Найти тему
92,8K подписчиков

Социальный эксперимент над 12-летними мальчиками осудили спустя 60 лет

56K прочитали
Летом 1954 года двадцать два 12-летних мальчика отправились в летний лагерь, который на самом деле таковым не был. Но мальчики об этом не знали, они были уверены, что едут в самый обычный летний лагерь.

На самом же деле это была специально построенная площадка, созданная для проведения эксперимента, чтобы выяснить, как конфликтующие люди ведут себя в ситуации общей беды. Эксперимент проводил турецкий психолог Музафер Шериф, средства на него выделил благотворительный фонд Рокфеллера.

У Шерифа была теория, что межгрупповой конфликт возникает, когда две группы соревнуются за ограниченные ресурсы. Но общая беда или опасная для жизни ситуация типа лесного пожара может объединить враждующие стороны в попытке выжить.

Сначала Шериф спровоцировал ненависть мальчиков друг к другу, а потом попытаться их объединить. Результат был более чем неожиданным, и потребовалось шесть десятилетий, прежде чем современные эксперты осудили его действия как неэтичные. А сам эксперимент был признан спорным.

В тот же год, кстати, вышел и знаменитый роман Уильяма Голдинга "Повелитель мух". И хоть он тоже об агрессивном поведении детей, изолированных от мира, роман был написан не по мотивам эксперимента, а по мотивам собственного исследования автора. Просто так совпало.

Кадр из фильма "Повелитель мух", 1990 г
Кадр из фильма "Повелитель мух", 1990 г

Летний лагерь

Музафер Шериф изучал психологию в Гарвардском университете. Однако он очень быстро понял, что эксперименты в лаборатории не для него. Он хотел исследовать людей в естественных условиях. Социальная психология буквально завораживала его.

Экспериментов было два - под кодовыми названиями "Летний лагерь" и "Пещера разбойников". Сначала Шериф пригласил группу 11-летних мальчиков в парк Мидл-Гроув (штат Оклахома) под предлогом приглашения в лагерь для бойскаутов. Ни родители, ни дети не знали, что лагерь ненастоящий, и что в нем будет происходить.

Двадцать два мальчика были незнакомы друг с другом, и все они были выходцами из белого среднего класса. Все они были протестантами, воспитывались в семьях с двумя родителями. Мальчики были случайным образом разделены исследователями на две группы, при этом были предприняты усилия, чтобы сбалансировать физические, умственные и социальные способности групп. Ни одна из групп не знала о существовании другой.

Дети сдружились. Сначала между собой в своих группах, а потом, когда внутри групп сформировались иерархии и выявились лидеры, Шериф познакомил группы мальчиков друг с другом. Но и здесь они отлично подружились все, установили групповые правила и нормы, сформировали свою культуру.

Шериф и вожатые лагеря (которые были научными сотрудниками на самом деле) стали провоцировать детей на конфликты. Но мальчики из Мидл-Гроув оставались друзьями при любых обстоятельствах. Даже в таких соревнованиях как перетягивание каната, забеги на дистанцию не вызывали у них нездоровой конкуренции. Ни победы, ни поражения не могли спровоцировать их на проявления агрессии и ненависти. Наоборот, мальчики поддерживали друг друга, старались помочь. В одном из соревнований, в котором взрослые объявили победу несправедливо, победители отдали приз другой команде, объяснив, что это честно, потому что другая команда была сильнее.

Первая группа детей в эксперименте Шерифа
Первая группа детей в эксперименте Шерифа

Шерифа это злило. Он заставлял «вожатых» идти на такие вещи, как воровство вещей, разрушение хижин, уничтожение символики, чтобы свалить вину на мальчиков из другой команды. Но даже такие действия взрослых не вызывали агрессии у детей. Даже когда дети догадались, что все эти ситуации были подстроены «вожатыми», мальчики не стали негодовать, не проявили ни капли злости, только удивление.

Эксперимент провалился. Шериф был в ярости, он даже подрался со своими помощниками и чуть не спалил лагерь. Он решил, что дети слишком сильно сдружились в первую неделю, что нужно было дать меньше времени на знакомство друг с другом. И решил повторить эксперимент еще раз. Тем более, что у него еще оставались деньги от гранта.

Пещера разбойников

После первого опыта он снова набрал детей, на этот раз на год старше. На сближение и установление иерархии внутри групп он дал всего два дня, после чего познакомил их со второй группой мальчиков, сразу сказав, что они будут соревноваться друг с другом в разных дисциплинах. То есть, мальчики изначально получили установку на соперничество.

