Найти тему

"Немного солнца в холодной воде..." ("мозаика цитаций" в песнях группы Би-2)

Сегодня мир отличается стремительностью движения, лаконичностью фраз и опрощением образа жизни в целом. Молодое поколение 21 века предпочитает краткие, простые тексты и комиксы длинным, более сложным классическим романам. Поэзия сегодня как никогда соответствует вызовам времени – она молниеносно отвечает на самые актуальные проблемы современной жизни. На прозу часто не хватает времени, а для стихотворения всегда найдется несколько минут. Для этого не обязательно приобретать книгу - довольно стать подписчиком любимого автора в социальных сетях. Самым же популярным источником современных стихов для обычного человека является «песенная поэзия». У песенного и лирического дискурса много общего: художественные приемы, ритмическое строение и способы передачи мыслей автора. Также они связаны жанрами и общими темами: человеческие отношения (любовь, дружба и другие), конфликты и внутренние переживания. Подтверждением тому является присущая им интертекстуальность – обращение к одним и тем же религиозным текстам, мифам, фольклору, классическим произведениям.

Современная культура недаром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт — повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые может человек, обладающий определенным культурным багажом.

Однако не все тексты музыкальных композиций ставят перед собой высокие поэтические цели. Если мы говорим о поп-музыке, ее смыслы чаще сводятся к банальным: «Ее зовут Маша, она любит Сашу,
а он любит Дашу и только ее», акцент делается не на слове, а на ритме, потому что эта музыка в первую очередь предназначена для тела – не для ума. Приоритетом значимости текста перед музыкой всегда отличался жанр авторской песни. Авторская песня обладает высоким уровнем выражения идеи в слове. Бардовская музыка была популярна в 60-80-е годы 20 столетия, сегодня ее прямым наследником можно считать рок-музыку. Рок-поэзия уже давно приковывает к себе пристальные взгляды литературоведов. Главная причина – это логоцентричность русского рока. В критической литературе по изучению русской рок-поэзии привычным стало выражение: «Русская рок-поэзия - культура текста по преимуществу». Помимо того, тексты рок-песен сопряжены с лирикой не только современных писателей, но и писателей прошлых столетий.

Лидеры рок-групп СССР: К. Кинчев ("Алиса"), В. Цой ("Кино"), Б. Гребенщиков ("Аквариум"), В. Сологуб ("Странные игры").
Лидеры рок-групп СССР: К. Кинчев ("Алиса"), В. Цой ("Кино"), Б. Гребенщиков ("Аквариум"), В. Сологуб ("Странные игры").

Начиная со второй половины 90-х годов XX века, наряду с классическим вариантом рок-музыки возникает такое явление как поп-рок, эстетика и философия которого сформировались под влиянием постмодернизма. Поп-рок представлен в русской культуре такими фигурами, как Илья Лагутенко («Мумий Тролль»), Земфира («Zемфира»), Лева-Би и Шура-Би («Би-2») и другими. Если герои рока находятся в постоянной борьбе с миром и собой, пытаются изменить реальность, протестуют, то «принцы и принцессы королевства Рокопопс» (И. Лагутенко) предпочитают обживать хаос, играть с ним. В их песнях хранится огромное количество культурных кодов. Песня выходит из сугубо развлекательной плоскости в одно из средств постижения накопленного миром культурного опыта.

Группа "Мумий Тролль". Лидер группы - Илья Лагутенко
Группа "Мумий Тролль". Лидер группы - Илья Лагутенко

Это становится возможным благодаря использованию цитат, реминисценций, палимпсеста и других приемов. Действенным средством привнесения в песенную поэзию поп-рока имплицитности является аллюзия – «средство расширенного переноса свойств и качеств мифологических, библейских, литературных, исторических и других персонажей и событий на те, о которых идет речь в данном высказывании».

Множественность использования аллюзий в текстах песен обусловлена экономией времени и сжатой передачей информации, через минимум слов передается большой объем сведений. При использовании аллюзий одно слово или фраза несут в себе данные, порой равные целой истории, то есть через систему ассоциаций возникает связь и более глубокое понимание авторского текста посредством ранее полученных знаний.

Примером имплицитных текстов могут служить песни популярной российской группы «Би-2». Это белорусско-российская рок-группа, образованная в 1988 году в Бобруйске. Основатели и бессменные участники — Шура Би-2 (гитара, вокал) и Лёва Би-2 (основной вокал). Эта группа всегда отличалась тем, что занималась не только музыкой, но старалась проявить себя и в других областях искусства.

Группа "Би-2". В центре - основатели Лёва и Шура.
Группа "Би-2". В центре - основатели Лёва и Шура.

