Исторический цикл. Как рождаются культы? Ссср рассвет.

Доброго времени суток дорогие читатели. Я продолжаю свой рассказ о том, что такое культовая техника, зачем сохранять и любить историю.

В первой части этого рассказа я коротко рассказал о нескольких культовых единицах техники мира.

Сегодня я бы хотел обратить ваше внимание на ссср. Пока что в мастерской собираются мопеды, поэтому мы обратим с вами внимание на мопеды. Я больше разбираюсь в технике рмз, поэтому опираться буду на историю этого завода. Хотя без нескольких моделей из львова история просто не может состояться.

Так же я говорю больше про сельских ребят, которые с детства знакомы с мототехникой, которые ее знают и понимают.

В городе была немного другая ситуация и мототехники было значительно меньше, чем на селе. Заводы работали над этим, следя за трендами в мире. Но обо всем по порядку.

Начнем издалека. С велосипедов) незаменимое и максимально распространенное средство передвижения. В ссср выпускали большое количество видов и моделей. Но нас интересуют двое.

Техколесник. Фото из нетернета.
Техколесник. Фото из нетернета.

Первым транспортом для многих стал трехколесник. Простейшая конструкция, прямой привод, неубиваемая техника.

Велосипед "мишка". Фото из интернета
Велосипед "мишка". Фото из интернета

Ну и, конечно, болотный медведь не мог обойти вниманием велосипед "мишка". Он же дутик. И несколько его разновидностей.

Дети садились на велик с 3-5 лет и постоянно ездили на нем. Равновесие у сельского ребенка развивалось с пеленок. И велики воспринимаются обыденностью. Нет споров плохие они или хорошие. Они просто были и были данностью. А теперь вопрос. Кто-нибудь из дорогих читателей пробовал пересаживаться после современного велика среднего сегмента на советский отличный велик "урал"?

Велосипед "урал".
Велосипед "урал".

Вот его фото, для понимания. Меня терзают смутные подозрения, что у людей раньше была другая анатомия. Но никто не говорит, что велосипед урал говно плох. Вот и не нужно натягивать сову на глобус)

Мы будем рассматривать технику в историческом контексте в тот период, когда она была создана. Опираясь на мир.

Но начну я не с 1 мопеда. А с Рига 2 Гауя.

"Мотовелосипед, который производился с 1961 по 1966 год на Рижском заводе «Саркана звайгзне» (латыш. Sarkanā zvaigzne), первый лёгкий мопед Рижского мотозавода." (С) википедия.

Фото взято с http://mopedmuseum.ru/history/sz-gauja/
Фото взято с http://mopedmuseum.ru/history/sz-gauja/

Отличный, кстати, сайт и канал на дзене по истории малокубатурной советской техники. Огромное спасибо за информацию и техническую документацию. Неоценимая помощь в проектах.

Так вот. Гауя. Это почти велосипед с моторчиком. За исключением передней подпружиненной вилки. Кажется это все же подвид параллелограммной вилки. Характерной для тех лет.

И собственно вот тут и пригождаются велосипеды. Легкий мопед вполне самобытная штука.

Как и его двигатель д4. Разработанный в советском союзе. "В середине 1950-х годов, в ЦКТБ велостроения Харьковского велозавода, был разработан велосипедный двигатель ХВЗ Д-4". Для тех кто любит говорить, что мы все копируем. Нет, свое тоже было.

с 1956 года производство перенесено в Ленинград на завод "Красный Октябрь".

В итоге мы получили легкий мопед. Сама идея не нова и была спроектирована в европе. Но конструкция наша. Не украдена, не скопирована. И он получился хорош. Не быстрый, но со своей задачей справлялся. Доступное, легкое в управлении, не требующее специального обучения транспортное средство, максимально близкое к велосипеду. Они так и шли до конца производства. Последней была рига 13. Все тот же неприхотливый легкий, небыстрый дырчик. Отличная и нужная техника для своего времени.

А вот с тяжелыми мопедам интереснее. Оставим в стороне мелкосерийный «Spriditis». И перейдем к мопедам серии рига. А именно рига-1.

Условный запуск новой техники начался в 1960, серийным можно считать его с 1962. Выпуск принципиально новой техники. Рига-1 это уже не велосипед с моторчиком, хотя педали на нем есть.