Мальчики играли друг с другом в бейсбол, перетягивание каната и другие спортивные игры. Победители получили трофеи, проигравшие не получали ничего. Победители в бейсболе также получали право весь день играть на поле, а мальчикам из проигравшей команды не разрешалось туда входить. Помощники стали еще и дополнительно провоцировать конфликты между группами в лагере. Например, они делали так, чтобы одна группа опоздала на обед, а другая за это время все съела, и опоздавшим ничего не досталось.

Неприятная, конфликтная атмосфера в лагере была достигнута, к радости Шерифа. Поначалу мальчики максимально оскорбляли друг друга словесно, недостатка в колкостях и обзываниях не было. Но Шерифу и этого было мало. Он доводил конфликты до драк! Однажды одна команда спалила флаг другой команды, в отместку те вломились в спальни поджигателей и стали ломать их вещи. Враждебность нарастала. После физической перепалки две группы пришлось изолировать друг от друга на два дня. А затем начался ключевой этап исследования для подтверждения теории Шерифа.

Участники второй группы эксперимента
Участники второй группы эксперимента

Сначала он лишил мальчиков питьевой воды.

Вся питьевая вода в лагере поступала из резервуара, расположенного на горе к северу от лагеря. Водоснабжение было нарушено, и сотрудники лагеря обвинили в этом неких «вандалов».

Дети отправились на поиски водохранилища и поломки. На улице царила жара и сильная жажда заставила их начать сотрудничать друг с другом. Они сошлись, невзирая на предыдущие конфликты и то, кто к какой команде принадлежал.

Мальчики обнаружили, что кран, который был на горе, и через который подавалась вода, был сильно завален булыжниками. Предложения членов обеих групп относительно эффективных способов разблокировки крана привели к совместной работе, которая длилась более 45 минут.

Когда вода, наконец, пошла, все ликовали. Шериф тоже - ведь его эксперимент подтверждал то, что предсказывала его теория.

Во второй раз он сообщил детям, что они остаются без еды, так как грузовик с продуктами сломался по пути в лагерь. Дети объединили усилия и вручную, на веревках притащили грузовик в лагерь.

Дети притащили в лагерь грузовик
Дети притащили в лагерь грузовик

Сомнительная ценность

Его эксперимент получил широкую огласку и стал основой для многих других научных статей. Например, психологи Джон Хантер и Майкл Платоу благодаря эксперименту Шерифа вывели теорию о том, что принадлежность к группе оказывает сильное влияние на идентичность и поведение людей. Однако с течением времени все больше и больше появлялось сомнений в ценности этого эксперимента.

По его же собственным словам, Шериф добился желаемых результатов. Но он хотел доказать свою теорию с помощью эксперимента, значит, как заинтересованное лицо он мог изменять многие переменные для достижения желаемого результата, подталкивать его развитие в нужном направлении.

Других экспертов смущало то, что мальчики находились в искусственных условиях, и что спортивные соревнования и провокации не были естественными, их устраивали «вожатые», а не сами дети. Если бы это были не отсортированные мальчики из среднего класса, случайным образом разделенные на две отдельные группы, а соперничающие городские банды или соперничающие футбольные болельщики, тогда результаты были бы более достоверными.

Кроме того, участники были обмануты, так как не знали истинной цели исследования. А еще они не были защищены от физического и психологического вреда. Исследователи подвергали их жизни риску.

Результаты также не следует обобщать на реальную жизнь, поскольку в исследовании использовались только 12-летние белые мальчики из среднего класса и исключались, например, девочки и взрослые.

Сильнее всех эксперимент осудила писательница и доктор философии Джина Перри в книге «Потерянные мальчики: Внутри эксперимента Музафера Шерифа "Пещера разбойников"», вышедшей в 2019 году.

Она усомнилась в этичности эксперимента, поскольку все это время дети думали, что находятся в обычном лагере, и не знали, что их поведение изучают, они могли находиться под влиянием взрослых мужчин, провоцировавших их на конфликты. Тем более, что был взят возраст детей, которые не могли возмутиться, когда замечали подставы со стороны взрослых. Не было изучено и влияние эксперимента на психику детей. К моменту публикации ее книги в живых оставались немногие из испытуемых. Когда она созванивалась с ними, они с удивлением узнавали, что лагерь не был лагерем, но также и признавались, что теперь им становилось понятно, почему воспоминания о том лете всю жизнь вызывали у них неприятные ощущения. А один из них сказал: «Эксперимент меня никак не травмировал. Наверное. Но я всю жизнь не люблю озера, кемпинги, хижины и даже просто палатки. Теперь понимаю, откуда эта неприязнь».

По материалам Guardian, APA, SimplyPsychology