Найти тему
KapToMaHT

Карты ДФО, часть 11: тунгусы, тазы, нивхи

Данный пост вышел раннее на других платформах до существования аккаунта на Дзене. Информация, написанная здесь актуальна на момент выхода поста в Телеграме, ссылка на который есть в конце статьи.

Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Вот и ещё одна серия этнических карт округов подходит к концу. Стоит отметить, что как бы я не заканчивал обсуждение округа, каждый раз это происходило несколько иначе. Так, в случае с заключением по СФО, я подметил те моменты, которые либо не попали на карты прямо, либо просто являются интересными и стоящими обсуждения.

В данном случае я эти моменты опущу по двум причинам. Первая заключается в том, что таких моментов на Дальнем Востоке нет. Нет польских или балтийских сёл, цыганских или кавказских хуторов, очень многие сельские поселения состояли из одного села, соответственно отражали себя напрямую и без пасхалок. Вторая причина заключается в том, что в целом, пусть и в ином формате, это давно уже сделали за меня, потому сошлюсь на oleg_lisowski. В серии своих работ он на картах уже отобразил поселения, где какой-либо народ составляет существенную долю. Вот его первая часть, остальные можно отыскать по надобности и всё детально осмотреть.

Поэтому покончим с этим исключительно по обозреваемым картам. Тунгусо-маньчжурские народы в своё время имели один большой ареал, идущий от Северного Ледовитого океана до условного Порт-Артура. В Китай мы конечно же не заглядываем, оцениваем положение тунгусов в округе. А оно, мягко говоря, сильно изменилось.

Я считаю эту карту самой красивой своей работой. Объединённые тунгусы до сих пор как-будто бы составляют рваное, но покрывающее полотно своей территории, но если обратить внимание на доли и соответствующий им цвет, то всё выглядит очень притянутым. Так, больших соприкасающихся ареала на самом деле только два: северо-запад Якутии, где эвенки переходят в эвенов, а дальше уже идут их осколки; ну и разорванный на несколько осколков ареал южных тунгусов, который хоть местами картографически и разделен, в местах этого разделения как правило никого по факту нет.

Хочу заострить внимание на тунгусах Якутии. Многим известно, что в Якутии северные малые народы имеют определённые льготы. Это привело к тому, что у многих этносов, не подпадающих под эти льготы, появился интерес к смене своей переписной идентичности. Масштабы местами это принимало самые разные обороты.

Данные из Википедии почему то в контексте чисел расходятся с тем, что реально дано в переписях, однако в целом отображают реальный тренд
Данные из Википедии почему то в контексте чисел расходятся с тем, что реально дано в переписях, однако в целом отображают реальный тренд

Упоминал я или нет, но численность каждого тунгусского этноса падает во всех субъектах РФ. Исключение составляют эвенки и эвены, живущие в северных субъектах России. Да, на Чукотке и Камчатке рост также происходит, пусть и очень маленький. Но это не соизмеримо с тем, что мы видим в Якутии. Там, как видно в таблице, в отдельных районах численность тунгусов увеличилась на треть. Такой рождаемости позавидовали бы почти все народы, будь дело в ней. Но т. к. в тех же местах наблюдается соизмеримое уменьшение численности якутов, всё сразу становится на свои места. Интересно, что если в северо-западной Якутии тунгусы в целом доминировали и по переписи 2002 года, то в северо-восточной части якутов было больше эвенов примерно в пять раз. По переписи же 2010 года, на одного эвенка приходится 3,5-4 якута.

Из-за реально невозможной проверки, кто есть кто (внешняя схожесть, поголовное владение тунгусами якутским языком и схожий вид деятельности), невозможно никоим образом понять, сколько тунгусов в Якутии сегодня. Да, можно было бы сказать, что их число упало примерно в соответствии с другими субъектами (а там это падение может достигать 30%), но есть и другой нюанс. У вышеупомянутого автора есть и аналитика, касающаяся межнациональных браков. Если брать в целом, то тодя смешанных браков больше половины. Если же брать только Якутию (и здорово, что такая статистика есть — вот прямая отсылка), то якуты перегоняют у тех же эвенков их же собственный народ. Т.е. эвенки мужчины чаще женятся на якутянках, а эвенки женщины чаще берут в мужья якутов. Возникает вопрос — какова вероятность того, что льготы и факт смешанного брака, работая вместе, стимулирует человека действительно принимать тунгусскую идентичность, живя в республике, означенной как тюркская и где в целом есть определённые тенденции на «оякучивание»?

