Найти тему
ВТБ Страна

Памятник Сталину и кража средь бела дня: секреты Третьяковской галереи

Оглавление

Скромность создателей, тайные лифты и мрачные легенды — из этого слагается подлинная история Третьяковской галереи. Команда проекта «ВТБ — России» подобрала факты о Третьяковке, которые вряд ли услышишь на экскурсии.

Третьяков подарил галерею государству и (почти) ничего не взял взамен

Илья Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Музейную коллекцию Третьяковской галереи основали купцы — братья Сергей и Павел Третьяковы. У их отца была льноткацкая фабрика в Костроме, а они успешно продолжили его торговые дела. Братья добились стабильного дохода от Костромской мануфактуры и сумели погрузиться в модное в конце 19 века развлечение — коллекционирование.

Первые полотна Третьяковы приобрели в 1850-х годах. Сергей обращал внимание на иностранные работы, а его брат — на отечественные. Причем Павел понял, что при покупке старых полотен легко наткнуться на подделку, поэтому решил брать только картины современников. В 1860-х годах коллекция насчитывала уже более 2 тысяч экспонатов. Такой масштаб превратил дом Третьяковых в художественную галерею.

Павел полностью погрузился в формирование коллекции. В 1867 году вместе с братом он открыл ее для публичных посещений. Павел уже тогда писал о своем желании передать галерею городу. Но официально Третьяков отдал ее государству только после смерти Сергея в 1892 году.

На время торжественной церемонии дарения Павел Третьяков уехал за границу — ему не хотелось выслушивать бесконечные благодарности. Он даже отказался от подаренного императором дворянского титула, но согласился на роль попечителя галереи. С тех пор и до самой смерти Павел занимался подбором новых картин для выставочных залов и покупкой полотен, только уже на государственные деньги.

Даже в завещании Павел Третьяков про галерею не забыл, оставил деньги: «…150 000 рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций». Зарплата рабочего на рубеже 19 и 20 века составляла примерно 30 рублей, а на рубль он мог взять себе полтора литра казенной водки. Учитывая эти расчеты, становится понятно — деньги галерее Павел оставил большие. А в придачу особняк в Лаврушинском переулке.

Коридоры и лифты помогают картинам не сгореть на солнце

Карл Фишер. Экспозиция Третьяковской галереи, 1898 год © Public domain
Карл Фишер. Экспозиция Третьяковской галереи, 1898 год © Public domain

В 1850-х Третьяковы хранили картины в особняке в Лаврушинском переулке. Но места там становилось все меньше. В 1859 году братья приобрели 140 работ Василия Верещагина: картины из «Туркестанской серии» и этюды. Выставлять их уже было негде — коллекции требовалась отдельная постройка.

Ее возвели к 1874 году, под руководством архитектора Александра Каминского. В примыкающем к особняку Третьяковых здании было два просторных зала и отдельный вход для посетителей. Просторов пристройки вскоре тоже оказалось мало — братья постоянно пополняли коллекцию. По мере ее роста к зданию добавляли новые помещения: в 1882 достроили шесть новых залов, в 1885 — восемь, в 1892 году — еще шесть.

На протяжении 20 века здание Третьяковки переделывали много раз. В 1928 переоборудовали вентиляцию и отопление: правильные температуры — залог сохранности полотен. А в 1929 году в галерею провели электричество. До этого момента она принимала гостей только в светлое время суток.

Многолетние перестройки превратили особняк Третьяковых в идеальное пространство для хранения приблизительно 10 тысяч произведений искусства. Для удобного перемещения картин в современной Третьяковке существуют сквозные проходы во все строения музейного комплекса и спрятанный за стеной-перегородкой грузовой лифт. Все это для того, чтобы хрупкие полотна не выносили на улицу, например при плановой реставрации или изменении экспозиции. Так они гарантированно не пострадают от перепада температур и солнечных лучей.

На месте Третьякова стоял Сталин и несколько Лениных

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке © Mike1979 Russia, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке © Mike1979 Russia, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Перед входом в основное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке возвышается памятник основателю местной коллекции Павлу Третьякову. Но в начале прошлого столетия это место выглядело иначе.

