Сегодняшняя статья из рубрики ответов на вопросы. Ко мне обратилась мама мальчика с расщелиной мягкого и твердого неба. Она попросила рассказать о данной патологии и работе с ней, дать рекомендации по поводу восстановления ребенка.
Расщелина мягкого и твердого неба (часто еще и губы) дефект врожденный и требует операционного вмешательства. Данной работой занимаются челюстно-лицевые хирурги и стараются провести процедуру в раннем детстве, на этапе доречевого развития.
С какими проблемами может столкнуться ребенок, перенесший данную процедуру?
Начнем издалека. В логопедии существует 2 пути взаимодействия нервной системы. Центробежный путь отправляет импульсы от коры головного мозга из центра Брокка к периферическим мышцам речевого аппарата. Центростремительный наоборот сообщает реакцию мышцы на раздражитель в мозг. Что же происходит у детей, с пораженным мышечным аппаратом. После операции или травмы чувствительность губы, мягкого и твердого неба сильно падает. Не получая нужный эффект мозг по центробежным каналам посылает все новые и новые импульсы к лицевым нервам, от избыточной стимуляции тонус речевого аппарата формируется неправильно чаще всего с тенденцией к повышению.
Одним из основных аспектов данного недуга становится нарушение моторики органов речи, при сохранных слуховых и интеллектуальных способностях.
Второй не менее важный аспект, это прохождение воздушной волны. Каждый ребенок индивидуален, и дефект его так же имеет свои особенности. При расщелине воздух не может правильно проходить по носоглотке. Часто из-за недостаточности небной занавески ребенок говорит с гнусавым оттенком. Основная работа ложится на хирургов, восстанавливающих данный дефект, после операции, специалист помогает малышу сформировать правильный речевой выдох. Дыхательные тренировки должны проходить ежедневно, данная процедура становится тренировкой поврежденного швами мышечного аппарата.
Как Вы уже поняли основная проблема малышей данной группы - это произносительные нарушения речи. Важно оценить состояние речевого аппарата после операции. Положение языка его кончика и спинки в ротовой полости, способность ребенка к артикуляции. Детям данной группы массаж нужен обязательно, он предотвращает разрастание постоперационных рубцов (в простонародье спаек). Чувствительность разрезанных мышц восстанавливается постепенно. Обычно в течение года разрезанный участок образует новые нервные связи, и ребенок чувствует больше, но увы редко когда удается восстановить ее полностью. Поэтому у логопеда появляется новая задача обучить органы речи правильно артикуляции, поставить ребенку сначала речевые уклады (положения подготавливающие рот к произнесению того или иного звука до возраста анатомического появления данных звуков), а затем заняться полноценной звуковой постановкой.
И так, составлю краткий плана действий для детей с данным недугом.
1 Своевременное выявление дефекта и его закрытие.
2 После того, как послеоперационные швы заживут, и хирурги разрешат массаж и стимуляции мышц оценить работу речевого аппарата ребенка, выявить образовавшиеся нарушения. Подготовить план массажных мероприятий по разработке тонуса, и восстановлению чувствительности. Стоит добавить, что разработка мышцы дело болезненное и первые занятия ребенок будет испытывать неприятные ощущения. Тут важна мера, и дело сделать и ребенка не перегрузить. Чувствительность возвращается с болью, сначала боль, потом чувствительность, нужно быть к этому готовым, и начинать с минимальной нагрузки постепенно усиливая ее. Делать паузы в работе, чтобы мышцы могли отдохнуть, а тонус нормализоваться.
3 У таких детей звуки нужно ставить искусственно. Не стоит ждать 3х лет, как только хирурги дают добро на занятия с малышом помимо речевого массажа, специалист добавляет речевые уклады. Можно поддерживать их карточками с буквами и слогами, так у малыша будет зрительный ориентир. Постепенно освоив буквы, он будет лучше дифференцировать положение речевого аппарата с поддержкой на чтение.
4 Последний, но самый важный момент данного нарушения постоянный контроль речевого дыхания. Важно сформировать воздушную волну необходимую для речи и обучить малыша ей пользоваться. В курсе массажа обязательно должны быть элементы направленные на восстановление чувствительности мягкого и твердого неба. Приемы можно использовать разные от зонда Лебедушка по Новиковой, до стимуляции холодом, при помощи смоченной в холодной воде ватной палочки. Так как даже после хорошо проведенной операции и полного закрытия дефекта не разработанность данного участка и отсутствие чувствительности данной области может сохранить гнусавый оттенок речи.
Крайне важно: "Не ждите 3х лет, малышам с подобным нарушением работу нужно проводить сразу после одобрения хирургов".
Если у Вас так же есть логопедические вопросы, пишите их на почту или в комментариях, я постараюсь подготовить статьи на данные темы.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.