В отчете ("У России не закончатся ракеты"), подготовленном Яном Уильямсом, научным сотрудником Программы международной безопасности и заместителем директора проекта противоракетной обороны в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) недвусмысленно говорится, что было бы "нереалистично ожидать, что у России когда-либо закончатся ракеты".
В отчете также отмечается, что Москва, вероятно, сможет создать или приобрести средства дальнего удара, необходимые для нанесения значительного ущерба населению, экономике и вооруженным силам Украины, "несмотря на санкции и экспортные ограничения".
Когда Россия начала приобретать и развертывать беспилотники-камикадзе иранского происхождения класса "Шахед" для поражения целей на территории Украины, некоторые неназванные официальные лица США и украинские офицеры заявили, что на изменение тактики, вероятно, повлияло истощение ракетных запасов российских вооруженных сил.
К концу прошлого года такие спекуляции начали набирать обороты. После более чем девяти месяцев войны на Украине Пентагон объявил в декабре 2022 года, что Россия все больше полагается на изношенные артиллерийские и ракетные снаряды, некоторые из которых были произведены более четырех десятилетий назад.
В то время в СМИ сообщалось, что официальные лица США прогнозировали, что Россия истощит свои полностью пригодные к эксплуатации запасы боеприпасов к началу 2023 года.
С началом второго года конфликта эти прогнозы стали более распространенными среди украинской разведки. Например, в январе 2023 года официальный представитель ВВС Украины Юрий Игнат процитировал заявление украинской разведки о том, что России имеется менее 100 современных баллистических ракет "Искандер" в своем арсенале.
В то время Россия активизировала использование ракет С-300 и С-400 для нанесения ракетных ударов по наземным объектам в Украине. Это якобы свидетельствовало о том, что это новая тактика Москвы, направленная на то, чтобы избежать использования и без того ограниченных запасов своих высокоточных баллистических ракет.
За шесть месяцев этого года было опубликовано несколько таких отчетов, основанных на данных украинской разведки и меняющейся тактике России на поле боя. Отмечалось также, что ракеты у российских войск закончатся через три месяца. Однако все эти месяцы ракетные обстрелы России не только не прекращались, а шли по нарастающей.
Колин Каль, заместитель министра обороны по политическим вопросам, и другие официальные лица США ранее предполагали, что восстановление российских ракетных запасов будет происходить "намного сложнее" из-за международных экспортных правил, особенно в отношении приобретения микрочипов для рекапитализации высокоточных ракет и противотанкового оружия.
Однако в недавнем отчете CSIS утверждается, что экспортные ограничения и санкции не оказали должного воздействия на российское ракетное производство. "Единого решения этой проблемы не существует. В лучшем случае санкции и экспортный контроль могут ограничить количество и качество необходимых активов, которые Россия может приобрести".
Что касается предположений об истощении ракетных запасов России, в докладе утверждается, что вполне вероятно, что Россия быстро израсходовала ту часть ракет большой дальности, которая изначально предназначалась для ее «специальной военной операции». Однако, несмотря на это, Россия продолжала обстреливать Украину ракетами, возможно, за счет вывода боеприпасов с других театров военных действий.
Россия модифицировала несколько зенитных и противокорабельных ракет для нанесения ударов по наземным целям (комплекс БРК "Бал" в Брянской области). Кроме того, она продолжала производить ракеты во время конфликта, и данные свидетельствуют о том, что большинство (возможно, все) российских крылатых ракет, имеющихся в настоящее время в России, являются продуктами постконфликтного производства.
В докладе отмечается, что истощение запасов довоенных ракет изменило состав современных российских ударных залпов. Российские ракетные атаки переместились с высококлассных ракетных систем, таких как крылатые ракеты, на менее эффективные и менее дорогие системы "младшего класса", такие как беспилотники одностороннего действия Shahed-136.
Однако снижение качества российских дальнобойных ударных залпов вряд ли продолжится. Скорее всего, общий состав российских ударных комплексов выровняется, поскольку использование Россией ракет станет полностью привязанным к тому, сколько ракет она может произвести. Но маловероятно, что российское производство более совершенных крылатых и баллистических ракет упадет до нуля, - из отчета
Более того, в отчете отмечается, что, несмотря на экспортный контроль ключевых компонентов микроэлектроники, Россия продолжает производство ракет, приобретая эти компоненты западного производства через дружественные третьи стороны.
В отчете отмечается, что санкции и экспортный контроль могут только усложнить и удорожить производство ракеты, несколько ограничивая количество ракет, которые может производить Россия.
"Но в результате Россия по-прежнему сможет создавать ракеты и беспилотники и продолжит обстреливать ими Украину. Эта реальность не изменится, пока не закончится война".
"Учитывая ограниченные запасы украинских средств ПВО, массированная и непредсказуемая ударная кампания России вынуждает Украину идти на сложный компромисс между защитой своих городов и критически важной инфраструктуры и обеспечением более мощной противовоздушной обороны для своих войск на передовой", — говорится в отчете.