ЧТО ТАКОЕ ЧЕСТНЫЙ ЗНАК И КАК С НИМ РАБОТАТЬ
Самый первый вопрос, который волнует участников рынка, попавшего под необходимость маркировки – это, что нужно для работы в системе Честный знак (https://честныйзнак.рф/).
«Честный знак»— национальная система цифровой маркировки товаров, которая необходима для защиты потребителей от поддельных товаров. Система максимально прозрачна: она позволяет увидеть всю важную информацию о произведённой в РФ или ввезённой из-за границы продукции. Она гарантирует отсутствие подделок среди нанесенных на товары и упаковку кодов: это просто невозможно, так как серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течении 5 лет с момента выпуска товарной позиции.
Запуск «Честного знака» - это ответная мера на развитие рынка контрафактных и фальсифицированных товаров. Честный знак означает, что продукция соответствует установленным стандартам качества и безопасности, что она произведена и продается с соблюдением законодательства.
За три года работы разработчики системы отмечают положительные результаты по сокращению оборота некачественной и поддельной продукции. Однако, пока, проблема решена частично. По прогнозу экспертов ситуация продолжит стабилизироваться после введения маркировки для всех продовольственных категорий.
Также система "Честный знак" способствует развитию конкуренции на рынке и повышению качества предлагаемых товаров.
Системой «Честного знака» пользуются компании и организации, которые стремятся к улучшению условий производства, соблюдению экологических и социальных стандартов, а также укреплению доверия потребителей к своим продуктам и бренду. Это могут быть производители товаров питания, текстиля, косметики, строительных материалов и других товаров, которые подлежат обязательной сертификации.
Честный знак - это символ, который используется для обозначения качественных и проверенных товаров. Его основное преимущество заключается в том, что он повышает доверие потребителей и создает им уверенность в том, что они получают качественные продукты.
Кроме того, Честный знак предоставляет следующие преимущества:
1. Повышение узнаваемости бренда. Честный знак помогает сделать бренд более узнаваемым и защищать его от подделок или нелегального использования.
2. Повышение имиджа компании. Честный знак демонстрирует, что компания следит за качеством продукции и заботится о потребителях, что способствует улучшению ее имиджа и репутации.
3. Стимулирование продаж. Честный знак может привлечь больше покупателей, которые готовы заплатить больше за качественные товары.
4. Защита прав потребителей. Честный знак позволяет потребителям быть уверенными, что они покупают товары, которые соответствуют определенным требованиям к качеству и безопасности.
Так как при торговле некоторыми группами товаров законом предписана обязательная маркировка, и Озон, как и другие маркетплейсы, — здесь не исключение.
Алгоритм действий зависит от варианта сотрудничества с торговой площадкой — работаете вы со своего склада или со складских площадей маркетплейса .
Какой бы вариант вы ни выбрали, для начала работы вам необходимо зарегистрироваться в системе обязательной маркировки товаров «Честный знак» (https://честныйзнак.рф/).
Рассмотрим основные принципы маркировки на Озоне и расскажем о товарах, которые подлежат обязательной маркировке и о необходимых документах.
КАКАЯ ПРОДУКЦИЯ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ
В системе «Честный знак» есть раздел Национальный каталог, где указаны все товары, которые подлежат маркировке. Основные категории товаров, которые обязаны иметь маркировку «Честный знак»:
- шубы и верхняя одежда;
- одежда из натуральной кожи;
- женские вязаные блузки;
- домашний текстиль;
- все разновидности обуви;
- табачная продукцию;
- лекарственные препараты;
- парфюмерия;
- фотоаппараты и вспышки;
- шины и покрышки;
- молочные продукты;
- бутилированная вода.
Маркировка товаров и регистрация в системе будет постепенной. По планам, к 2024 году обязательной маркировке будут подлежать все группы товаров: от продуктов питания и товаров первой необходимости до табачных изделий.
Для каждой группы товаров сроки регистрации в Честном знаке свои.
В постановлениях правительства прописывается дата, начиная с которой маркировка становится обязательной для товарной группы. На эту дату производители обязаны зарегистрироваться в Честном знаке и описать свои товары в каталоге.
У остальных участников рынка на регистрацию есть семь календарных дней со дня, когда появляется необходимость в обороте маркированных товаров.
Все вышеуказанные товары, за исключением табачной продукции, можно продавать на маркетплейсах. Для этого их также необходимо их промаркировать.
