Выход нового фильма Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех» на российские экраны можно воспринимать в определенном смысле как сенсацию. Так как известный кинорежиссер давно не снимал кино, все больше посвящая себя публицистической деятельности в телеэфире. Однако картина о жизни преступных элементов в одном из самых злачных районов Москвы начала прошлого века вернула в текущий обиход имя человека, с которым связаны весьма яркие страницы нашего кино - и советского, и постсоветских периодов.
В основу сюжета ленты о нравах Хитровки положена легенда, которую обязаны знать все выпускники театральных вузов. Это история о том, как один из основателей МХТ Константин Сергеевич Станиславский, готовясь к постановке горковской пьесы «На дне», решил досконально познакомиться с жизнью тех самых босяков, коими предстояло стать на сцене артистам популярного театра. А для этого он попросил знатока московской подпольной жизни журналиста и писателя Владимира Алексеевича Гиляровского устроить ему экскурсию на тот самый Хитровский рынок. Вот, собственно, и весь сюжет.
Однако Шахнахаров не был бы Шахназаровым, если бы просто оставил сей эпизод без фабульных последствий. На помощь ему пришел….Артур Конан-Дойль, у которого режиссер и «позаимствовал» историю о серии загадочных убийств вокруг некоего сокровища из Индии. О чем и указано в титрах картины честно и прямо – «Хитровка. Знак четырех». А в титрах упоминается имя сэра Артура, как автора той самой повести с весьма экзотическими персонажами и нарративами.
Неспешность, с которой разворачивается в фильме повествование, напоминает иной раз даже театральную постановку, будто бы Константин Сергеевич взялся…экранизировать какую-нибудь из детективных повестей английского классика. Автор ленты не торопится запустить маховик криминальных страстей и ситуаций. Иногда, как показалось, он просто-напросто смакует происходящее, отправляя в опасное турне на Хитровку парочку богемных интеллектуалов – Станиславского (Константин Крюков) и Гиляровского (Михаил Пореченков). Из последнего выходит на экране вполне колоритный «московский Вергилий» по злачным местам центра босяцкой жизни в первопрестольной. Удивлению его спутника нет предела, но еще больше взволновало реформатора театральной сцены история убийства некоего пришлого индийца по прозвищу Раджа. И с этого момента ироничность сменяется вполне себе тревожным ощущением тайны и опасности.
Карен Шахназаров всегда чувствует жанр и сноровисто играет в разных регистрах – от мелодрамы и фантастики до детектива и комедии. В нынешней «Хитровке» зрители и не заметят как из очерковой по сути картины их в буквальном смысле заманивают на поле, где бушуют преступные страсти и совершаются в буквальном смысле кровавые злодеяния. Богемность со Станисавского как рукой сняло. И Константин Крюков преображается на глазах из любопытствующего интеллигента в наблюдательного и проницательного детектива. И нам уже трудно понять: а кто из двоих в этом дуэте главный? Не говоря уже о том, что аналогия Холмс-Ватсон рушится самым кардинальным образом. Но забыть об английских корнях фабулы нам не позволяет появление некоего Англичанина (Алексей Вертков), который, как узнает зритель, и есть тот самый злодей, организатор убийств на Хитровке.
Но и здесь режиссер позволяет себе допуск на иронию и мелодраматические любовные мотивы, когда в кадре появляется некая гранд-дама преступного мира по прозвищу «Княжна», а в миру – Ксения Андреевна. Эффектность этой хитровской дивы, сыгранной Анфисой Черных, и есть та самая эмоциональная краска, которая придает миру исключительно мужских характеров и поступков, вроде погонь, драк и перестрелок, некий визуальный шарм и легкий намек на амурность. Не говоря о ее вполне существенной роли во всей этой круговерти вокруг индийских сокровищ. Что же касается других реальных и выдуманных персонажей сей российско-английской истории, то они вполне корректно присутствуют в фильме. Будь то Немирович-Данченко (Александр Олешко) и Чехов (Иван Колесников), или полицмейстер Рудников (Евгений Стычкин). И в этом еще одно доказательство очевидного – профессионализма и мастерства Карена Шахназарова, который тщательно выбирает актеров и умеет с ними работать. У него даже эпизодическая персона ресторанного метрдотеля в исполнении Сергея Барковского запоминается несмотря на краткость его появления в кадре. А уж о колоритных обитателях Хитровки, временами очень густо заполняющих пространство кадра в фильме, и говорить не приходится. Порою ловил себя на мысли о том, что в свое время Карен Георгиевич внимательно смотрел фильмы своего гениального итальянского коллеги Федерико Феллини.
Классическая кинематографическа культура, всегда отличавшая отечественный кинематограф, явлена в картине «Хитровка. Знак четырех» со всей наглядностью и очевидностью. Быть может, даже наперекор современным тенденциям все рассказать и показать побыстрей да поярче. Да так, чтобы зрители не успели дух перевести. В нынешнем варианте своего экранного высказывания Карен Шахназаров напомнил о том, что вовсе необязательно побыстрей покидать зал кинотеатра. А можно получить удовольствие от того, как обстоятельно и выразительно рассказана очень занятная, хотя, быть может, и отчасти выдуманная история о непарадной жизни Москвы начала ХХ века.
А пьесу «На дне» Станиславский все же поставил. И сам сыграл в спектакле другую роль – Сатина. А вот детективом он так и не стал. Увы!
Сергей Ильченко
КАК СТАНИСЛАВСКОМУ АНГЛИЧАНИН ГАДИЛ, ИЛИ К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЛЮБОПЫТСТВО
24 июня 202324 июн 2023
328
4 мин
4