«Би-2» является обладателем четырех наград «Золотого граммофона», двух наград MTV Video Music Awards, трех наград ежегодной национальной премии в области популярной музыки Муз-ТВ и других. Огромная популярность творчества этого коллектива означает, что тексты их песен актуальны, они передают и озвучивают волнующие многих мысли и проблемы. Кроме того, тексты песен пестрят аллюзиями (косвенными ссылками на исторический, литературный, мифологический, библейский факт или факт из повседневной жизни).

Использование аллюзии предполагает, что читатель или слушатель имеет представление о данном факте, предмете или человеке. Они основаны на накопленном опыте и знаниях автора, который в свою очередь предполагает, что подобный опыт и знания также есть и у самого читателя. Другой особенностью аллюзии является природа его структуры, если цитата подразумевает дословную выдержку из текста, оформленную особым шрифтом или обрамленную кавычками, то аллюзия – это лишь упоминание слова или фразы, которые рассматриваются в качестве ключевого слова-высказывания. При этом автор, употребляя аллюзию, основной смысл которой предположительно известен, придает ей новое значение в своем высказывании. К примеру, в тексте песни «Шер» говорится: «О-о, драма кошки драной, от меня так близко умирает диско. Кто против Шер?». В данном примере аллюзия представлена лексемой «Шер». Это отсылка к творчеству американской певицы Шер, которая считается богиней поп-музыки. Ее песни занимали первые строчки американских чартов в течение шести десятилетий. Однако «Би-2» в своем тексте придает ей новое значение, подразумевая под именем собственным область массовой культуры, охватывающую различные формы, жанры и стили развлекательной и прикладной музыки второй половины XX - начала XXI веков. Герой песни борется с «попсой», как с массовой культурой, содержащей низкий духовный и художественный уровень. Среди окружающих он пытается найти тех, кто готов противостоять ей.

Шер -  американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен.
Шер - американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен.

В текстах песен «Би-2» превалируют аллюзии, относящиеся к культурной сфере. Особенно много цитат из произведений мировой литературы. Используются ссылки, указывающие на сюжет, героев, идею того или иного литературного шедевра разных эпох. По текстам этой группы можно изучать зарубежную и русскую классическую литературу, без знания произведений понять мысль певцов невозможно. К примеру, песня «Полковнику никто не пишет» - это прямая отсылка к одноимённому произведению колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса.

В повести рассказывается о престарелом полковнике в отставке, герое минувшей гражданской войны, который в маленьком провинциальном городке влачит полунищенское существование. Полковник много лет ждёт письма из столицы о назначении пенсии, которая полагается ему как ветерану войны, но ему никто не пишет. Простая история о стойкости и чести в мире всеобщего равнодушия и произвола. О таком же равнодушии и одиночестве рассказывается в песне. В больших городах люди разобщены и одиноки. Каждый сам по себе, возникает состояние опустошения, когда нет берега, к которому можно прибиться.

Еще одним признанием в любви писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу стала песня «Макондо». Это ссылка на известный роман «Сто лет одиночества».

Его основа – история местечка Макондо и рода Буэндиа. Селение Макондо отделено от современного ему мира. Его жизнь развёртывается как смена эпох (эпоха первотворения, исхода, эпоха дождя, засухи, владычества банановой компании и другие), а заканчивается трагедией, стирающей Макондо с лица земли. В течение романа всем его героям уготовано судьбой томиться от одиночества, которое является родовым проклятием семьи Буэндиа. Одна из основных причин их одинокой жизни и отчуждённости — неспособность любить. История семьи Буэндиа даёт понять, что в этом мире мы живём и умираем одинокими. Перед рождением предпоследнего представителя из рода Буэндиа в городе начинается дождь, который длится почти пять лет. «На Макондо падал дождь в самой середине века. И когда уже не ждешь, неизменно видишь это» - так начинается песня группы «Би-2», задавая мотив разобщенности и вечного сиротства. В песне говорится о неизбежности одиночества в мире людей: «И теперь уже никто никогда на этом свете не изменит больше то, что на крыльях носит ветер». И это и есть настоящее течение жизни, когда в мире все повторяется, а каждый человек, ища спасения от одиночества, остается навсегда одиноким.

Название песни «Би-2» «Над пропастью во ржи» тоже прямо отсылает к одноименной книге Джерома Сэлинджера.

Холден Колфилд, главный герой романа, приходит к заключению, что его назначение в жизни - оберегать детей от взрослого и порой очень опасного мира. Холден стремится спасти добрые детские души от мерзости, лжи и жестокости этого мира. Поэтому подросток становится «ловцом во ржи» - он делает попытки уберечь детскую наивность и честность, не позволяя детям свалиться в пропасть лицемерия и вранья. Герой песни группы «Би-2» тоже пытается спастись от всех страшных реалий существующего мира с помощью выстроенного дома над пропастью во ржи: «Жизнь - сказочный сон, цветные витражи. Выстроил дом над пропастью во ржи. Ночью и днём не гаснет в окнах свет, но через лес другой дороги нет!». Здесь лес – это метафора реальной жизни, которая переполнена ложью, лицемерием, равнодушием, построенный дом – это убежище всех лучших чувств, которыми наделен каждый ребенок: открытость, наивность, любовь.

