Гитарист-виртуоз ДиДюля сыграет хиты и новые композиции в Зеленом Театре на ВДНХ 2 июля. "Это будет большой, электрический концерт-путешествие по разным странам, континентам, эпохам и галактикам", - рассказал накануне премьеры Валерий ДиДюЛя. Даже в его фамилии есть звонкая нота, поэтому этот белорусский и российский музыкант предпочитает такое правописание своей фамилии - ДиДюЛя.
За свою славную карьеру он сотрудничал с Дмитрием Маликовым, Кристиной Орбакайте, Авраамом Руссо, были и другие дуэты, альянсы, но больше всего ДиДюЛя все-таки любит инструментальную музыку для гитары и группы. И стили фламенко нуово, smooth jazz, new age и романтические инструментальные баллады. Прямо скажем, не самые востребованные сегодня телеканалами, радиостанциями и рейтингами, привыкшими к тому, чтобы в треках обязательно кто-то пел. И даже не важно, что гитара плетет такие узоры мелодий и столь разворачивается в гитарных соло, что уже и никакого вокала не надо. Обидно ли это инструменталистам-виртуозам?!
С этой темы мы и начали интервью с белорусским и российским музыкантом Валерием ДиДюЛей перед премьерой.
Почему вы играете только инструментальную музыку, с которой труднее пробиться и которую не крутят по радио? Это ваш принцип - доказать, что артисту можно и без вокала?
Валерий ДиДюЛя: Я играю инструментальную музыку, потому что она мне просто нравится. Тысячи и десятки тысяч музыкантов в мире играют инструментальную музыку и великолепно себя чувствуют. У нас совершенно удивительный жанр, масштабный, яркий, интересный, ничем не ограниченный. Естественно, ничего никому не доказываю. Получаю истинное удовольствие и счастье от чистой инструментальной музыки.
Ваши соперники по жанру Стив Вай или Виктор Зинчук делают акцент на электрогитару. А как вы делали выбор инструмента и как относитесь к электрогитарам и вокалистам?
Валерий ДиДюЛя: Я нормально отношусь к любым музыкантам: всех уважаю, всех ценю. Но у меня свой путь в музыке. Он состоит из разных стилей и жанров. Мы смешиваем совершенно удивительные стили, делаем такой "коктейль". И считаю, что стиль нашей группы "ДиДюЛя" можно назвать саундтреком сегодняшнего дня. Ведь в современной музыке ныне принято смешивать жанры, направления, настроения. Именно этим мы и занимаемся. А к электрогитаре и вокалистам тоже отношусь спокойно. У всех свой путь.
Вы играете красивую задумчивую романтичную музыку. Иногда это фламенко нуово, иногда smooth jazz... А что вам больше всего нравится в том, что вы делаете? И какие для вас пределы в экспериментах?
Валерий ДиДюЛя: Пределов нет совершенно, никаких рамок и ограничений тоже нет. Есть творческий поток. Музыка вообще не спрашивает меня: берет и приглашает, мягко говоря, в студию. И там начинается эксперимент, который может совершенно неожиданным образом закончиться. Это может быть и неоклассика, и электроника, и какие-то жанры смежные, и акустика, и вообще я совершенно на эту тему не думаю, не размышляю.
А вот красивая мелодия, красивая аранжировка, звук, звуковой дизайн - это очень важно. Это очень тонкая работа, очень высокозатратная, художественная, но она делает меня совершенно счастливым, когда получается сделать уникальную композицию. Так что, повторюсь, никаких границ и рамок не существует.
Фото: Предоставлено группой "ДиДюЛя"
Зрелищная сторона на концерте ныне очень важна. Как с этой проблемой справиться без вокалиста, который может решить ее и за счет постоянного перемещения по сцене?! А у вас вокалиста нет…
Валерий ДиДюЛя: И все равно именно за зрелищность наши концерты и заслужили популярность. Ведь наша эмоциональная подача на концерте как раз очень зрелищна. Это и отменный свет, и великолепные костюмы, и драматургия внутри концерта. Конечно, у нас нет перьев, нет балета, нет каких-то других совершенно умопомрачительных цирковых элементов. Но то, что мы делаем в инструментальном жанре, это по-настоящему сильно, мощно, очень крепко и однозначно на мировом международном уровне.
Мы много экспериментируем с разными стилями и направлениями. Это большой бонус для меня, что нет никакой отчетности или продюсерского диктата, а есть полная творческая свобода при имеющихся удивительных технических и художественных возможностях.
И это дает нам возможность творить, экспериментируя и не ограничивая ни в поведении на сцене, ни в эмоциональности, ни в сценической драматургии.
Ведь есть в нашей музыке и джазовая французская школа, и американская стилистика в духе Santana - если вслушаться: все эти элементы, все эти все настроения. Все-таки за 20-летнюю историю группы у нас вышло уже 15 альбомов,
Вы исполняете оптимальную для лета одухотворенную, светлую музыку. Что самое сложное при сочинении ее? Наверное, придумывать название? Как это обычно происходит у вас?
Валерий ДиДюЛя: Да, абсолютно верно. Придумать название, приземлить музыку без слов, музыку, которая вообще за гранью слов находится, порой, бывает сложно.
Иногда приходит название очень четко, точно, как "Уличные страсти", "Тайна равновесия", "Кофе утром", "Фламенко", другие названия. А бывает очень сложно назвать композицию, но приходится, потому что и документы, и авторское право, и просто даже какое-то название в каталоге, чтобы музыка имела свое обозначение, все-таки нужно. Да, это сложный процесс.
Но иногда я прибегаю к помощи наших поклонников, наших слушателей. Мы объявляем конкурс на название, и появляются, порой, совершенно удивительные. Например, однажды появилось такое: "Танго добрых ветров".
Есть ли уже названия для ваших премьер 2 июля?
Валерий ДиДюЛя: Пока они еще "рабочие". Но это будет совершенно новая музыка. Она нигде не выпускалась и, как говорится, рождена на концерте.
А теперь мы будем играть в Зеленом театре ВДНХ под открытым небом - это другое состояние, другой контакт со стихией неба, земли и природы. И все это совершенно по-другому заряжает меня как музыканта и мою группу - и, соответственно, зрителей. Я считаю, что когда природа окружает - то это место силы, оно дает возможность родиться новым ощущениям, эмоциями, впечатлениям от концерта.