Вопрос риторический, я даже не буду углубляться в это и давать однозначные выводы, но т.к. якутскому этносу ничего не угрожает, хотелось бы верить, что у подобной гипотезы есть основания. Реальный же ответ не поступит сразу же, если убрать льготы и провести перепись, ведь речь идёт о народах со слабо выраженной национальной идентичностью. Для них не важно особо, кто они и какая судьба ждёт их этнос, оставаясь в том режиме жизни, где быт, промысел и семья занимают 90% их времени. Так или иначе, если когда-нибудь встанет вопрос о создании какого-либо тунгусского субъекта на севере, забавно, как будут с этим воевать якуты, если к тому моменту даже на северо-востоке число эвенов перегонит их численность. Но это, опять же, лирика.

Дальше я выделил ещё две карты. Кто обратил внимание, к тунгусам на карте я причислил и тазов. Мотив был простой — так их причислила и перепись. Сам бы я всё таки отнёс их к китайцам, поскольку они хоть уже и не говорят, но раннее говорили на тазском диалекте китайского языка, а язык для таких народов является первичным признаком, иначе те же долганы не стали бы долганами или якутами, а были бы якутоязычными эвенками, а эвенки на момент размежевания всё таки использовали в абсолютном большинстве эвенкийский язык.

-3

По поверьям, тазы как этнос образовались путём межнациональных браков между китайцами с одной стороны, и нанайцами и удэгейцами — с другой. Получившийся этнос сохранил все признаки живших неподалёку тунгусов, но говорил на китайском с высокой долей тунгусской лексики.

Т.к. в советское время были депортированы корейцы, вместе с ними скопом могли пойти и тазы, однако благодаря различным разъяснениям учёных, кто такие тазы, те остались в Приморье, хотя и были депортированы в деревню Михайловка. Там и живёт сегодня бОльшая их часть.

-4

Собственно, добавить особо нечего. Из почти трёх сотен тазов, языком владеют лишь 10 человек. Расселены все в Приморском крае, половина из которых в Молдавановском сельском поселении Ольгинского района. Там и находится село Михайловка, где живёт половина тазов сельского поселения. Самое село имеет смешанное население, русских немногим больше, потому можно сказать, что ни одного населённого пункта с доминированием тазов нет. А т.к. население села в 2002 году показывало, что тазов там наоборот было больше и намного, понятна и динамика, а соответственно и будущее этого народа.

Последним народом, на который стоит обратить внимание остались нивхи. Народ со столь волшебным названием, не имеет родственников, их язык соответственно считается изолированным, как например корейский или баскский.

-5

Нивхи на юге являются вторым по численности коренным народом после нанайцев. Как и у нанайцев, ареал в Хабаровском крае рассредоточен в основном на реке Амур, но вторая его часть находится на Сахалине, и по численности они примерно равны — по 2 тысячи человек.

-6

Не смотря на то, что как и у остальных народов на Дальнем Востоке, национальное самосознание нивхов сформировалось довольно поздно и не до конца, их считают наследниками Охотской культуры, которая берёт свой отсчёт три тысячи лет назад. Считается, что нивхи — первое основное население Сахалина.

Флаг нивхов. Упоминается лишь в англоязычной версии статьи про нивхов в Википедии, потому есть сомнения
Флаг нивхов. Упоминается лишь в англоязычной версии статьи про нивхов в Википедии, потому есть сомнения

Численность нивхов падает, как и число владеющих нивским языком. Но т.к. народ не маленький, то две сотни владеющих хоть и являются всего лишь 5%, но оставляют шанс на сохранение языка. Язык преподают в нескольких школах.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо