlers» мы любим не только за музыкальные эксперименты и шикарный вокал, но и за системный подход к своему творчеству — со скрупулезностью научных сотрудников филфака в фольклорной экспедиции музыканты препарируют культурное наследие регионов России и ближнего зарубежья, снаряжая народные песни современными аранжировками. Их свежий EP «КРУЖОК» — это фанковые упражнения на треке «Липецкие», тягучий, упаднический трип-хоп в заглавной песне, сбивчивые ритмы в «Розе» и мощнейший грув с перегруженным басом и саксофоном на «Утушке». Сильная, без преувеличений ювелирная работа с материалом.