Времена рассвета Римской империи давно закончились. Наступала эра проблем. Правительство Рима волновали аграрный, военный, варварский, идеологический и другие вопросы, которые с каждым днём всё ослабляли государство. Появление гуннов в степи направило толпы беженцев на территорию римлян и с ними начались проблемы уже при правлении Валентиниана I и Валента II. Прошлая статья закончилась на том, как готы смогли добиться определённых успехов в сражениях с войском империи. В этой статье пойдёт речь об императоре Феодосии I Великом и о том, как он решал вопрос готов.
Содержание
1) Попытка объединения всех под единой верой
2) Готский вопрос
3) Итоги
Попытка объединить всех под единой верой
Грациан, получивший от отца Валентиниана I и дяди Валента II всю империю, исправил ошибку своего родителя, изгнавшего Флавия Феодосия в Испанию и убившего его отца. Если с последним вариантов что-то изменить было немного, то вернуть со ссылки сына опытного полководца, в свою очередь, имеющего немалые таланты подобного рода, он мог. У военачальника получилось доказать, что император не ошибся в нём. За это римский правитель через 5 месяцев назначил его соправителем 19 января 379 года, одарив его восточными землями. Такое решение было принято ввиду 7-летнего возраста Валентиниана II, брата монарха и де-юре соправителя, и необходимости его наставлять.
Этот тандем бросил силы на попытки спасти империю, переживавшую тяжелейшие времена. Для решения военных проблем, по распоряжению Феодосия I (379-395 гг.) проводили активный рекрутинговый набор всех способных к бою мужчин. От подобной обязанности были освобождены рабы, слуги и повара. Довольно серьёзное облегчение испытало римское государство на восточных границах, откуда Шапур Великий больше не угрожал, потому что умер после почти 70 лет у власти. Его сменил Ардашир II, более занятый попытками удержать своё положение. Внешние войны его явно не волновали. Однако, при ослаблении врага с Востока, соперник с Запада и изнутри усиливался. В первом случае, речь идёт о готах. Во втором же, стандартная проблема внутренних противоречий.
Христианство, занимавшее главенствующее положение, всё ещё не завоевало монополию в деле религии. Находились влиятельные сенаторы, которые всё ещё придерживались традиционного культа. Грациан увидел в этом опасность в деле консолидации общества и в 382 году приказал убрать Алтарь Победы, посвящённый богине победы и стоявший со времён начала карьеры принцепса Октавиана Августа, из здания Сената в западной столице. Сенаторы начали высказывать недовольство, что логично. Протест не подействовал на монарха. Кроме того, он публично отказался от титула Великого понтифика и отказался облачиться в местные священные одежды. Таким образом, был проведён водораздел между прошлым и настоящим. Эта накалённая обстановка грозила потенциально опасными последствиями.
На Востоке тоже шли свои разлады. Беднякам и многим торговцам пришлась по нраву арианская трактовка библейских событий, что противоречило решению Никейского Вселенского Собора. Это вызывало жесточайшие споры, которые пора было прекращать. С помощью закона Феодосий I решился привести христианскую идеологию в тот вид, который она и должна была иметь. Закон, этот продукт римской традиции, начал соединятся с новой традицией христианства.
В 380 году Феодосий запретил иные религии, кроме христианства в своём эдикте О католической вере. И эта церковь по его задумке, обязана быть единой и универсальной. Именно это и означало слово, столь известное в наше время, хоть тогда это несло другой смысл. Все каноны, принятые в Никее, являлись общими и распространялись и на Восток и на Запад. Католической считалась церковь, которая почитает Троицу. Остальных же нужно было относить к приверженцам ереси и относится к ним соответственно. И впервые это стало законом, регламентирующим как термин еретика, его свойства, а также наказание за эту самую ересь.
Введённые им наказания за еретичество не всегда приводились в исполнения. Его задачей было не наказать всех неправедных, а привести всех к единству. Однако упорствующих еретиков изгоняли из Константинополя, а их имущество конфисковали. Кроме того, священнослужителям, не придерживающимся никейского символа веры, не суждено было облачиться в епископский сан. Множество языческих храмов и статуй император уничтожил. Пострадала и знаменитая Александрийская библиотека. Кроме того, отправление обрядов также каралось. Досталось даже Олимпийским играм, чётко ассоциируемым с языческими традициями, которые в последний раз провели в 393 году.
Феодосий верил, что сможет привести всех к единому правильному мнению на этот счёт. Он созвал 381 году сбор в Константинополе (Второй Вселенский Собор), на который пригласил представителей всех конфессий, находящихся на Востоке и решил устроить свободную дискуссию. В нём принимали участие люди, сыгравшие огромную роль в определении триединства. Среди них были великие каппадокийцы, необычайно образованные служители церкви Григорий Нисский и Григорий Богослов.
Довольно известен брат первого, умерший к этому времени, но внёсший в их мысли наиболее сильную лепту - Василий Великий. Он учился в Афинской школе вместе с Юлианом-Отступником, что позволило ему взять прекрасные навыки в риторическом и философском искусстве. Именно он был вдохновителем двух перечисленных участников Собора.
Результатом было победа над македонианской ересью (от имени Македоний), бравшей за основу арианство и утверждающей, что Святой Дух был сотворён. Именно одолев в диспутах это утверждение было решено утвердить понятие о триединстве, добавив к Отцу и Сыну, Святой Дух. На этом же собрании приравняли епископство Константинополя с епископством Вечного города, а Восточную столицу объявили Новым Римом. Это решение, правда, не обрадовало остальные епархии, воспринимающие город, основанный Константином слишком молодым.
В ответ на это Римский епископ провозгласил свой Собор в 382 году и там заявил о своём главенстве над всеми, в том числе и над Константинопольским главой церкви. Секретарь этого “собрания” Иероним, как человек, хорошо знавший языки, взял на себя задачу перевести на латинский Библию. Кроме того, латынь была признана единственным верным языком для Святого Писания, чем противопоставила себя греческому, который предпочитали на Востоке. Уже здесь начался этот долгий конфликт, со временем приведший к окончательному расколу, и это несмотря на то, что Феодосий пытался построить католическую (универсальную или общую) церковь.
Готский вопрос
Не только конфессиональные вопросы заботили Феодосия. Актуальнейшим готским вопросом он тоже не мало занимался. Германцы стали чертовски опасны и этим вынудили Грациана выделить в восточную часть 3 епархии в Паннонии, населённой этими самыми нарушителями спокойствия. Таким образом, военная функция перешла опытному в прошлом полководцу и воину, теперь сидящему на троне. Однако тут всё шло не так гладко. Имперская армия не обладала прежней силой. В рамках войны с готами, он проводил уже перечисленные мероприятия по набору, а также ротацию: набранные солдаты из Паннонии шли в Египет, а оттуда возвращались римские бойцы.
Германцы и латиняне перемешались настолько, что слова “римляне” и “римский солдат” становилось анахронизмом, не точно определяющим данные термины. Чтобы чаша весов, расценивающих баланс сил, покачнулась в сторону Рима, Феодосий начал договариваться с вождями готов, предлагая им за помощь щедрые награды. В 382 году император Востока империи оказался вынужден заключить с варварами мир, поняв как много усилий уходит на эту борьбу. Условием этого договора стала следующая схема: лишь вожди были подданными монарха, чего нельзя сказать о рядовых вестготах. Но лидеры готского народа обязывались предоставлять своих бойцов по императорскому приказу.
Формально Феодосий победил, но этого было недостаточно, чтобы подавить германцев. Их поселили в Мёзии, Фракии и Иллирике. Теперь, их статус во время кампаний приравнивался к союзническим силам (федератам) и они больше не были частью империи. При этом получали они привилегии в виде предоставления им пропитания, денег из казны, отсутствия у них налогов, предоставления им из казённых складов снаряжения, а также права использовать свою племенную военную организацию в качестве основополагающей. Об ещё большем усилении варваризации в войсках не приходится и говорить. Начинало зарождаться какое-то подобие варварского королевства.
Но и этого было мало. Феодосий стал поддерживать готов во время судебных заседаний. Убийство германца кем-то из граждан, стоило всем жителям города неплохую цену. А когда в Фессалоники в 390 году убили гота, занимавшего важную должность в армии, это окончилось официально заверенным побоищем на ипподроме. В процессе этого кошмара, погибло 7-тысяч человек. Но об этом позже. Можно, считать, что готы отвоевали счастливый билет, также вспоминая, что правитель, будучи, нетерпимым ко всем конфессиям, кроме ортодоксальной, готам позволял исповедовать арианство. Более того, некоторые из подобных лиц занимали при нём довольно высокое положение.
Итоги
Император Феодосий I взял курс на объединение римлян под эгидой католической церкви. Отойти от чёткого канона он позволил лишь готам, которые заработали себе значительные привилегии в войне против империи. За это их вожди обязались предоставлять своих бойцов во время конфликтов с врагами римского государства. Несмотря на то, что изменения нельзя назвать исключительно удачными, временно стало гораздо спокойнее как снаружи, так изнутри. Но это спокойствие держалось на иллюзорной платформе, состоявшей из ничего. Фактически все проблемы остались, хоть и на время их гул замолк.
А как Вы считаете как нужно было поступить Феодосию с готами? А также выразите Ваше отношение к его церковным реформам. Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!