фото википедия.
фото википедия.

Первые мопеды выходили вообще с моторами ява. Позже в городе шауляй освоили его копию ш50. И начали дорабатывать.

А что там в мире?

фото из интернета
фото из интернета

Simson Moped Spatz Sammlerzustand 1964

фото из интернета
фото из интернета

Jawa Stadion 1964

Доброго времени суток дорогие читатели. Я продолжаю свой рассказ о том, что такое культовая техника, зачем сохранять и любить историю.-8

Yamaha U5 1967

Доброго времени суток дорогие читатели. Я продолжаю свой рассказ о том, что такое культовая техника, зачем сохранять и любить историю.-9

Ну и родоначальник всего этого безобразия: скутеретта Honda super Cub 1970 год.

Между ними есть различия, но для 60-70х дизайнерский тренд был именно таким. И рига была модной. И самобытной. Она не полностью копирует яву. Она сделана по мотивам. И это нормально. Вон сейчас все машины тоже одинаковые. Да еще и серые)

Как мы видим, и дизайнерски и технически все хорошо. Переключение на руле и 2 передачи для мопеда в этот момент было отличным, типовым и общемировым решением. Большая часть этих мопедов имеет 2т моторы, кроме японцев. Но технологически, для запуска нового производства 2т отличное решение.

И данный тренд в дизайне и технологиях сохранялся до конца 70х начала 80х.

А теперь представим деревню. Допустим год 1987. Год из балды) просто я могу ее иллюстрировать уже своей техникой.

В каждом дворе есть мотоцикл. Он легче в обслуживании и доступнее, чем машина.

До сих пор в сельских гаражах можно встретить вот такую картину.

Набор советского мотоциклиста
Набор советского мотоциклиста

Кожаные перчатки, очки и шлем. Это была экипировка бати/дяди/деда.

Самым крутым считался тяжелый и редкий Урал. Который, кстати, до сих пор жив. Здоровья ему и процветания. А те, кто бухтят, что там куча иностранных запчастей, а от Урала ничего не осталось, мы живем в век глобализации. Ни один концерн сейчас не имеет полного цикла производства деталей. Так работает мировая экономика. И урал ее часть. И Урал стал культом.

В отличии от безвременно почившего днепра. Который как раз не захотел меняться.

Но Урал недосягаемая мечта взрослых, что говорить о молодежи.

Зато всегда летом можно накопать чермет, насобирать и сдать ягод, пошабашить на взрослых работах за денюжку малую и собрать заветные 200 рублей. Если не удается собрать 200 рублей, а это большие деньги, то на сколько удалось можно купить любой степени ушатанности мопед у знакомых. И вот он, первый мопед.

Доброго времени суток дорогие читатели. Я продолжаю свой рассказ о том, что такое культовая техника, зачем сохранять и любить историю.-11

Ну точнее чаще всего это труп первого мопеда. Он больше никогда не поедет хорошо, потому что запчасти собираются по знакомым, а купить новые дорого и сложно. Это может быть 1 магазин в районом центре. Или, если район маленький, то только в областном. А обычному школьнику туда не попасть. Может быть батя по делам поедет и привезет!

Но. Эта техника в ужасном сострянии дарила эмоции. Именно те эмоции, которые я описывал в прошлом посте. Ощущение движения, скорости. Ощущение полета. Плохие сборкп и обслуживания приводили к тому, что оно постоянно ломалось. Оно умирало, но не могло умереть, потому что техника максимально надежна конструктивно. Со мной поспорят, но вспомните начало поста. Она 1961 года проектирования. И она работает просто.

Доброго времени суток дорогие читатели. Я продолжаю свой рассказ о том, что такое культовая техника, зачем сохранять и любить историю.-12

У меня тут есть комутатор вот такого вида.

И генератор, который несколько лет провалялся под дождем. И знаете что?

У синей Риги есть стабильная, жирная, хорошая искра! Вы представляете себе мою радость, когда я увидел искру на свече? Да я столько радости не испытывал управляя спорткаром! Это эмоции, которые мы потеряли. Ощущение из детства, которое стали забывать.

И школьники неделями чинили то, что должно умереть. Половина карбюраторов запорота в попытках еще закрутить винт качества, чтобы еще чуть-чуть обогатить смесь, чтобы оно завелось. Потому что нет новых сальников и их сложно купить.

Это была отличная школа и отличное развлечение для мальчишек. Они достаточно быстро переходили на мотоциклы, минск, восход. Потом иж.

Но начиналось все здесь, на мопедах. И именно на них начинался первый тюнинг. Что бы поменять, чтобы оно поехало? Читались техника молодежи и юный техник, за рулем. Находились способы форсировки этого мотора напильником!

Можно было найти поршень от явы на 3 кольца. И вот тогда он точно поедет!

Все начиналось здесь. Все начиналось с этих мопедов.

И ведь они ехали) большие счастливые глаза. Рассказы о том как дырчик поехал 80 км/ч, я точно говорю! Ага, с его-то кпп и 14к оборотов, на советских подшипниках. Верим, верим) но это были эмоции, которые сделали такой же несовершенный жук легендой.

Это была жажда скорости и езды быстрее, которая сделала легендой маслкары.

Это были веселые времена с друзьями, покатушки, которые сделали знаменитым транспортер т1.

Это была настоящая, старая, безумно выносливая и доступная техника, как харлей, что сделало его культовым.

Это были легкие и крутибельные 2т моторы, как на хонде дио.

Казалось бы, есть все, что нужно для создания культа русского мопеда. Ну или хотя бы русского мотора. Ведь для этого есть все, что нужно.

Есть техника, которая отвечает запросам молодежи. Есть куча молодежи, которая живет с этой техникой. Эта техника отличная здесь и сейчас.

Но... Культа не случилось или он сильно локальный. Мопеды вообще потерялись в песках времени. Мотоциклы продержались немногим дольше.

Только штучный Урал хорошо себя чувствует. И массовый Минск, который мало чем отличается от китайских собратьев. Но Минск или как сейчас говорит завод М1нск не стал культом. Восход, Иж и Днепр растворились в песке времини, как и мопеды.

Сейчас в моду возвращается ретротехника, появляются такие как я, со знаниями, силами и возможностями. Последнее поколение, которое видело советскую мототехнику живой в каждом дворе.

И такие как я делаем странное дело. Мы сохраняем память. Сохраняем то, с чего все начиналась. Культуру советского мотопрома.

Почему мопеды погибли мы поговорим в 3 части истории. А почему они живы я говорю сейчас.

Во всем мире есть культура сохранения своей истории. Есть культура ретро техники. И да, они не выдержали конкуренцию ни с японцами, ни с китайцами. Но рыночная цена мопеда растет каждый год. На них не нужны документы. Нужны права категории м.

Небольшой сарайчик, копеечный набор ключей. И в идеале пара друзей. Чтобы собраться в выходной вечером и вспомнить себя 12ти летним подростком. Вспомнить какое это счастье увидеть искру или услышать его первый рабочий чих после ремонта.

"Мы живы, пока нас помнят", я не помню автора этой фразы, но советский мопед жив. Потому, что его помнят дети 80х. И дети 90х. Так же в России последние годы набирает обороты культура ретро техники. В этом плане мы взяли что-то хорошее от западных коллег. Стали спасать и гордиться своей историей. Тем, что наша техника, пусть и местами заимствованная, но прошла свой путь. Тем, что наша техника дарила нам радость. Дарила те самые незабываемые эмоции.

Но при этом нужно понимать, что это техника 60-80х годов. И сейчас она безжалостно устарела! Она никогда не будет современной. Она никогда не сможет быть даже аналогом китайского мопеда из современности.

Она другая. И ее история- это наша с вами история. Такая, какая она есть.

Поэтому я хочу вкладывать силы и средства в тот мопед, каким он был 45 лет назад, чтобы сказать своим внукам:"смотри как изменился мир, он стал лучше, но он стал таким благодаря вот этой вещи".

Спасибо за внимание. Встретимся в 3 части, поговорим о проблемах, развитии линейки мопедов, причинах принятия тех или иных решений конструкторами. И почему же они все таки погибли.

Всем большого исторического бобра. И до новых встреч в мастерской болотного медведя.