Найти тему
Петербург. Детали+

Петербургские адреса Льва Толстого

Оглавление

Однажды я услышала любопытную фразу: «Всех любителей русской классики можно разделить на два лагеря – «партию Толстого» и «партию Достоевского», потому что тот, кто любит Толстого, не читает Достоевского и наоборот». Думаю, так и есть. Петербург, несомненно, – город Достоевского. Но и Лев Николаевич бывал здесь не раз. И я, как представитель «партии Толстого», предлагаю взглянуть на дома, которые помнят автора «Войны и Мира» и «Анны Карениной».

Гостиница «Наполеон» («Англетер»)

«Англетер» (бывшая гостиница «Наполеон»), Малая Морская улица, 24
«Англетер» (бывшая гостиница «Наполеон»), Малая Морская улица, 24

Первый раз Лев Толстой приехал в столицу 20-летним юношей в начале 1849 года. «...В конце января двое моих приятелей — Ферзен и Озеров ехали в Петербург. У меня были деньги, и я сел с ними в дилижанс и уехал», – признавался он в письме к своей тётушке Татьяне Ергольцевой .

Незадолго до этого он получил в наследство имение Ясная Поляна и бросил Казанский университет, где проучился три года. В столице он поселился рядом с Исаакиевским собором в гостинице «Наполеон» (сейчас - гостиница «Англетер»). И оттуда писал брату: «Сережа! Я пишу тебе это письмо из Петербурга, где я и намерен остаться навеки... Ежели же кто хочет жить и молод, то в России нет другого места, как Петербург; какое бы направление кто ни имел, всему можно удовлетворить, все можно развить и легко, без всякого труда…»

Увы, в то время будущий писатель увлёкся карточной игрой. Играл с азартом, часто проигрывал. Весной решил поступать в Петербургский университет, но, сдав два экзамена из трёх, передумал. «Поехал без всякой причины в Петербург, ничего там путного не сделал, только прожил пропасть денег и задолжал. Глупо», – написал он брату. А вскоре уехал в Ясную Поляну.

Доходный дом Степанова

Доходный дом Степанова, Набережная реки Фонтанки, 38
Доходный дом Степанова, Набережная реки Фонтанки, 38

В 1851 году Лев Николаевич добровольцем едет на Кавказ, где участвует в военных действиях и пишет первые рассказы. Затем принимает участие в Крымской  войне и трагической обороне Севастополя. «Я плакал, когда увидел город объятым пламенем и французские знамена на наших бастионах», - писал он тётушке в сентябре 1855 года.

В это время Толстой решил издавать военный журнал. Проект был отправлен на усмотрение Его Величества, но государь его не одобрил. «Эта неудача, сознаюсь, меня огорчила ужасно и изменила мои планы», - писал Лев Николаевич. Он ясно понял, что не хочет бросать литературу. «Ежели не будет войны в России, я уеду из армии в Петербург».

В ноябре 1855 года он приезжает в столицу и останавливается у Ивана Сергеевича Тургенева. Знаменитый уже Тургенев снимал квартиру на первом этаже доходного дома Степанова на набережной реки Фонтанки.

На фасаде бывшего доходного дома Степанова установлены две мемориальные доски
На фасаде бывшего доходного дома Степанова установлены две мемориальные доски

В первый же вечер Толстой познакомился с Некрасовым - издателем журнала «Современник», где уже была опубликована повесть «Детство». А вскоре был представлен Фету, Салтыкову-Щедрину, Панаеву, Гончарову и другим петербургским писателям.

Доходный дом Якоби

Доходный дом Якоби, улица Декабристов (бывшая Офицерская), 5
Доходный дом Якоби, улица Декабристов (бывшая Офицерская), 5

Из-за тяжёлой болезни брата Дмитрия Толстой покидает Петербург. Но после смерти брата, в январе 1856 года, возвращается и снимает для себя двухкомнатную квартиру в доходном доме Якоби на Офицерской улице (сейчас - ул. Декабристов). Здесь он завершает рассказ «Метель», пишет повесть «Два гусара» и ещё несколько произведений. Читает «Метель» в редакции «Современника» и получает восторженные отзывы писателей.

Гостиница Блюмера

Бывшая гостиница Блюмера, Казанская улица, 43
Бывшая гостиница Блюмера, Казанская улица, 43

В мае 1856 года Толстой уезжает в Ясную Поляну. А через полгода он вновь в столице. В этот раз живёт в гостинице Блюмера на Казанской улице. Хмурый осенний город нагоняет на него тоску. В это время здесь нет ни Тургенева, ни Некрасова, с другими писателями начинается разлад. К тому же, Толстой узнаёт, что за ним, по приказу великого князя Михаила Павловича Романова, следит тайная полиция из-за сочинённой писателем слишком смелой солдатской песни. «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции, здоровье скверно, книги плохо идут, денег нет… и, главное, никого из людей, которых я люблю, здесь нет...», - сетует он в одном из писем.

Валерии Арсеньевой, на которой в ту пору Лев Николаевич собирался жениться, он пишет: "Я в гадком расположении духа, недоволен собой, поэтому всем на свете... Хочу работать над старым - отвращение, и, как на беду, лезут в голову новые планы сочинений, которые кажутся прелестны".

В январе 1857 года Толстой отправляется в путешествие по Европе. Но и Европа его разочаровала, что нашло отражение в рассказе «Люцерн».

Дом в Эртелевом переулке

Улица Чехова (бывший Эртлелев переулок), 7
Улица Чехова (бывший Эртлелев переулок), 7

В марте 1878 году Лев Толстой несколько дней жил в доме № 7 в Эртелевом переулке (сейчас - улица Чехова) у Любови Александровны Берс - матери своей супруги, Софьи Андреевны. На этот раз писатель приехал в Петербург, чтобы встретиться с участниками и свидетелями декабрьского восстания 1825 года. Он собирал материал для романа «Декабристы». Все намеченные встречи состоялись, но роман так и остался незавершенным.

Дом Олсуфьевых

Дом графа Олсуфьева (в начале XX века был перестроен), набережная реки Фонтанки, 14
Дом графа Олсуфьева (в начале XX века был перестроен), набережная реки Фонтанки, 14

Последний раз Лев Николаевич был в Петербурге в 1897-м году. Он приехал с женой, Софьей Андреевной, и остановился у давнего приятеля, графа Алексея Олсуфьева, владевшего домом на набережной Фонтанки.

Повод для поездки был нерадостный. Единомышленников Толстого, Павла Бирюкова и Владимира Черткова, высылали из страны за поддержку духоборов (религиозной группы, отвергавшей внешнюю обрядность церкви). Лев Николаевич решил провести с друзьями несколько дней перед их отъездом из Петербурга.

Кстати, Чертков, высланный в Англию, сумел издать в Лондоне запрещённые в России произведения Толстого и создать там хранилище рукописей писателя.

Улица Декабристов (бывшая Офицерская)
Улица Декабристов (бывшая Офицерская)

А Лев Толстой 12 февраля 1897 года покинул шумный Санкт-Петербург и никогда уже сюда не возвращался.

Все фото автора.  Цитаты из кн. «Толстой Л. Н. Избранные письма 1842-1881».

Друзья, а вы бы отнесли себя к «партии Толстого» или к «партии Достоевского»?

Всем удачи! И до новых встреч!