Глава шестнадцатая. Новые лица: финн, швед и братья
Мое возвращение из Латвии было триумфом. Все руководство было в приподнятом настроении, пришлось в двух словах описать ситуацию, чтобы не раздуваться от гордости, и рассказал Олегу Борисовичу о том, как наш танкер вовремя избежал встречи со штормом в порту.
- Значит, никто не грешил, - молвил он философски. Присутствовал и наш партнер - англичанин Маттиас, который на кокни в присутствии Олега Борисовича высоко оценил мой вклад в общее дело, видимо, на основании информации Анны Ануфриевны. Я заскромничал и разделил победу с Шарунасом, на что он улыбнулся и ответил:
- No, it's you.
Маттиас через агента продал наш товар не кому-нибудь, а гиганту "Бритиш Петролеум", что создавало приятный прецедент в нашей торговой истории. Все расходы, в том числе оплата компании Шарунаса, были сведены в таблицу расходов и определена доля каждого участника нашего англо-российского альянса. Нам с Инной вручили премию за результат, что было приятно вдвойне. Но никто не поинтересовался, как я пробился в Латвию, все было воспринято как должное, и в общем-то моя судьба после отплытия танкера мало кого интересовала: прорвался на границе - молодец, не смог бы - твои проблемы. Ложкой дегтя оказалась и претензия в мой адрес Владислава Константиновича за подписания актов недостач мазута на Клайпедском терминале:
- На измену сели..., - полушутя, полусерьезно "наехал" он. Понятно, что за интересы завода боролся, но было очевидно, что значимость перевалки на терминале была выше, поэтому и отгрузили без проблем, согласно инструкциям судовладельца. Но неприятный осадок на душе остался. Зато в Клайпеде я приобрел опыт работы с терминалом, на практике изучил основные технологические процессы, документацию, вопросы качества товара. Кроме опыта, у меня теперь были и контакты в Вентспилсе, которыми я не собирался делиться ни с кем - иначе моя ценность как специалиста понизилась, а у нас в компании считались только с теми, кто что-то может, а другие нет. Жизнь подтвердила, что никто, кроме Хазира Даудовича, не рассматривал меня как личность, но как боевой патрон, без которого, к сожалению, некоторых, нельзя обойтись - поэтому он и в обойме. Видимо, было за что, но я не прогибался и оставался самим собой. С моими друзьями и бывшими коллегами - Виктором Васильевичем, Сергеем Николаевичем - я поделился впечатлениями о Клайпедских приключениях на своем отложенном дне рождения за праздничным столом, но даже приличные возлияния не повлияли на способность не затрагивать закрытые темы. Тем более, что Инна была рядом.
Теперь главная забота - дизельку достать, точнее марки Л-0.2-62 по ГОСТу, да и направить в Вентспилс. Таков стратегический план. Господин Горчаков изыскивает возможности приобретения экспортного товара, а Олег Борисович ищет внешних контрагентов - нельзя же иметь в качестве бизнес-партнеров одних только англичан!
Не помню точно, когда у нас в офисе появился Тиму Хелтонен - высокий блондин в двух черных ботинках. В отличие от своего французского коллеги, он не владел скрипкой, но был довольно удачливым бизнесменом, перемещающимся по скандинавским странам и имеющим связи в России. Некие особенности внешности не мешали ему быть полезным и в родной Финляндии, где у него была небольшая типография, но главное - он знал многих, и многие знали его. И самое ценное - он был настоящим агентом, в отличие от Франсуа Перрена. Как-то мы с ним, в смысле с Тиму, пили кофе в кафе гостиницы "Гранд Отель "Европа", в том самом, где сиживали Адвокат с Антибиотиком, и вспоминали дни былые. Русским языком (по его словам) он не владел, мы изъяснялись на английском. В свое время Тиму за солидные деньги вывел нас на шведов, компанию "Swedoil" и ее руководителя, Урбана Сандберга. Именно на моем компьютере он набирал договор на маркетинговые услуги с "Dell Holdings" после успешной сделки и именно мне пришлось помочь ему с оплатой его услуг. В сложные моменты он, как хороший посредник, объективно оценивал ситуацию и творил атмосферу доверия для обеих сторон. В общем, квалифицированный психиатр. Представители викингов приезжали в наш офис, где состоялись переговоры по принципиальным моментам и было разработан драфт (проект) контракта, по которому, как и в случае с британцами, мы обеспечиваем доставку товара до порта Вентспилс и осуществляем перевалку нефтепродуктов на танкер, зафрахтованный шведами. Далее продаем на условиях CIF и делим прибыль. Вроде, все просто.
