Данный пост вышел раннее на других платформах до существования аккаунта на Дзене. Информация, написанная здесь актуальна на момент выхода поста в Телеграме, ссылка на который есть в конце статьи.
Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.
Вот и ещё одна серия этнических карт округов подходит к концу. Стоит отметить, что как бы я не заканчивал обсуждение округа, каждый раз это происходило несколько иначе. Так, в случае с заключением по СФО, я подметил те моменты, которые либо не попали на карты прямо, либо просто являются интересными и стоящими обсуждения.
В данном случае я эти моменты опущу по двум причинам. Первая заключается в том, что таких моментов на Дальнем Востоке нет. Нет польских или балтийских сёл, цыганских или кавказских хуторов, очень многие сельские поселения состояли из одного села, соответственно отражали себя напрямую и без пасхалок. Вторая причина заключается в том, что в целом, пусть и в ином формате, это давно уже сделали за меня, потому сошлюсь на oleg_lisowski. В серии своих работ он на картах уже отобразил поселения, где какой-либо народ составляет существенную долю. Вот его первая часть, остальные можно отыскать по надобности и всё детально осмотреть.
Поэтому покончим с этим исключительно по обозреваемым картам. Тунгусо-маньчжурские народы в своё время имели один большой ареал, идущий от Северного Ледовитого океана до условного Порт-Артура. В Китай мы конечно же не заглядываем, оцениваем положение тунгусов в округе. А оно, мягко говоря, сильно изменилось.
Я считаю эту карту самой красивой своей работой. Объединённые тунгусы до сих пор как-будто бы составляют рваное, но покрывающее полотно своей территории, но если обратить внимание на доли и соответствующий им цвет, то всё выглядит очень притянутым. Так, больших соприкасающихся ареала на самом деле только два: северо-запад Якутии, где эвенки переходят в эвенов, а дальше уже идут их осколки; ну и разорванный на несколько осколков ареал южных тунгусов, который хоть местами картографически и разделен, в местах этого разделения как правило никого по факту нет.
Хочу заострить внимание на тунгусах Якутии. Многим известно, что в Якутии северные малые народы имеют определённые льготы. Это привело к тому, что у многих этносов, не подпадающих под эти льготы, появился интерес к смене своей переписной идентичности. Масштабы местами это принимало самые разные обороты.
Упоминал я или нет, но численность каждого тунгусского этноса падает во всех субъектах РФ. Исключение составляют эвенки и эвены, живущие в северных субъектах России. Да, на Чукотке и Камчатке рост также происходит, пусть и очень маленький. Но это не соизмеримо с тем, что мы видим в Якутии. Там, как видно в таблице, в отдельных районах численность тунгусов увеличилась на треть. Такой рождаемости позавидовали бы почти все народы, будь дело в ней. Но т. к. в тех же местах наблюдается соизмеримое уменьшение численности якутов, всё сразу становится на свои места. Интересно, что если в северо-западной Якутии тунгусы в целом доминировали и по переписи 2002 года, то в северо-восточной части якутов было больше эвенов примерно в пять раз. По переписи же 2010 года, на одного эвенка приходится 3,5-4 якута.
Из-за реально невозможной проверки, кто есть кто (внешняя схожесть, поголовное владение тунгусами якутским языком и схожий вид деятельности), невозможно никоим образом понять, сколько тунгусов в Якутии сегодня. Да, можно было бы сказать, что их число упало примерно в соответствии с другими субъектами (а там это падение может достигать 30%), но есть и другой нюанс. У вышеупомянутого автора есть и аналитика, касающаяся межнациональных браков. Если брать в целом, то тодя смешанных браков больше половины. Если же брать только Якутию (и здорово, что такая статистика есть — вот прямая отсылка), то якуты перегоняют у тех же эвенков их же собственный народ. Т.е. эвенки мужчины чаще женятся на якутянках, а эвенки женщины чаще берут в мужья якутов. Возникает вопрос — какова вероятность того, что льготы и факт смешанного брака, работая вместе, стимулирует человека действительно принимать тунгусскую идентичность, живя в республике, означенной как тюркская и где в целом есть определённые тенденции на «оякучивание»?
Вопрос риторический, я даже не буду углубляться в это и давать однозначные выводы, но т.к. якутскому этносу ничего не угрожает, хотелось бы верить, что у подобной гипотезы есть основания. Реальный же ответ не поступит сразу же, если убрать льготы и провести перепись, ведь речь идёт о народах со слабо выраженной национальной идентичностью. Для них не важно особо, кто они и какая судьба ждёт их этнос, оставаясь в том режиме жизни, где быт, промысел и семья занимают 90% их времени. Так или иначе, если когда-нибудь встанет вопрос о создании какого-либо тунгусского субъекта на севере, забавно, как будут с этим воевать якуты, если к тому моменту даже на северо-востоке число эвенов перегонит их численность. Но это, опять же, лирика.
Дальше я выделил ещё две карты. Кто обратил внимание, к тунгусам на карте я причислил и тазов. Мотив был простой — так их причислила и перепись. Сам бы я всё таки отнёс их к китайцам, поскольку они хоть уже и не говорят, но раннее говорили на тазском диалекте китайского языка, а язык для таких народов является первичным признаком, иначе те же долганы не стали бы долганами или якутами, а были бы якутоязычными эвенками, а эвенки на момент размежевания всё таки использовали в абсолютном большинстве эвенкийский язык.
По поверьям, тазы как этнос образовались путём межнациональных браков между китайцами с одной стороны, и нанайцами и удэгейцами — с другой. Получившийся этнос сохранил все признаки живших неподалёку тунгусов, но говорил на китайском с высокой долей тунгусской лексики.
Т.к. в советское время были депортированы корейцы, вместе с ними скопом могли пойти и тазы, однако благодаря различным разъяснениям учёных, кто такие тазы, те остались в Приморье, хотя и были депортированы в деревню Михайловка. Там и живёт сегодня бОльшая их часть.
Собственно, добавить особо нечего. Из почти трёх сотен тазов, языком владеют лишь 10 человек. Расселены все в Приморском крае, половина из которых в Молдавановском сельском поселении Ольгинского района. Там и находится село Михайловка, где живёт половина тазов сельского поселения. Самое село имеет смешанное население, русских немногим больше, потому можно сказать, что ни одного населённого пункта с доминированием тазов нет. А т.к. население села в 2002 году показывало, что тазов там наоборот было больше и намного, понятна и динамика, а соответственно и будущее этого народа.
Последним народом, на который стоит обратить внимание остались нивхи. Народ со столь волшебным названием, не имеет родственников, их язык соответственно считается изолированным, как например корейский или баскский.
Нивхи на юге являются вторым по численности коренным народом после нанайцев. Как и у нанайцев, ареал в Хабаровском крае рассредоточен в основном на реке Амур, но вторая его часть находится на Сахалине, и по численности они примерно равны — по 2 тысячи человек.
Не смотря на то, что как и у остальных народов на Дальнем Востоке, национальное самосознание нивхов сформировалось довольно поздно и не до конца, их считают наследниками Охотской культуры, которая берёт свой отсчёт три тысячи лет назад. Считается, что нивхи — первое основное население Сахалина.
Численность нивхов падает, как и число владеющих нивским языком. Но т.к. народ не маленький, то две сотни владеющих хоть и являются всего лишь 5%, но оставляют шанс на сохранение языка. Язык преподают в нескольких школах.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.
Спасибо