Российское поселение на Шпицбергене в Арктике настолько удалено, что добраться до него можно только на вертолете, снегоходе или корабле — если это вообще позволяет экстремальная погода. Из-за постоянной опасности со стороны белых медведей выходить из села без ружья запрещено.
Текст и фото: Mario Heller
Зимой Баренцбург погружается в темноту; летом солнце светит круглосуточно. Население, состоящее в основном из русских и украинцев, прекрасно уживается. Все друг друга знают и они мирно сосуществуют несмотря на политическую напряженность.
Над бескрайним миром снега и льда пролетает темно-синий вертолет Ми-8. Около двадцати россиян набиваются туда, возвращаясь с очередного футбольного матча с соседним норвежским городом Лонгйир, как будто это самая нормальная вещь в мире — лететь домой с местного спортивного мерпориятия на вертолете. Игры с норвежцами практически каждый раз заканчиваются поражением, но это давняя традиция. Баренцбург существовал со времен Советского Союза и был основан в 1932 году — на пике своего развития здесь проживало почти 2400 человек. Были даже теплицы и ферма — странная идея, учитывая скудную растительность тундры на архипелаге.
Вертолет приземляется, пассажиры выходят. Одни выражают благодарность трем пилотам через открытое окно, пожимают руки. Сейчас в Баренцбурге проживает около четырехсот жителей. Время превратило теплицы в руины. Бюст Ленина стоит на деревенской площади, сурово наблюдая за Баренцбургом. За ним памятник с русской надписью: Наша цель — коммунизм. Это амбициозная цель для поселения, куда свежие овощи доставляются только раз в месяц, если вообще доставляются. Из-за СВО Норвегия в прошлом году пригрозила больше не пускать корабли в Баренцбург. Россия отреагировала яростно и сослалась на Шпицбергенский договор 1920 года, который позволял всем народам 46 подписавших его государств жить и работать здесь.
В двух панельных домах на заднем плане живут в основном одинокие люди. Здания были отремонтированы несколько лет назад.
Александр Яцуненко выбрался из угольной шахты после 8-часовой смены.
Арктическая тишина и четырехмесячная полярная ночь, а также постоянная опасность нападения белых медведей – вызов для жителей Баренцбурга.
Барбара Мокштадт испытывает жизнь в Арктике на себе. Директор музея любит быть частью небольшого сообщества, хотя она совершенно не согласна с политикой страны.
Герои неба: Вертолет Ми-8 – спасательный круг для жителей Баренцбурга. Но из-за непредсказуемой погоды это еще и опасно. Команда пилотов, инженеров и наземного персонала старается сделать все возможное для обеспечения безопасности полетов. В октябре 2017 года авария унесла жизни нескольких человек.
Механизированные процессы добычи и меры безопасности, а также эксплуатация грузовиков, используемых для вывоза угля, требуют большого мастерства. Кроме того, при подземных горных работах существует постоянная опасность непогоды, как горняки называют взрывы метанового газа.
Большое количество молодежи регулярно курит. Сигареты завозятся из России и стоят очень дешево. Курение здесь популярное времяпрепровождение и важная социальная часть жизни.
Изоляция и особые условия жизни в Баренцбурге сближают людей. Марат, Татьяна и Настя вместе проводят воскресный вечер в типичной местной квартире.
После напряжённой смены у шахтёров здесь традиционная баня - они болтают о всяких вещах за чаем, а купание в снегу помогает им охладиться.
В Баренцбурге всего 43 ребенка - и одна школа, где каждому хватает места и внимания. Роскошь, которую вряд ли встретишь в любой другой государственной школе в России.