В советском диафильме "Прогулка в город будущего" есть интересное предсказание - "В 2076 году школьников будут учить обучающие автоматы, при этом школьники (среднего звена) будут изучать высшую математику".
Насколько это осуществимо?
Что такое обучающие автоматы? Это своеобразная ЭВМ с искусственным интеллектом, который наверняка превосходит человеческий. Может ли такая машина появиться в будущем? Да, я верю, что она появится. Даже раньше, чем в 2076 году.
Но сможет ли такая машина учить детей? Не сможет. И причина одна - не сможет машина собрать винтики и прочие шпунтики в голове у ребенка. По факту, ребенку (современному) нужен не столько учитель, сколько надзиратель и воспитатель. Если бы оного не требовалось, ребенок бы просто сидел дома и при помощи Интернета получал бы знания.
Я тут сам столкнулся с миром информации для обучения. Сейчас готовлю старшего ребенка к ОГЭ, а потому пользуюсь ресурсами сети Интернет.
Так вот, я нашел просто чудеснейшие уроки от профессионалов. Там настолько все разжевано, что остается только забрать знания. К примеру, в информатике для меня секретов нет, но я посмотрел видеоролики и узнал более простые алгоритмы решения некоторых заданий.
Таким же образом буду восстанавливать свои знания по физике, чтобы потом объяснять ребенку алгоритмы решений.
Но почему же он сам не может воспользоваться такой палочкой-выручалочкой?
Причин много, я их перечислять не буду, но скажу, что за 14 лет работы в школе я понял, что детей, которые способны учиться самостоятельно, используя возможности сети Интернет, единицы и даже меньше.
Мой старший ребенок такой же - над ним надо стоять и контролировать. Вот тогда будет результат. Если дать спуск и оставить его без контроля, то результат будет неудовлетворительный.
Вот так вот и обучающие автоматы из будущего. Подразумевается, что они будут рассказывать новое. Но вот только работа учителя заключается далеко не в "рассказывании нового". В этом и есть отличие начинающего педагога и опытного. Опытный педагог не столько расскажет, сколько сделает так, чтобы до всех дошло (или хотя бы до большинства). Его задача не выдать новый материал, а донести материал.
Опытный учитель даже по частоте моргания глаз учеников поймет - усвоен ли новый материал или нет.
Способен ли на это робот? Нет. Любой машине чужды эмоции и отклик обучаемого. Может быть когда-то в далеком-далеком будущем и будут биороботы, но там, скорее, сам человек станет биороботом, который сможет самостоятельно заменять себе устаревшие механизмы и органы в теле на более новые.
Также интересно предположение, что в будущем школьники среднего звена будут изучать высшую математику.
Такое предположение основано на том, что с каждым новым поколением люди знают чуть больше предыдущего поколения, так как увеличивается количество времени, которое затрачивается на обучение (взять, к примеру, конец 19 века, начало 20-го, середину 20-го и 1976 год, когда был создан диафильм).
Но, конечно, в 1976 году еще не видели, что однажды произойдет "насыщение" знаниями, а затем вообще - часть знаний будет переложена на ЭВМ. А еще чуть позднее - значительная часть знаний.
Да и вообще, сами же мечтали, что "вкалывают роботы, а не человек". Зачем же всем знать высшую математику? Пусть ее знают некоторые и искусственный интеллект.
Что там в будущем произойдет с качеством знаний будущих детей, я не могу сказать. Но пока я вижу, что больше подходит фраза Аркадия Райкина про "коликчество, а не какчество" - когда детей с начальной школы пытаются заставить изучить всё, так как слишком много тех, кто пытается оставить свой след в образовании.
Кто из нас доживет до 2076 года? Кто-то, наверное, дотянет. Вот ему задание: откопать в анналах истории Интернета данную публикацию и проверить - сбылось ли предсказание из советского диафильма 1976 года.