Найти тему
Полит74

Срочно в Москву: хранитель истории челябинской драмы рассказал о больших гастролях уральских артистов

Оглавление
Театралам столичных городов всегда был интересен подход к постановке челябинских спектаклей. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Театралам столичных городов всегда был интересен подход к постановке челябинских спектаклей. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Труппа челябинского театра драмы имени Наума Орлова нередко потрясала своими постановками столичную публику. Итогом таких поездок стали трансляция на Центральном телевидении, Сталинская премия и присвоение театру звания «Академический».

Об этом агентству Полит74 рассказал Александр Ермолаевич Краснов – хранитель истории Челябинского театра драмы, директор музея.

Он напомнил, что во время войны в Челябинск был эвакуирован московский Малый театр, после чего театры стали побратимами. В 1941-1942 годах москвичи играли спектакли на челябинской сцене и жили в квартирах артистов. После войны все гастроли челябинцев в Москве стали проходить в Малом театре.

Зачем челябинский театр срочно вызывали в Москву

- В 1958 году, когда театр был на больших гастролях в Саратове, пришла телеграмма: Москва срочно просит приехать и сыграть спектакль «Клоп». Это была историческая постановка, которую создала режиссер Маркова. Позднее спектакль был возобновлен Петром Кулешовым, который играл в нем главную роль. Спектакль транслировали по центральному телевидению на весь Советский Союз – видеозаписи в то время не было, существовала только живая трансляция, - рассказывает Александр Ермолаевич.

Александр Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Александр Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Однако гастроли челябинских артистов по большим городам начались еще раньше. В 1950 году театр впервые поехал в Ленинград. Там на спектаклях собирался весь цвет театральной общественности, чтобы увидеть труппу, приехавшую издалека. На спектакли приходили не только артисты, но и сотрудники технических служб – посмотреть, как сделан спектакль. Костюмерам хотелось посмотреть на костюмы, которые шились в Челябинске, и похвастаться своими.

- Заведующая костюмерным цехом Нина Петровна Зотова смотрела и хвалила: «Как хорошо у вас шьют! Только можно я сделаю маленькое замечание? Костюм 18 века, а в то время замочков «молния» не было. Лучше пришейте 24 пуговки, тогда будет точно соответствовать оригиналу трехсотлетней давности». Даже такие мелочи были замечены!, - говорит хранитель истории театра.

Гастроли в Ленинграде прошли с таким успехом, что в 1952 году театр снова пригласили в северную столицу. Это стало событием, челябинцы показали мощные и знаковые спектакли. Режиссер Николай Медведев ставил постановки, которые запоминались зрителям. Например, спектакль «Любовь Яровая» после этого дважды приезжала смотреть комиссия из Москвы. За него творческой группе дали «Сталинскую премию». Лауреатами стали режиссер, художник и четыре актера. Ничего подобного в провинциальных театрах больше не было. Следующие гастроли в Москве состоялись в 1958 году.

Челябинцам аплодировал Константин Симонов

Когда в театр пришел главный режиссер Наум Юрьевич Орлов, практика гастролей по столичным городам возобновилась. В 1978 году театр снова поехал в Москву, где на сцене Малого театра прошел показ нескольких спектаклей, среди которых была постановка «Русские люди». На открытии гастролей челябинцев приветствовала Елена Гоголева, которая во время войны была в эвакуации в Челябинске и играла на сцене челябинского театра. Наум Юрьевич Орлов вручил ей огромнейший букет.

- На спектакле «Русские люди» в зале присутствовал Константин Симонов. Его пригласили посмотреть спектакль, потому что Орлов изменил финал произведения, предварительно позвонив Симонову и заручившись его согласием. Автор позволил внести изменения, но сказал, что обязательно посмотрит, что получилось. В главных ролях были лучшие актеры театра – Борис Петров, Николай Ларионов, Валентина Качурина, которая за главную роль в этой постановке получила впоследствии звание Заслуженной артистки. После спектакля Константин Симонов поднялся на сцену, поблагодарил артистов, и сказал, что все сделано правильно. Так, с триумфом прошли гастроли в Москве в 1978 году, после чего театр стал приезжать в столицу регулярно: в 1982 году, 1986 году. После возвращения театр получил телеграмму о присвоении звания «Академический», - говорит Александр Ермолаевич.

Почему Эрдман в Германии не «заговорил» по-немецки

В последующие годы состоялись другие знаковые для труппы гастроли, в Киев, другие союзные республики. В 1993 году прошла десятидневная поездка в Германию. Зрителям показали две лучших на тот момент постановки: «Антихрист» про Петра Первого и его сына Алексея, и «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Произведения Эрдмана долгое время были запрещены к постановке в Советском Союзе, и появились на сцене только после перестройки. В главных ролях в «Антрихристе» играли Леонард Варфоломеев и Александр Мезенцев, в «Самоубийце» главную роль играл Александр Мезенцев.

- Это было в мае 1993 года. Спектакли шли на русском языке. У каждого зрителя были маленькие наушники с приемником, и они слушали перевод на немецкий. Переводчиком была заведующая кафедрой иностранных языков педагогического института, которая знала наш театр и могла найти выход из любой ситуации. Немцам нельзя было доверять, они бы растерялись, если актер сделает паузу или скажет реплику своими словами. А она все делала точно и четко. Некоторые зрители были без наушников, видимо, это были эмигранты, которым знакома русская речь, - вспоминает хранитель истории театра.