В развитии народной музыки выделяют три основных этапа: Древняя эпоха (архаический фольклор) — Средневековье (традиционный, или классический, фольклор) — современность (современный фольклор). Это универсальная схема, применимая для многих народов. В формировании татарской музыки на ранних этапах приняли участие тюркский и финно-угорский компоненты, в средневековый период — арабо-персидский, а в позднюю эпоху — европейский и русский. Аналогичные процессы происходили и в татарском языке: можно проследить общетюркскую основу, финно-угорскую лексику, арабо-персидские, русские и иностранные заимствования.
Основные виды татарской народной музыки: песни (тат. көйле җырлар) — светские и духовные – мунаджаты и баиты, отличаются интонационно и ритмически, напевы дастанов и поэтических произведений, такмаки (плясовые и игровые), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Чтение Корана нараспев – имеют свои уникальные особенности. В татарской музыке традиционно используются такие инструменты, как саз, кубыз, курай, думбыра, гусли, разновидности гармоней, классические инструменты. Татарская народная музыка в основном одноголосна, её звуковая система чаще всего представляет ангемитонную пентатонику.
Самые значимые жанры татарской традиционной музыки — вокальные. Музыкальные инструменты использовались в основном как аккомпанемент к пению (иногда — к пляске).
Почти во всех песнях татар слова не закреплены за определенной мелодией. В науке это называют «кочующие тексты», при этом не только один и тот же текст может звучать с разными мелодиями, но и одна и та же мелодия — лечь под разные по содержанию тексты. Например, раньше под мелодию песни «Туган тел» («Родной язык»; на стихи Габдуллы Тукая) исполняли баит «Сәлим бабай» («Дедушка Салим»). Возможность татарских песен распадаться и пересобираться в свободном порядке скрыта в их структуре. Основополагающая форма песенных текстов — четверостишие (хотя встречаются строфы из двух, трех, пяти, шести строк и формы с припевами).
Музыкальные инструменты, в отличие от напевов, осязаемы и служат материальными свидетельствами ушедшей эпохи. Духовые (глиняные свистульки) и струнные инструменты типа гуслей археологи находили во время раскопок на территории Булгарского государства. Но подобные находки — редкость, потому что инструменты, сделанные из недолговечных материалов (дерево, тростник), практически не сохраняются в почве.
У многих народов есть доминирующий инструмент: у казахов — домбра, у башкир — курай, у якутов — хомус (якутский варган). Сегодня татарская инструментальная музыка ассоциируется у людей с гармоникой, хотя в быт татар она вошла только во второй половине XIX века. Правда, она сразу обрела невероятную популярность и получила повсеместное распространение, отодвинув на задний план предшествующие курай, скрипку, кубыз и другие.
Татары немного изменили конструкцию гармоники, приспособив ее под пентатонные одноголосные мелодии (пентатоника — ладовая основа татарской музыки). В результате появились национальные разновидности гармоники. А еще татарские музыканты выработали собственную манеру игры: если русские широко использовали гармонические возможности гармошки (играли на ней аккорды, поддерживающие мелодию голоса), то татары освоили ее преимущественно как мелодический инструмент, стремясь воспроизвести орнаментальные мелодии в высоком регистре, как это делали раньше на курае или народной скрипке.
Какие же инструменты создают волшебную татарскую мелодию?
1) Курай
Самый известный из татарских духовых инструментов . Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту с отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
2) Сорнай
Один из древних инструментов. Он использовался как сигнальный инструмент во время войн. Распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте,а играли на сорнае и пастухи.
3)Думбыра
Это традиционный татарский струнно-щипковый инструмент певцов-сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам.
4) Кубыз
Является одним из самых древних музыкальных инструментов известных человеку. Кубыз представляет собой металлическую дугу с язычком в центре. При игре издает тихий, в диапазоне одной октавы, звук.Он является сольным и ансамблевым инструментом и, как правило, предназначен для исполнения плясовых наигрышей либо для воспроизведения звукоподражательных мелодий.
5) Дэф
Это национальный ударный инструмент, а напоминает он бубен.
6) Татарская гармонь
Это популярный национальный инструмент, который мы часто слышим в традиционных татарских песнях.
По материалам сайтов inde.io, kitap.tatar.ru, tatarica.org, tatarlar.info