В песнях группы встречаются отсылки к творчеству знаменитого английского поэта, драматурга Вильяма Шекспира. Так в песне «Муза» упоминается Джульетта – героиня трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»: «В этом глянцевом мире Джульетта должна умереть». Юная Капулетти стала символом силы и хрупкости, нежности и мужества, юности и жертвенности. Такие чувства стали недоступны в современном мире, поэтому Джульетте нет места в этом лицемерном мире, она должна умереть.

В песне «Теперь ты знаешь» герой обращается к своей любимой, с которой расстается. О неизбежности расставания говорит строчка «Так было и так будет впредь: Ромео должен умереть. Давай, попробуй это спеть. Теперь ты знаешь». Герой Шекспира, Ромео, готов пойти на все ради того, чтобы быть рядом с любимой девушкой. Для него жизнь без любимой не имеет смысла. Чувства героя песни перегорели, поэтому его внутренний Ромео умирает.

Описывая свою любимую, герой песни «Её глаза» использует аллюзию на сонет № 130 В. Шекспира: «Ее глаза на звезды не похожи, в них бьется мотыльком живой огонь. Еще один обычный вечер прожит, а с ней он каждый раз другой». Героиней сонета является дама, которая обладает исключительно "земными" характеристикам, но несмотря на это, лирическому герою нравится всё в любимой женщине, это делает ее исключительной. Об этой же неземной любви говорится в песне группы, герой влюблен не в физиологию возлюбленной, а в ее душу.

Текст сонета № 130 В. Шекспира и песни "Её глаза" группы "Би-2"
Текст сонета № 130 В. Шекспира и песни "Её глаза" группы "Би-2"

«Всё опять может быть, если нравится жить, если взять и забыть, кем приходится быть. От того, что издалека между нами река, где так немного солнца в ледяной воде» - это строчки из песни «Немного солнца». Она отсылает нас к роману "Немного солнца в холодной воде" французской писательницы Франсуазы Саган.

Главный герой Жиль ищет точку опоры в жизни. Встреча с Натали приводит его к ложному выводу о том, что пустота в его жизни связана с отсутствием духовной близости. Через некоторое время Жиль понимает, что новые отношения не приносят ему ничего, кроме досады и подавленности. Холодная вода – это безотрадное существование Жиля. Натали – немного солнца в этой воде. Ни любовь, ни дружба не смогут заполнить внутреннюю пустоту. Единственный человек, с которым ему предстоит жить до конца своих дней – это он сам. Эта отсылка помогает понять и героя песни группы «Би-2», для него его возлюбленная – всего лишь немного солнца в его холодной воде души, между ними Река – это его внутренняя пустота. Опять звучит мотив вечного человеческого одиночества.

Есть у группы и аллюзии на произведения русских поэтов. Например, в песне «Волки» строчка «Не помнят слов, не видят снов, переросли своих отцов, и, кажется, рука бойцов колоть устала» отсылают к мужеству и стойкости русских солдат на Бородинском поле в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Начало песни «В этом городе»: «В этом городе ночь, в этом городе день, в этом городе зима» напоминает стихотворение М. Цветаевой «В огромном городе моем ночь…». Правда поэтесса говорит о своем одиночестве, а герой песни указывает на отрешенность двух от другого мира: «мы одни, и у нас есть только мы…».

Текст стихотворения М. Цветаевой "В огромном городе моем ночь..." и песни "В этом городе" группы "Би-2"
Текст стихотворения М. Цветаевой "В огромном городе моем ночь..." и песни "В этом городе" группы "Би-2"

В песне «И корабль плывет» герой рассказывает о прощании с юностью и свежестью, о том, что на смену доверчивой и романтически-мечтательной юности приходит зрелость, размеренность и некоторая усталость. Строчки песни «И корабль плывет, и сквозь колотый лед я смотрю в эту черную воду, никого не зову, не жалею, не плачу» - это отсылка к стихотворению С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

Текст стихотворения С.А. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу..." и песни "И корабль плывет" группы "Би-2"
Текст стихотворения С.А. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу..." и песни "И корабль плывет" группы "Би-2"

Песенная поэзия группы Би-2 нуждается в постоянном контакте с классической литературой, потому как часто только на ее основе и может быть осознана художественная идея. Опыт, постигнутый автором из чужих произведений, определенно влияет на его творчество.

Литературные реминисценции в песнях группы Би-2 объединяют различные культурные эпохи, дают новую аранжировку известным сюжетным построениям, что в итоге дает возможность проявиться литературному гипертексту. От слушателя такие тексты требуют таких качеств, как широкий кругозор, эрудиция, начитанность. Таким образом, современная песенная поэзия становится проводником в культурные эпохи, популяризатором мирового духовного наследия.