Губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву не стоит делать громкие заявления о строительстве металлургического комбината в Чумикане. Для начала ему надо съездить на экскурсию в Магнитогорск, Новокузнецк или Череповец, чтобы посмотреть как работает металлургический комбинат полного цикла. Единственный на Дальнем Востоке комбинат "Амурсталь" - электрометаллургический, для его работы нужна дешёвая электроэнергия.
«В 2023 году запускаем новый проект - Тихоокеанский металлургический комбинат (ТМК). Его мощность в 3 раза превысит объёмы легендарной «Азовстали», - заявил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв.
Строительство ТМК около посёлка Чумикан на побережье Охотского моря должно стать конечной точкой частной Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского месторождения угля в Якутии.
http://www.debri-dv.ru/m/article/33790/tihookeanskiy_metallurgicheskiy_kombinat_postroyat_v_chumikane
Компания «А-Стил», в которой 75% принадлежит Альберту Авдоляну, а 25% — Александру Исаеву, в сентябре 2022 года получила 5 лицензий на поиски и оценку месторождений железной руды в Хабаровском крае. В Еди́ном госуда́рственном рее́стре юриди́ческих ли́ц (ЕГРЮЛ) в качестве сфер деятельности «А-Стил» указано производство чугуна, стали и ферросплавов, но действующих активов пока нет.
По словам представителя Альберта Авдоляна, в будущем на базе этих активов и Эльгинского угольного месторождения возможно строительство коксохимического и металлургического заводов. Рыночные перспективы этих предприятий могут быть связаны только с экспортом в Азию, где продукции меткомбината придётся конкурировать с дешевой китайской сталью.
https://elsi-group.ru/media/press/a-stil-zapasaetsya-rudoj
На лицензионных участках в Хабаровском крае были пробурены 2 наклонные скважины глубиной 350 м, получен положительный результат по наличию рудного тела.
«По нашим оптимистичным прогнозам, мы оцениваем запасы железной руды в размере 5 млрд тонн. Сами месторождения железной руды находятся в районе села Чумикан. Совокупность данных фактов и логистически удобное расположение нашего Эльгинского угольного месторождения, богатого коксующимися углями, безусловно, предполагает в будущем строительство коксохимического завода и металлургического комбината по производству стали в данном регионе» - сказал представитель Альберта Авдоляна.
https://elsi-group.ru/media/press/a-stil-zapasaetsya-rudoj
Альберту Авдоляну надо отправить своего представителя в служебную командировку в Чумикан, чтобы не смешил людей заявлениями о возможном там строительстве металлургического комбината.
Для начала надо отметить, что нужно более детальное геологическое изучение лицензионных участков в районе посёлка Чумикан. На это может понадобиться несколько лет.
Нужна более детальная экспертная экономической оценка добычи там железной руды.
Если там нашли железную руду и строится Тихоокеанская железная дорога к порту "Эльга" от Эльгинского месторождения угля, то это не означает, что там можно строить коксохимический завод и металлургический комбинат.
Если представитель Альберта Авдоляна считает, что это возможно, тогда ему надо изучить технологию производства, съездить на экскурсию на действующий металлургический комбинат полного цикла.
Что важнее ресурсная база или транспортная доступность территории?
В современном мире важнее транспортная доступность территории. Важно положение по отношению к рынкам сбыта готовой продукции.
Железную руду можно возить из Бразилии, а уголь из Австралии и ЮАР.
Сможет ли железная руда из Чумикана конкурировать с бразильской?
Даже если чумиканская руда с высоким содержанием железа, то как её вывозить?
Строящийся порт "Эльга" - это не бразильский Тубаран для экспорта железной руды с круглогодичной навигацией, способный принимать суда водоизмещением до 100 тыс. т, общая протяжённость причального фронта 2,7 км с глубиной до 26 м.
Да железная руда в Чумикане есть, уголь можно использовать Эльгинского месторождения, от которого строится Тихоокеанская железная дорога к порту "Эльга". Но как вывозить готовую продукцию?
До ближайшей железнодорожной станции (Комсомольск-на-Амуре) — 480 километров, до краевого центра —694 км. Морем 721 км до Николаевска-на-Амуре, навигация только 2 месяца в году - с конца июня до августа.
В посёлке Чумикан экстремальные условия навигации: забитость этого места залива плавающим льдом в течение 10, а то и 12 месяцев в году, мелководье и очень высокие приливы и отливы, при которых кромка воды на мелководье отступает далеко в море. Поэтому строительство нового порта для отгрузки угля на экспорт было перенесено на мыс Манорский, где условия навигации немного лучше, и глубины позволяют использовать крупнотоннажные балкеры для перевозки угля.
Да и в строящемся порту "Эльга" навигация немногим лучше. Для круглогодичной навигации нужно ледокольное сопровождение судов и балкеры для перевозки угля ледового класса Arc4. К тому же порт "Эльга" проектируются как узкоспециализированный порт для вывоза эльгинского угля на экспорт.
Тихоокеанская железная дорога от порта "Эльга", в 30 км от Чумикана, к Эльгинскому месторождению угля - 531 км, строится для вывоза угля. Дорога одноколейная. Проектом предусмотрено 18 пар поездов. От станции Эльга до станции Улак на БАМе ещё 315 км. Железная дорога Улак - Эльга тоже для вывоза угля.
Надо строить железную дорогу 480 км до Комсомольска-на-Амуре, чтобы вывозить готовую продукцию и обеспечивать город, в котором будут жить работники комбината всем необходимым. Когда её построят, тогда и можно будет говорить о строительстве металлургического комбината в Чумикане. Но кто, и на какие деньги будет её строить?
Это в советское время приоритет был стратегических интересов и крупномасштабного освоения северных территорий, а экономическую целесообразность в расчёт не брали.
В 2012 году компания «Мечел» получила лицензию на разработку Сутамской железорудной площади (месторождения железной руды), находящейся в 50 км западнее дороги Улак — Эльга.
Возможно, Альберту Авдоляну следует обратить внимание на это месторождение железной руды, легче вывозить руду. А изучение и разработку железорудных месторождений в районе Чумикана оставить до лучших времён, когда построят железную дорогу от Комсомольска-на-Амуре или наступит глобальное потепление и Охотское море перестанет покрываться льдом.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
Пишите свои комментарии к моей статье.