Дизельное топливо нам дали, но по какому-то взаимозачету из нефтехранилища в Брянске. Это означало, что нужно организовать транспортировку товара с места хранения до станции Вентспилс и получить разрешение местной таможни на отгрузку на экспорт. Это поручили брату Олега Борисовича, Арсению, который с недавнего времени работал в "Dell". Большого опыта работы с нефтепродуктами он не имел, но зато обладал спокойным характером и аналитическими способностями, которые позволили ему быстро войти в дело.
Вообще братья - отдельная история в нашем "Холдинге". Про "братьев Кеннеди" я уже писал, так что Арсений был уже четвертый. Но у нашего президента Хазира Даудовича тоже были братья, как же иначе в чеченской семье! Со старшим братом, Тимуром Даудовичем, я познакомился позднее, с младшим, Муслимом, провел много лет в одном кабинете. По приезде Тимура Даудовича в Петербург в силу его статуса было необходимо обеспечить свободный проход через пост охраны, и служба безопасности оформила пропуск с его фотографией, но должность надо было для порядка указать. Поэтому у осведомленных лиц по телефону поинтересовались, кто он? Им ответили, как на духу: "Брат президента". Эту формулировку и занесли в пропуск. И это был высокий статус! Семейственность в данном случае была большим плюсом, во всяком случае более надежных защитников, чем людей одной крови, своего тейпа, одного языка и одной веры, отыскать сложно. Но у ребят с юмором тоже было все в порядке. Одной из шуток был вопрос к своим землякам:
- А ты чей брат?
Вторая шутка, которая часто была в ходу при разговоре по телефону со сторонниками мусульманской веры:
- Салям алейкум на всякий случай!
В смысле, случаи бывают разные...
Но мы отвлеклись. Итак, брат Арсений оправился с Брянск вагоны с дизелькой выталкивать, а я - кто бы еще? - собрался в Латвию, предварительно заключив договор на перевалку с компанией "Puses" и получив от них подтверждение станции Вентспилс эти вагоны ловить, принимать, сливать топливо, хранить его и перегружать на судно. С договором помогла Людмила Михайловна, светлая ей память... Получил латвийскую визу на десять дней, собираюсь ехать, а мне Горчаков - подождите. Был бы нужен здесь, в офисе - другое дело, а так - из принципа. Отпустили только в тот день, когда виза истекала, и на границе латвийские пограничники предупредили, что, ежели буду возвращаться с просроченной визой - пять лет без въезда в страну. Это ли не издевательство - сознательно создавать препятствия? Спасибо, Владислав Константинович!
Красоты Риги несомненны, и даже отягощенный визовой проблемой, при поисках министерства иностранных дел этого невозможно было не заметить. В латвийском МИДе на мой вопрос ответили - поезжайте куда вам надо и продляйте визу на месте. Через четыре часа после автобусной экскурсии по стране я добрался до гостиницы в Вентспилсе, где останавливался в июне.