Памятник меценату появился здесь только в 1980 году. С 1920-х на его месте был бюст Ленина. Если судить по фотографиям тех лет, образ Владимира Ильича через десять лет сменили на другой — его же. В 1939 году Сталин праздновал шестидесятилетие. В честь праздника скульптор Сергей Меркуров возвел новый памятник перед Третьяковкой. Теперь, конечно, Сталину.

После смерти Иосифа Виссарионовича наступили годы хрущевской оттепели и десталинизации. В это время памятник демонтировали и перенесли во внутренний двор Третьяковки. Долгое время пройти туда было невозможно, а образ вождя посетители видели только из окон выставочных залов. Сегодня этот двор открыт. Памятник Сталину до сих пор там.

Вандалы дважды испортили полотно Репина

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В залах Третьяковки есть картина, о которой музейные хранители сложили мрачные легенды — «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина. Уже на этапе создания картины художник столкнулся со сложностями. Он отмечал: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно».

Современники художника также отмечали: картина вызывает сложные, неоднозначные эмоции. Обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев назвал ее «отвратительной» и передал императору рекомендацию картину изъять. Император прислушался и дал высочайшее предписание — «Ивана Грозного с сыном» в открытой для посещения галерее выставлять нельзя. Это был первый в русской истории случай цензуры по отношению к изобразительному искусству.

Запрет экспозиции продлился три месяца. Картина появилась перед публикой, но неприятности не закончились. В январе 1913 года старообрядец и иконописец Абрам Балашов бросился на картину со словами: «Довольно смертей, довольно крови», — и нанес три удара ножом по полотну. Вандала признали душевнобольным, а картину отреставрировали и вернули в выставочный зал.

В мае 2018 один из посетителей снова повредил картину: схватил металлическую стойку из зала и нанес несколько ударов. Защитное стекло разбилось и прорвало холст. По мнению вандала, картина оскорбляет чувства верующих и исторически недостоверна (сыноубийство Грозного не доказано). Преступник объяснил свои действия так: «Иван Грозный же святой. В книгах написано. <…> Очень меня возмутила картина этого Репина. Иностранцы же туда ходят, увидят такое — и что они про нашего русского царя подумают? И про нас? Это провокация против русского народа, чтобы к нам плохо относились».

Сегодня полотно уже отреставрировали. Восстановление прошло успешно. Реставраторы даже получили за эту работу премию The Art Newspaper Russia «Реставрация года». Но в экспозицию картина не вернулась: специалисты еще изготавливают для нее антивандальную капсулу.

Картину Куинджи украли на глазах у посетителей

Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым», 1890-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым», 1890-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Третьяковская галерея переживала кражи. Первая из них произошла еще до передачи галереи государству — в 1891 году. Тогда не досчитались четырех произведений искусства. Каких именно — история умалчивает. Это событие настолько опечалило Павла Третьякова, что он закрыл музей для посетителей. В скором времени две картины все-таки отыскали и вернули в выставочные залы. Галерею открыли для публики только в 1893 году.

Впоследствии также были кражи, но их пытались не афишировать — информации по ним нет. Но последнее преступление скрыть не удалось. Оно произошло на виду у посетителей и охранников в январе 2019 года. Неизвестный мужчина в темной одежде несколько секунд рассматривал картину Куинджи «Ай-Петри. Крым», а потом снял ее со стены и вынес из зала. Записи камер видеонаблюдения показали: он украл картину открыто и нагло — спокойно вынес ее из музея, сел в машину и уехал.

Видеозаписи позволили отыскать преступника быстро — его задержали уже на следующее утро. Вором оказался индивидуальный предприниматель с подпиской о невыезде. Он хотел продать востребованную на рынке картину подороже. Но сбыть полотно кисти Куинджи даже на черном рынке было бы невозможно — слишком известное произведение. Следственный комитет предположил, что дело было заказное. Но доказательств этому не нашли.

Насыщенная история Третьяковской галереи — это нечто большее, чем абсолютный успех и постоянное пополнение коллекций. Личные истории создателей, кражи и местные легенды превращают судьбу музея в настоящий роман, который лучше читать в выставочных залах галереи. Дополнить это повествование поможет аудиоспектакль «Тайна семьи Т.» — культурный детектив о жизни и секретах Третьяковых. Проект создан ВТБ при поддержке Третьяковской галереи.