Найти в Дзене

Вампиры в литературе. Краткий экскурс.

Устный народный творческий образ вампира возник в различных культурах в разное время. Одним из самых ранних примеров является история о Лилит в древнееврейской традиции, которая могла превращаться в сущность, пьющую кровь новорождённых.

Леди Лилит. Данте Габриэль
Леди Лилит. Данте Габриэль

В Средневековой Европе были известны сказания о вампирах, которые могли превращаться в летучих мышей и питались кровью живых.

Одна из легенд говорит о том, что вампиры были бывшими жертвами
обряда, когда на тело покойного была наложено заклятье, не дающее ему
покоя, пока он не отомстит за свою смерть.

Другая легенда утверждает, что вампиры появлялись после смерти людей, которые жили грешной жизнью и умерли в состоянии гнева или ненависти.

Третья легенда утверждает, что вампиры появлялись после заражения крови опасным заболеванием, таким как чума или сифилис.

В 19 веке в западной литературе начали появляться произведения о вампирах, такие как "Дракула" Брэма Стокера и "Кармилла" Шеридан Ле Фаню.

Вампир. Эдвард Коли Бёрн-Джонс
Вампир. Эдвард Коли Бёрн-Джонс

Что же насчет церкви? Поощряла ли она распространение противоречивых религии и её установкам рассказов о кровососах?

  • Вампиры были воспринимаемы как символ зла и дьявола. Они представляли собой опасность для людей и могли приводить к разрушению здоровья и души тех, кто имел с ними дело. Церковь считала, что истории о вампирах могут подстрекать людей к сотрудничеству с мистическими и опасными силами.
  • В средневековой Европе многие верили в необходимость защиты от злых мистических сил, в отличие от церкви. Если бы она поддерживала рассказы о вампирах, это могло бы вызывать у ее приверженцев непонимание и нарушение доктрины.
  • Церковь могла считать, что такие истории лучше оставить за пределами своих стен, чтобы не привлекать к себе внимание людей, неинтересующихся религией.

Образ вампира начал переходить из народных сказаний в мировую литературу на рубеже 18 и 19 веков. Это случилось в связи с утратой влияния церкви над литературой и увеличением спроса требований к ученым доказать или опровергнуть существование вампиров.

Вторая причина изменения отношения к теме вампиризма – развитие
романтизма. Для романтизма характерны провозглашение сложной и глубокой человеческой личности, взгляд на жизнь «сквозь призму сердца». Образ вампира стал романтизироваться, и из равнодушного, непривлекательного существа он превратился в трагичную фигуру, у которой есть чувства, с человеческой внешностью. Подтверждением может служить
сравнение упырей из мифов и легенд 12-15 веков и современного вампира в литературе.

  • Внешний вид. Упырь обычно изображался как маленький и худой человек, с красными глазами, длинными ногтям и острыми зубами. Современный вампир же, как правило, представлен как красивый, атлетичный молодой человек, обладающий сверкающими зубами и бледной кожей.
  • Способ питания. Упырь питался кровью людей, которые были его жертвами. Современным вампирам для поддержания жизни человеческая кровь не обязательна, они могут питаться кровью животного происхождения или даже эмоциями.
  • Способ превращения. Упырь мог превратить человека в себе подобного путем кровопускания или просто укушения. Современный вампир может также превратить другого человека, но это происходит обычно после того, как он выпустит свою специальную вампирскую кровь.
  • Символизм. В литературе упырь обычно символизирует опасность, зло, болезнь и смерть. Современный же вампир создан для того, чтобы символизировать силу, власть и жизненную энергию.
Упырь. Борис Забирохин
Упырь. Борис Забирохин
Дракула. Тод Браунинг 1931 год
Дракула. Тод Браунинг 1931 год