Глава семнадцатая. Вентспилс
Когда я учился в "Военмехе", город Вентспилс у меня ассоциировался с секретной ракетной тематикой, там наши студенты проходили практику на ... не скажу где. Через двадцать лет мои приоритеты сменились, и главным объектом, имеющим стратегическое значение для меня лично, да что уж там, для всей Латвийской республики, был Вентспилский порт в целом и нефтеналивной терминал в частности. В девяностые годы на Северо-Западе России не было крупных портов с нефтяной специализацией, так как, исходя из интересов страны, Советский Союз строил и расширял порты, максимально приближенные к Европе - Таллин, Вентспилс и та же Клайпеда. Потеряв эту инфраструктуру, Россия могла рассчитывать только на маломощные порты в Приморске, Калининграде и небольшой терминал в Санкт-Петербурге. Уже позже появились Высоцк и Усть-Луга. Для прибалтийских стран услуга транзита грузов всегда являлась приоритетной и пополняла казну весомее остальных видов деятельности.
Поскольку с сегодняшнего дня я находился в стране на нелегальном положении, первое чем я занялся - продлением визы. В этом мне оказали содействие коллеги из "Нафты-ЛР" - отвезли в местный офис с письменной просьбой "о выдаче в связи с совместными работами" и привезли обратно меня уже в законном статусе. Теперь я устроился в современный отель "Vilnis" недалеко от порта со стоимостью небольшого номера в девяносто долларов в сутки, но со спутниковой связью и рестораном на первом этаже. Дозвонился до офиса в Петербурге, поговорил с Инной - нашим связным - и оставил свой телефонный номер.
Назавтра меня навестил коммерческий директор фирмы "Puses", приятный интеллигентный мужчина лет сорока пяти. Его мягкая и неторопливая манера общения свидетельствовала о большом опыте подобных встреч, на которой решался основной вопрос - можно ли мне доверять, и за этим доверием стояли большие деньги. Дело в том, что юридически на Вентспилский терминал было два пути - напрямую договор с терминалом или договор с компанией "Puses". Для меня как клиента разница была в том, что за прямой договор мы платили бы на один доллар за тонну больше, чем при работе с "Puses", и именно поэтому могли сэкономить двадцать тысяч долларов на стандартной танкерной партии. Более того, эта компания работала на отсрочке платежа, и доверие к представителю иностранной фирмы, который в любое время мог уехать из страны, должно быть на разумно высоком уровне. Доверие - основа кредита, и мне удалось этот кредит получить.
Вечером прогулялся по тихим улицам города, чьи кварталы пятиэтажек в районе порта соседствовали уже ближе к центру со зданиями более ранней, довоенной и дореволюционной эпохи, одно-двухэтажные, каждый с неповторимым очарованием, узкие тротуарчики и дороги из камня и каменных плит. Купил местные газеты, из которых узнал о баталиях в сейме (латвийском парламенте): "почему компании "Puses" предоставлены льготы по транзиту грузов и куда идут эти средства мимо бюджета страны?" На этот вопрос я получил ответ в офисе означенной фирмы - двухэтажном здании напротив терминала, элегантно огороженном колючей проволокой и военным в зеленой форме с автоматом на посту в маленьком караульном домике под крышей. Одна только система охраны внушала уважение своей простотой и надежностью. Директор компании Улдис Паварс - личность, во властности и интеллекте которой сомневаться не приходится. Несколько удивил образ классического малинового пиджака, спортивная походка, манеры изысканы, твердый характер и легкий акцент - важны не слова, а уверенные интонации:
- В сейме о нас говорят - пусть говорят, от этого ни-че-го не изменится.
И возникает абсолютная вера в справедливость этих слов - в нефтекомплексе Латвии все задумано и воплощено как надо, как должно быть. И в интересах тех, кто может жестко диктовать условия. Немного позже я в этом убедился. И компания "Dell Holdings Limited" стала функциональной частью этой системы - латвийской оптимальной экономики - на время контракта.
