Только в 21 веке американцы разграбили и вывезли из Ирака огромное количество музейных ценностей. Мы помним уничтоженную Пальмиру, и помним фото Елизаветы II, сделанные в помещениях, в убранстве которых были использованы предметы роскоши, некогда уворованные англичанами в других странах. Не пренебрегала грабежами и Франция, а уж эпоха Наполеоновских войн принесла этой стране огромное количество шедевров мирового изобразительного искусства.
Разбой, грабеж, пиратство, работорговля – вот источники богатства западных стран. Но ирония в том, что в какой-то момент времени, европейцы начали переворовывать у соседей то, что те ранее уворовали.
Это хорошо видно по тем предметам, что нацисты вывезли в Германию из оккупированных стран.
Сейчас принято считать, что именно нацисты, были величайшими грабителями в истории, ведь они конфисковывали ценности у своих граждан, грабили галереи, музеи, храмы в оккупированных странах.
Посчитано, что в конечном итоге нацисты присвоили более 20% произведений искусства Евразии. Некоторые предметы и по сей день остаются пропавшими без вести, какие-то были найдены и возвращены владельцам, а какие-то пришлось восстанавливать.
Некоторые произведения искусства, украденные в годы Второй мировой
Гентский алтарь
Гентский алтарь описывали как самое драгоценное и желанное произведение искусства в истории. Он представляет собой панель, выполненную из нескольких живописных произведений – полиптих – написан на 24-х дубовых панелях, где изображено огромное количество человеческих фигур. Часто алтарь называют по центральному сюжету – «Поклонение мистическому агнцу». Знаменит алтарь, помимо всего прочего и тем, что создает у зрителя ощущение присутствие божества в обыденной жизни.
Создан алтарь в начале 15 века Хьюбертом и ван Эйком. Это первое произведение фламандских мастеров, написанное маслом, а не темперой.
Первым покусился на алтарь Наполеон – он вывез его во Францию. Во время Первой мировой войны, Гентский алтарь был украден немцами. После прихода к власти, Гитлер хотел установить артефакт в музее города Линца, но его опередил Геринг и установил алтарь в своем поместье. Однако, все-таки Гитлер смог заполучить это произведение и установил его в замке Нойшванштайн.
Незадолго до окончания войны алтарь был перевезен в соляные шахты австрийских Альп. Здесь алтарь и был найден поисковиками и возвращен владельцам. В настоящее время артефакт находится в бельгийском городе Гент, в католическом соборе Святого Бавона.
«Портрет молодого человека» Рафаэль Санти
«Портрет молодого человека» считается автопортретом Рафаэля, завершенным в 1514 году. Работу Рафаэля из Италии в Краков привез российский государственный и политический деятель князь Адам Ежи Чарторыйский, в 1798 году. Холст хранился в музее Чарторыйского.
В 1939 году, незадолго до начала вторжения фашисткой Германии в Польшу, «Портрет…» был спрятан вместе с другими экспонатами музея. Но Гестапо быстро обнаружило тайник и конфисковало коллекцию Чарторыйских. Так произведение искусства оказалось в кабинете генерал-губернатора Польши Ганса Франка. До начала 1945 года «Портрет…» часто путешествовал из Польши в Германию и обратно, потому что выставлялся в Музее фюрера.
На момент освобождения Польши от фашистских захватчиков, «Портрет…» находился у Франка. Франк бежал от наступления Красной армии, а с ним исчезла и картина.
Это произведение искусства не найдено и по сей день.
Вермеер, «Астроном»
Одна из самых талантливых работ великого голландского художника Вермеера – «Астроном» – экспонируется в Лувре с 1983 года. До этого момента картина принадлежала французской ветви семьи Ротшильдов и была среди 19 сундуков с произведениями искусства, конфискованных нацистами после вторжения во Францию. Отправленный в галерею Jeu de Paume (Национальная галерея Же де Пом) в Париже, которую нацисты использовали в качестве хранилища до того момента, как ценности отправлялись Герингу или Гитлеру. В конечном итоге «Астроном» хранился в Альтаусзее (соляные шахты в австрийских Альпах), а затем был возвращен Ротшильдам в конце войны. Всего союзники нашли более 6600 холстов в соляных шахтах.
Янтарная комната
Янтарная комната (барокко) созданная в Екатерининском дворце, представляла собой помещение, украшенное янтарными панелями, сусальным золотом и зеркалами.
Идею создания янтарного кабинета приписывают прусской королеве Софии-Шарлоте, которая решила таким образом украсить свой дворец в Литценбурге. Работы были начаты – изготовлена и установлена часть янтарных панелей – но не были закончены. Помешала смерть Софии-Шарлоты. Фридрих I решил оставить дворец таким, каким он был при Шарлоте, а готовые, но неустановленные панели думал применить в Ораниенбауме. Но и этому не суждено было сбыться и в 1716 году прусская королевская семья подарила янтарные панели русскому императору. Так янтарь оказался в Екатерининском дворце, в Царском Селе.
Немцы захватили Царское Село в 1941 году, им потребовалось всего 36 часов, чтобы разграбить Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать. Единственное, что удалось сделать – спрятать янтарные панели под обои, но это не обмануло немцев.
Нацисты вывезли янтарь в Кенигсберг. После этого следы Янтарной комнаты теряются. Возможно, янтарные панели была разрушены во время бомбардировок союзников в 1944 году, может быть они были вывезены на «золотом поезде»…. Всё может быть.
Янтарная комната воссоздана по старым чертежам и фотографиям, сейчас она открыта к посещениям.
(Продолжение следует…)
Уважаемые читатели, платформа пессимизирует или удаляет, объявляя "языком вражды", тексты, где содержится критика США, Украины. Не любят алгоритмы платформы и когда речь идет о СВО.
Заглядывайте на мою страницу на Паблико, там есть всё то, что удалено или ограничено Дзеном.
Также подписывайтесь и на мой тг-канал Solo Васия и тг-канал который мы ведем вместе с коллегами - "Выключаем эмоции, включаем ум"