Коды маркировок включают в себя сразу несколько понятий — это специальные знаки на товарах, этикетка с кодом DataMatrix на упаковках (эти знаки считывает сканер), т.е. маркировка — это штрихкод с наименованием товаров, по ней упакованные товары идентифицируют.
Обратите внимание на основные обозначения.
Штрихкод— знак на упаковке товаров для их идентификации при приемке на Озоне. Линейный код позволяет идентифицировать товар по картонной коробке. Для поставки можно использовать любой линейный штрихкод. Самыми распространенными являются форматы EAN8 и EAN13.
Линейный штрихкод генерирует производитель. Приемка товара проводится именно по этому коду. Информация о линейном коде вносится в базу данных в кабинете поставщика. Перечень линейных кодов доступен в разделе «товары» в столбце «штрихкод».
Артикул— это последовательность символов, которая позволяет идентифицировать товар в базе данных поставщика. Артикул генерирует товароучетная система. У разных позиций он не должен совпадать. Артикул вносится в базу данных при загрузке или создании позиции. Проверить список артикулов можно на вкладке «товары» в столбце «артикулы».
Озон ID— набор цифр для опознавания товара внутри самой площадки (это маркировка Озон, которую формирует сам маркетплейс).
Торговая площадка присваивает уникальный ID каждой позиции, ID создается автоматически при загрузке позиции в базу данных. Увидеть коды ID можно в карточке продукции на маркетплейсе.
Однотипная маркировка товаров позволяет быстро собирать заказы и доставлять их покупателям. Этикетка для упаковки должна быть напечатана на матовом или полуглянцевом носителе. Ширина наклейки должна быть не менее 7,5 мм. Стандартный размер наклейки 12 на 7,5 мм.
Код обязательной маркировки Data Matrix «Честный знак» — знак маркировки, по которому товар идентифицируется в системе «Честный знак» (наносит производитель или импортер).
Код маркировки DataMatrix нужен для учета маркированных товаров в системе «Честный ЗНАК». Заказать его можно на сайте системы обязательной маркировки.
DataMatrix позволяет отследить маршрут каждого экземпляра: от производителя или импортера до розничного покупателя.
В DataMatrix зашифрован GTIN, серийный номер и ключ для проверки подлинности кода. Чтобы прочитать описание продукции, нужно распознать штрихкод 2D сканером или терминалом сбора данных.
Важно!С начала 2022 года для передачи кодов маркировки на Озон разрешается использовать только УПД (универсальный передаточный документ). Для отправки УПД компания-поставщик должна быть подключена к электронному документообороту (ЭДО). В связи с этим Ozon ввел дополнительные правила на поставки, продажи и маркировку.
Ozon предъявляет строгие требования к товарам, подлежащим обязательной маркировке. Несмотря на то, что до марта 2023 года маркетплейсы не обязаны участвовать в передаче кодов, Ozon делает это по схеме FBO, а по FBS строго следит за продажей маркированного товара через маркетплейс.
КАК ПРАВИЛЬНО НАНОСИТЬ DATA MATRIXКОДЫ НА ТОВАР
Ozon строго следит за тем, чтобы маркировка соответствовала требованиям:
- Data Matrix должен быть на каждой единице товара;
- маркировку необходимо наклеивать на потребительскую упаковку. Если её нет, то на сам товар или на ярлык;
- в спецификации на новый товар для каждого артикула указывается код ТН ВЭД или ОКПД2;
- если Data Matrix находится на вшивном ярлыке, то нужно дублировать его на потребительской упаковке;
- рядом с Data Matrix указывается GTIN и серийный номер;
Если код маркировки будет внутри упаковки, приёмка может затянуться до 5 рабочих дней. А могут и вовсе отказать.
Важно! Озон предъявляет особые требования к этикетке Честный знак. Так, разрешение печати должно быть не меньше 300 dpi, а бумагу желательно использовать белую класса А.
Согласно требованиям, маркировка товара на Озон должна быть хорошо заметна и иметь правильный размер, знаки — различимыми и читаемыми. Коды не должны быть перекрыты скотчем или другими материалами. Штрихкодом нельзя закрывать срок годности и другую важную информацию о товарах. Если продукция, которую вы продаете, нуждается в дополнительной упаковке пленкой, во избежание накладок промаркировать ее нужно поверх последнего слоя, даже если упаковочный материал прозрачный.
Если штрихкод на упаковке производителя идентичен штрикоду конкретного товара в вашем личном кабинете на Озон, печатать новый код не требуется. Если эти маркировки отличаются, нужен новый штрихкод, его необходимо наклеить поверх того, что уже напечатан на коробке/ ином варианте упаковки.
КАК УЗНАТЬ, НУЖЕН ЛИ ЧЕСТНЫЙ ЗНАК?
Проверить продукт можно в онлайн-классификаторе. Самый надежный, но долгий способ — заказать решение по классификации у Федеральной таможенной службы: на официальном сайте ФТС (https://customs.gov.ru/) или через портал «Госуслуги» (https://www.gosuslugi.ru/) . Подготовку решения придется ждать до 90 дней.
КАК РАБОТАТЬ С МАРКИРОВКОЙ «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» НА ОЗОНЕ
Дистрибьюторы и оптовые продавцы получают товар уже промаркированным, импортеры и производители наносят коды самостоятельно. Все стороны, задействованные в обороте маркированной продукции, обязаны пройти регистрацию в «Честном Знаке» и своевременно отгружать в эту систему данные о приемке/отгрузке каждого КМ.
Здесь все решает схема, по которой вы работаете с маркетплейсом:
Если продаете товары со склада Озона (формат FBO), эти коды маркировки из оборота будет выводить сама площадка после пробития чека.
Если продаете со своего склада (формат FBS), то коды маркировки выводит сам продавец, и сделать это нужно еще до передачи товара на Озон.
Важно! Ozon не принимает агрегированные (групповые) коды для товарных категорий — нужно указывать коды маркировки конкретных товаров.
С 01.01.2022 передать коды маркировки в Озон можно только через УПД по ЭДО.
В электронной системе платформы Озон Селлер создайте заявку на поставку, перечислив в ней нужные товарные позиции. Если среди них будут товары, для которых маркировка на Озон обязательна, напротив них появится желтый треугольник с знаком восклицания.
Подготовив УПД, отправьте письмо на электронную почту службы маркировки Озон, в нем укажите дату/время поставки, номер отгрузки в «Честном знаке». Сама площадка рекомендует тему письма составлять по шаблону: «*Юридическое наименование поставщика* поставка с КМ».
Дождитесь подтверждения заявки или отказа с указанием недочетов (все требования площадки Озон к маркировке для продукции должны быть соблюдены).
Если все в порядке, значок на заявке станет зеленым — теперь нужно указать службе Озон номер машины, скачать пропуск, подготовить транспортную накладную, промаркировать транспортными этикетками коробки с товарами.
КАК МАРКИРОВАТЬ ТОВАРЫ ДЛЯ МОДЕЛИ FBO
Перед поставкой продавец самостоятельно вводит товары в систему «Честный знак» и после этого готовится к отгрузке.
Коды передаются по УПД, с помощью ЭДО.
При работе по схеме FBO маркетплейс сам выводит коды маркировки из оборота при пробитии чека.
Для продавца вся информация будет в отчете по продажам. В нем не указывают код маркировки, но его можно получить в личном кабинете системы «Честный знак», если нужно. Например, чтобы убедиться, что маркетплейс вывел товар из оборота и документы в порядке.
КАК МАРКИРОВАТЬ ТОВАРЫ ДЛЯ МОДЕЛЕЙ FBS и realFBS
Перед поставкой продавец должен сам внести товары в систему «Честный знак» и получить для каждого код маркировки, только после этого можно приступать к отгрузке и передавать коды маркетплейсу. Для этого вам необходимо:
- Открыть в личном кабинете страницу FBS → «Заказы с моих складов» → «Ожидают сборки».
- Найти нужное отправление и выбрать «Собрать заказ».
- Проверить информацию о заказе.
- Указать дополнительную информацию о маркировке — прописать код целиком: GTIN, серийный номер, код и ключ проверки.
- Нажать «Подтвердить», а затем «Собрать» — после этого у заказа будет статус «Ожидает отгрузки».
Продавцы на realFBS могут передавать код маркировки через приложение Ozon Seller. В нем можно ввести код вручную или отсканировать с помощью камеры.
Перед отгрузкой проверьте, чтобы у товара был статус «В обороте» в системе «Честный знак». Маркетплейс на конечном складе распакует грузовые места и проверит этикетку на каждом товаре. Если этого не сделать, товар вернут, так как маркетплейс не сможет убедиться, что он легальный. А так же отслеживание статусов кодов маркировки продавцом указано в договоре.
КАК ПОСТАВЛЯТЬ МАРКИРОВАННЫЕ ТОВАРЫ НА СКЛАД
Следует учесть, что в одной транспортной упаковке нельзя смешивать маркированный товар и обычный. Если продавец за одни раз сдает маркированные и немаркированные товары, то транспортные упаковки нужно пометить заметной надписью «Маркированный товар».
На одной паллете разрешается размещать разные виды товаров при условии, что потребительские упаковки с маркированными товарами будут отмечены соответствующей надписью.
Поставлять чужие товары с маркировкой запрещается.
На складе сотрудники Оzonсканируют этикетки Честный знак каждого товара. К этому времени товар должен быть со статусом «В обороте».
Коды, которые приняли на склад Оzon, будут зафиксированы в УПД-2. Продавцу необходимо скачать файл и передать на подпись в Ozon в течение 3 дней, чтобы коды перешли маркетплейсу. Это необходимо сделать, чтобы избежать ошибок с учётом кодов в Честном знаке и штрафов.
Если на каком-то из этапов Ozon обнаружит, что продавец нарушил требования, товар будет возвращен. Например, если будут расхождения между этикеткой Честный знак и товаром, либо если в УПД не окажется кодов идентификации, а так же в случаях, когда продавец забыл ввести товар в оборот или поспешил его вывести.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОКУПАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ТОВАРА
При возврате товара порядок действий зависит от сохранности Data Matrix.
Если Data Matrix стёрся, не сканируется, или его нет совсем, придётся заказывать новый код.
Если код в порядке, то можно оформить возврат. Тогда товар снова окажется в обороте.
ЕСЛИ ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ УСЛУГАМИ ФУЛФИЛМЕНТА
Важно!Если вы продаете продукцию, требующую обязательной маркировки в системе «Честный знак», уточните, есть ли такая услуга у оператора фулфилмента.
Если такую услугу ваш фулфилмент не предоставляет, то вам необходимо самостоятельно передать товар в работу с уже нанесенным DataMatrix-кодом, так как согласно ч 2 ст 15.12 КоАП РФ факт хранения товара без маркировки предусматривает привлечение к ответственности исполнителя.
Так как маркировка товаров возлагается на интернет-продавца, то на склад оператора приходят товары, на которые уже нанесен код Data Matrix. При приемке сотрудники фулфилмента обязаны просканировать каждое SKU и сверить коды маркировки по УПД. Для этого у фулфилмента должен быть 2D сканер, который способен считать Data Matrix код.
Возможны ситуации, когда товары поступают на склад фулфилмента без маркировки. Например, товары напрямую поставляются на склад от производителя/импортера, который не нанес код на товары. В данном случае оператор должен уведомить продавца об этом, так как за приемку и продажу товаров без маркировки начисляется штраф.
ШТРАФЫ ЗА МАРКИРОВКУ «ЧЕСТНОГО ЗНАКА»: КОГДА И ЗА ЧТО НАЧИСЛЯЮТСЯ
Маркетплейсы в России теперь несут ответственность за торговлю на своей площадке контрафактом и немаркированными товарами.
В июле 2022 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому маркетплейсы с 1 марта 2023 года будут обязаны выполнять все требования к обороту товаров на своих площадках и нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции.
Следует учитывать, что Законодательством предусмотрено наказание за отсутствие на товарах, подконтрольных «Честному знаку», кодировки Data Matrix.
Предприниматель несет за это административную, а в ряде случаев, и уголовную ответственность. Законом запрещен оборот товаров без маркировки. Значит такие товары не только нельзя реализовывать, но и перевозить и хранить. Чем это может грозить? Первое - штрафами, второе - изъятием товара.
Почему маркировка так важна при торговле на маркетплейсах? Дело в том, что из-за того, что маркетплейсы принимают товар на хранение и занимаются непосредственной реализацией его покупателю - они также являются участниками товарооборота. И отсутствие маркировки также грозит онлайн-площадкам негативными последствиями.
Ozon зафиксировал в договоре ответственность продавца за все проблемы с маркировкой. В пояснении к соглашению указано: «Если нарушите правила маркировки, а мы из-за этого пострадаем — вам придется возместить все штрафы и убытки, которые мы понесем.
Такое может случиться:
- при проблемах с маркировкой — ее нет на товаре, там неполная информация или наше оборудование не может ее считать;
- когда заполнены не все данные — вы не указали коды ТН ВЭД и ОКПД 2 или заполнили их не целиком;
- при проблемах с системами маркировки — если товар там не зарегистрирован, система показывает другого собственника или не может обработать операцию;
- если поставляете товар в агрегированных транспортных упаковках».
В заключении хочется сказать, чтобы не упустить момент, когда категория товаров становится маркируемой, примерно раз в полгода проверяйте сайт «Честный знак» или следить за новостями.