Ну, а теперь повседневные будни. Сколько отгрузили из Брянска, сколько прибыло в Вентспилс, вопросы качества. Каждый день хожу на терминал к главному диспетчеру, как на работу. От наших поступило решение - судовая партия не двадцать тысяч, а по пять тысяч тонн. Терминал и "Нафта-ЛР" дали подтверждение, подогнали танкер, оформили документы, теперь они должны быть направлены специальной почтой в банк в Швейцарии для оплаты. Я даже не удивился - вдруг поступает приказ из Питера: документы забрать и передать в аэропорту Риги представителю покупателя. В чем смысл выигрыша одного дня и слома всей отработанной технологии - неведомо. На меня смотрят с непониманием, но документы отдают под роспись - все-таки миллион долларов. Еду на частном автомобиле с надежным человеком из отеля в Ригу, встречаюсь в аэропорту с незнакомым человеком, общаюсь на английском, по условленному признаку убеждаюсь, что он из Швеции и знает Урбана Сандберга, и отрываю от сердца комплект банковских документов. Лечу, как на крыльях, в стареньком "Вольво" обратно в родную гостиницу - двести километров не расстояние. Ужинаю в ресторане отеля, геройски заказываю пиво - заслужил.
У меня вроде все клеится, а на Арсения конкретно наехала в Брянске местная мафия. Через околотаможенные круги просочилась информация, что наша фирма оплатила вывозную пошлину на полмиллиона долларов и грузит себе, грузит дизтопливо на экспорт, а с ними, бандитами, не делится. Дело не только в деньгах, но просто обидно до слез - как же так? Приезжает кто-то в их родные края и делает, что хочет. Непорядок!
Арсений звонит в Питер, объясняет расклад, ему обещают поддержку, но в последний момент ему удается улизнуть от рэкета, прикрывшись каким-то офицером вплоть до подножки вагона поезда. Инна и у меня спрашивала и намекала - нет ли проблем? Я вел себя тихо, одет неброско, нигде не высовывался, вечером в номере время коротал. Однажды в темноте брел в гостиницу с грузом невеселых мыслей, было холодно и неуютно, с моря дул сырой ноябрьский ветер. Навстречу женщина с маленькой девочкой, остановилась и предложила мне:
- Приходите в воскресенье утром в церковь...
Видимо, вид у меня был не самый счастливый. А сегодня подхожу к отелю - полицейский минивэн с сиреной и легковой авто с "люстрой" и графикой, у входа - два полицая, иду вперед, не обращая внимания, в холле еще двое, но в штатском, пушки под пиджаком оттопыриваются и выражением морды лица - иди отсюда! Куда мне идти? Беру ключ на ресепшн, тихо спрашиваю - в чем дело, отвечают: приехал министр экономики, на терминал. "За деньгами" - додумываю я за консьержа. Вот откуда уверенность директора "Puses" господина Паварса.
Сегодня и у меня проблема - зафрахтован танкер, а дизтоплива на него не хватает полторы тысячи тонн. Поторопились наши шведы, подогнали кораблик слишком рано, можно налететь на демередж - простой судна, каждые сутки по пять тысяч долларов, надо решать проблему. А это опять - вопрос доверия. В офисе было не с руки, договорились с ответственным лицом встретиться в неформальной обстановке. С собой бланки "Dell Holdings Limited" - официальная часть, а неофициальная - букет цветов и поллитра молдавского коньяка "Белый аист" даме - лучшего не нашел. Пропустили по рюмочке молдавского, неплохо, я похвалил французский "Бисквит", который попробовал ранее. В ответ главный специалист достает бутылку "Бисквита" в один литр (!) - друзья-бизнесмены подарили. Но до этого завершаем дело - пишу на бланке гарантийное письмо о возврате полторы тысячи тонн дизельного топлива Вентспилскому терминалу, подпись. А далее - "Бисквит" и спокойный разговор, поиск общих тем, играет музыка. Таня Буланова, ее творчество - наше общее восхищение...
Более тридцати суток в гостинице - не шутка, озверел слегка. Когда кончились деньги, поехал в Ригу и в банке получил еще - спасибо, шефы. Уехал из Вентспилса, когда отправили четыре танкера с нашим грузом.
Друзья, оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Вашая активность помогает развитию проекта!