Ясная Поляна находится в 17 километрах от Тулы. Туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы проникнуться атмосферой, в которой жил и творил гений русской литературы Лев Толстой. Его дом, обстановка, да и всё родовое имение бережно сохраняются в том виде, в каком они были в последний год жизни писателя.
Почти от самых ворот в глубь усадьбы ведёт яснополянский «прешпект» – аллея из белоствольных русских берёз. Она была частью маршрута для традиционных прогулок, которые Лев Николаевич называл своей «утренней молитвой».
Описание «прешпекта» встречается в рассказе «Метель», повести «Юность», а также в романе «Война и мир» при изображении усадьбы князя Болконского в Лысой Горе. Напомню, что прототипом старого князя Николая Болконского стал дед писателя по линии матери, Николай Волконский. К его дому «прешпект» и приводит.
Этот дом – самое старое здание в усадьбе, не известно даже в каком году оно было построено. Вместе с домом усадьбу приобрёл прадед писателя, а дед превратил её в крупное имение с парками и садами, аллеями и прудами, теплицами и оранжереей.
При Николае Сергеевиче Волконском началось строительство большого барского дома. Были построены первый этаж и два флигеля. Завершалось строительство после смерти хозяина, когда его дочь Мария вышла замуж за обедневшего графа Толстого. Как известно, Мария Волконская стала прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир», а её муж, граф Николай Толстой – прототипом Николая Ростова.
В большом барском доме и родился Лев Николаевич, его братья и сестра. Увы, дом не сохранился, лишь памятный камень, указывает, где он был.
Дело в том, что в середине 50-х годов XIX века, находясь на военной службе в Севастополе, Лев Толстой проиграл в карты огромную сумму. Чтобы рассчитаться с долгами, он и продал дом без усадьбы. Новый хозяин вывез строение по частям. Толстой потом всю жизнь жалел об этом и навсегда отказался от азартных игр.
Флигели не были проданы. В одном из них (левом) в 1859 году Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей. Позднее здесь размещались гости. Чаще всего - сестра жены писателя Татьяна Кузминская со своей семьей. Поэтому здание стали называть флигелем Кузминских.
В правый флигель после продажи барского дома Лев Николаевич перевёз свои вещи. По мере роста его многодетной семьи, этот флигель обрастал пристройками и постепенно превратился в полноценный дом.
Экскурсия по дому была очень интересной. К сожалению, по правилам музея-усадьбы «Ясная Поляна», в самом доме нельзя фотографировать, поэтому не смогу показать его скромные, по графским меркам, но весьма функциональные интерьеры. Скажу только, что в доме всё сохраняется так, как было в тот день, когда Лев Николаевич его покинул. У лестницы на некрашеном полу из сосновых досок стоят часы XVIII века. В гостиной висят портреты писателя и его родных, написанные Репиным, Крамским, Ге и другими знаменитыми художниками. В книжных шкафах стоят многочисленные книги с пометками, сделанными рукой гения, в спальне рядом с кроватью, накрытой шерстяным одеялом, которое Льву Николаевичу связала Софья Андреевна, стоят склянки с лекарствами, висят холщовые рубахи и домашний халат...
После экскурсии по дому мы долго гуляли по усадьбе, наслаждаясь её красотой. Посидели на берёзовой скамейке, которую очень любил писатель.
Полюбовались на растущие напротив ели. «Я всегда любуюсь на эти елочки: это мое любимое место... Иногда я сажусь здесь и пишу», - говорил Толстой.
Полежали в траве и походили по ней босиком. Умылись и попили воды из толстовского родника.
Подивились вековым деревьям, которые помнят писателя.
Погуляли по огромному яблоневому саду. Лев Толстой был увлечённым садоводом и своими руками высадил множество яблонь. Сад и сейчас даёт богатые урожаи. Мы поинтересовались, как музей-усадьба реализует плоды. Экскурсовод рассказала, что яблоки разрешают собирать туристам, кроме того, музей отправляет плоды на Белёвское кондитерское предприятие. Так что все мы, покупая Белёвскую пастилу, чуть-чуть прикасаемся к Ясной Поляне.
Поговорили с конюхом. Он рассказал, что в каретном сарае стоит пролётка, в которой 28 октября 1910 года 82-летний Лев Толстой вместе с доктором Маковицким уехал в своё последнее путешествие. Раньше её показывали туристам, а сейчас почему-то не показывают.
Были мы, конечно, и в «зоне тишины», на краю оврага, где в детстве Лев Толстой искал зелёную палочку, которая помогла бы ему всех людей на земле сделать счастливыми. По его желанию, на могиле нет ни памятника, ни креста. Рядом только букет незабудок.
Вечером мы вернулись в Тулу, чтобы на другой день отправиться в Поленово.
Все фото автора.
Начало и продолжение здесь: