Премьер-министр Индии посетил Соединенные Штаты, где ему оказали радужный прием… Но эпохальных заявлений, в корне меняющих ситуацию на мировой арене, не прозвучало.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди встретился с президентом Джо Байденом в столице Соединенных Штатов. Ранее подобные визиты были самым обычным делом. Но сегодня, когда мир практически разделился на несколько противоборствующих лагерей, такие встречи приковывают пристальное внимание. Сам факт визита Моди в США и его встреча с Байденом показала, что Нью-Дели пытается поддерживать нейтралитет в противостоянии России и Запада или хотя бы его видимость.
Проблема только в том, что Индия является членом БРИКС, а также поддерживает достаточно тесные отношения с Россией. Конечно, в политике нет друзей – есть только временные союзники, которых используют для собственной выгоды. Но что будет более выгодно для Нью-Дели в данный момент – сотрудничать с Москвой или с Вашингтоном и Брюсселем?
В Азии привыкли мыслить здраво
Говорить о том, что Моди приехал в Вашингтон для того, чтобы обозначить свою позицию и занять роль в противостоянии России и Запада, нельзя. Он приехал исключительно для того, чтобы продвигать интересы собственной страны.
Напомним, Индия сейчас возглавляет G20 и поэтому привлекает внимание США. Пользуясь таким положением, премьер-министр Нарендра Моди решил посетить Вашингтон, причем у него запланированы встречи не только с Байденом, но и с лидерами около двадцати крупнейших американских корпораций, в том числе с главой Tesla.
Кстати, премьер-министр Индии подтвердил цель своего визита после встречи с Байденом: "Мы оба согласны с тем, что правительства, бизнес и академические институты должны объединиться для реализации нашего стратегического технологического партнерства", — сказал премьер-министр южно-азиатской страны.
Несмотря на членство в БРИКС, Индия успешно и, нужно сказать, с прибылью для себя сотрудничает со странами Запада. Более того, пользуясь противостоянием между США, ЕС и РФ, Нью-Дели значительно нарастила поставки дизельного топлива в страны Европы.
Еще весной Bloomberg предупреждал, что вскоре Индия станет крупнейшим поставщиком нефти в ЕС. Например, в апреле 2023 года экспорт переработанной нефти из Нью-Дели в Европу превысил 360 000 баррелей в сутки (б/с), что позволило южно-азиатской республике стать главным поставщиком черного золота в Евросоюз.
Причем все это благодаря рекордным закупкам российской нефти. Напомним, с начала СВО Индия нарастила импорт нефти из России, причем поставки растут с каждым месяцем. Согласно данным аналитиков Vortexa, в декабре 2022 года Москва поставила Нью-Дели на 24% больше сырой нефти, чем месяцем ранее.
Доля российского "черного золота" в импорте Индии увеличивается почти в геометрической прогрессии. Еще год назад этот показатель составлял всего 2%, а сегодня достиг уже 20%. Более того, руководитель индийской ONGC Арун Кумар Сингх в рамках энергетической панели на ПМЭФ-2023 предположил, что по итогам 2023-2024 финансового года доля российской нефти в Индии составит уже 30%.
Российское черное золото приобретают частные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Индии, после чего сбывают в Евросоюз, где благодаря санкциям покупка нефти из РФ запрещена. А вот насчет индийского дизельного топлива не сказано ничего, хоть оно и производится из российского сырья.
Нью-Дели очень неплохо себя чувствует, наживаясь на конфликте "востока и запада". Причем Индии не хочется терять ни одного из своих партнеров – ни Евросоюз, который превратился для этой страны в рынок сбыта, ни Россию, которая продает энергоресурсы со скидкой.
С одной стороны, если не будет поставок дешевой нефти из РФ, Индия потеряет огромную часть прибыли. С другой, слишком тесные связи с Москвой могут повлиять на обширный рынок сбыта – Европу. Но Нью-Дели не спешит выбирать сторону. Премьер-министр страны очень уверенно чувствует себя в Вашингтоне, договариваясь с негласным лидером "западного мира". Но при этом Индия, хоть и пока не очень успешно, все же пробует торговать с Россией в национальных валютах – в частности, за рупии. Другой вопрос, устроит ли это все стороны в перспективе.
"Индия идет на сближение с США и не готова бросать вызов американоцентричной картине мира. Моди не будет брать на себя дополнительные внешнеполитические риски. Индия будет преследовать свою выгоду, а не заниматься идеологической накачкой антиамериканизма. Очевидно, что торговля за рупии – валюту, которая не является свободно конвертируемой, выгодна только Индии, а не ее торговым партнерам, включая Россию. Вряд ли такой механизм взаиморасчетов, когда миллиарды рупий зависают на счетах в индийских банках, является угрозой для США или серьезным шагом в сторону дедолларизации", – отметил политолог Андрей Тихонов в беседе с Baltnews
Игра в политику по-индийски
На данный момент Индия не готова выбирать какую-либо сторону. По итогам переговоров Байдена и Моди стало понятно, что южно-азиатская страна преследует исключительно свои интересы, хотя американский президент непрозрачно предлагал "дружить против России и Китая".
Конечно, для Индии может быть заманчивым вступить во временный союз с США, чтобы выступить против Пекина – между этими государствами очень много споров. Но Вашингтон, по крайней мере публично, не предлагает взамен ничего стоящего. Впрочем, а что вообще сегодня США, где проблемы с госдолгом и хаос на финансовом рынке, могут такого предложить Нью-Дели, чтобы та пошла на конфликт с ядерной сверхдержавой, чья экономика влияет абсолютно на всех в мире?
Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов напомнил, что Индия, при всех ее достижениях в различных отраслях, – очень бедная страна с огромной массой неквалифицированной рабочей силы. Причем подобная масса может быть взрывоопасна из-за ограниченной экономики этой страны. Конечно, Нью-Дели хотели бы заменить Китай в поставках товаров на американский рынок. Они бы хотели увидеть увеличение заказов, капиталовложений, открывать свои предприятия вместо китайских, которые ранее поставляли товары на рынки США и ЕС.
Но есть проблема. Индия прекрасно понимает, что ее привлекательность для Америки строится вовсе не на дешевой рабочей силе, а в том, что эта страна может сыграть определенную роль в геополитической комбинации. При этом южно-азиатская страна не настроена на исполнение такого сценария, поскольку понимает, что как только она включится в противостояние Востока и Запада, все ее преимущества исчезнут.
"Индия не может быть надежным партнером ни для Китая, ни для России, ни для США. Точно так же, как эта страна не является надежным членом БРИКС. Для Нью-Дели сейчас важно перехватить некоторые инициативы у Китая. Индия с удовольствием перенесла бы легкую промышленность из КНР на свою территорию, что позволило бы занять людей, дать стимул для экономики. Но для этого им нужно много денег", – заметил Колташов.
"Правительство не было бы против сотрудничества с Западом, но в то же время власти видят, насколько неустойчивы США и ЕС. Экономика этих государств идет вниз по траектории, а Вашингтон вообще недавно пугал всех дефолтом. Именно поэтому Индия понимает, что имеет дело со слабым и больным гегемоном, который уже утратил свои позиции. Сегодня лидерство США на мировой арене строится на насилии и угрозах. Ранее подобного не было, ведь весь мир негласно признавал лидерство США. Сейчас гегемония осталась только на словах", – добавил он.
В результате текущая задача Индии состоит в том, чтобы за дорого продавать США маленькие уступки, уверен Колташов: "Нью-Дели может притормаживать создание новой валюты БРИКС, углубляя дискуссии по этому поводу, обещать не так быстро договариваться с Россией. Но за все это они попросят очень высокую цену у США. Вашингтон хотел бы пойти на уступки Нью-Дели, и это видно по тому, какой пышный прием оказали Моди. При этом обещать США что-то существенное Индия не собирается. Выторговывая для себя поблажки в экономической сфере, политически эта страна остается условно нейтральной, продолжая повторять, что она "за мир".
В конце стоит добавить лишь несколько цифр. В 2022 финансовом году общий объем двусторонней торговли между двумя странами составил $119,42 млрд, при этом экспорт Индии в США преобладал над импортом.
Общий объем торговли Индии с Китаем, с которым у нее традиционно непростые отношения, в 2022 году вырос на 8,4% до $136 млрд (в 2021-м было $125,6 млрд). Объем торговли между Индией и Россией в 2022 году явно меньше – $38,4 млрд. Но тут нужно учитывать размеры экономики РФ по сравнения с США и Китаем, а также меньшее число населения России. Более того, именно у Москвы сегодня, в отличие от США и Китая, есть возможность увеличивать поставки крайне важного ресурса для Нью-Дели – нефти.
А теперь вопрос: "Есть ли в мире страны, которые могут заменить хотя бы одного из этих троих (США, РФ, Китай) для Индии?". В Нью-Дели ответа не нашли, поэтому ни в какие авантюры и инициативы "а давайте пойдем против того или этого лагеря!" втягиваться не будут. По крайней мере, постараются максимально оттянуть этот момент. Именно поэтому ни Байдену, ни любому другому американскому президенту, какой бы пышный прием он не устроил индийскому премьер-министру, на что-то серьезное рассчитывать не стоит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Автор: Любовь Безродная