Найти в Дзене

Мультифруктовый, яблочный, апельсиновый: история сока от глиняных кувшинов до тетрапаков

Скоро наступит июль — середина лета! Пора ягод, фруктов и соков. Про историю последних Торговый Дизайн расскажет в своей новой статье. Приятного чтения! В мире Самое первое упоминание сока было обнаружено в Кумранских рукописях, которые относятся к III веку до н. э. В них рассказывается о напитке под названием «ессеи», который получали из смеси гранатовых зерен и инжира. Настоящая популярность к сокам пришла через несколько тысячелетий — в начале прошлого столетия, когда сок стал прибыльным бизнесом. Коммерческий интерес к ним был вызван изобретением технологии пастеризации — термической обработки сырья, позволяющей уничтожить часть микроорганизмов и продлить срок хранения продукта. Первые настоящие соковыжималки начали появляться на рынке в начале ХХ века. Они побудили интерес населения и производителей к экспериментам с фруктами и овощами. До их появления люди даже не подозревали, что сок из апельсинов можно пить. Куда привычнее в то время было разрезать апельсин пополам и есть мякот

Скоро наступит июль — середина лета! Пора ягод, фруктов и соков. Про историю последних Торговый Дизайн расскажет в своей новой статье. Приятного чтения!

В мире

Самое первое упоминание сока было обнаружено в Кумранских рукописях, которые относятся к III веку до н. э. В них рассказывается о напитке под названием «ессеи», который получали из смеси гранатовых зерен и инжира.

Настоящая популярность к сокам пришла через несколько тысячелетий — в начале прошлого столетия, когда сок стал прибыльным бизнесом. Коммерческий интерес к ним был вызван изобретением технологии пастеризации — термической обработки сырья, позволяющей уничтожить часть микроорганизмов и продлить срок хранения продукта.

Первые настоящие соковыжималки начали появляться на рынке в начале ХХ века. Они побудили интерес населения и производителей к экспериментам с фруктами и овощами. До их появления люди даже не подозревали, что сок из апельсинов можно пить. Куда привычнее в то время было разрезать апельсин пополам и есть мякоть ложкой.

Интересно, что репутация апельсинового сока как «полезного» дополнения к завтраку сформировалась в 1908 году, когда американские фермеры получили небывало большой урожай. Чтобы фрукты не пропали, они решили обратиться к маркетологу Альберту Ласкеру, который запустил масштабную рекламную кампанию. Ее целью стало показать обычному американцу, каким полезным может быть сок. Сегодня ученые и диетологи предупреждают, что апельсиновый сок может быть вреден из-за кислотности и большого количества сахара. Но в начале ХХ века кампания сработала, и с тех пор за соком закрепилось представление как о ЗОЖ-напитке.

В 1950-х инженеры представили первую соковыжималку с центрифугой. Сегодня их принято называть «центробежными» из-за принципа их работы: продукты измельчаются на мелкой терке, после чего попадают в сепаратор, где получившаяся каша вращается на большой скорости, благодаря чему сок отделяется от жмыха. Это изобретение также способствовало росту популярности соков в мире.

-2

В России

В СССР соки популяризировал Анастас Микоян. В 1936 году он отправился в командировку в США, где узнал об американской традиции пить по утрам апельсиновый сок. Вернувшись, он занялся активным развитием индустрии в стране. В процессе заводы столкнулись с нехваткой апельсинов, поэтому фрукт был заменен на помидоры, которых в СССР было достаточно.

Особую популярность получили разливные соки. Прилавки некоторых магазинов были оборудованы стойками с перевернутыми конусами, внутри которых был сок. В них встраивался краник, с помощью которого напитки разливались по стаканам. В каждом конусе был свой вкус: грушевый, яблочный, томатный и т.д. Стоимость одного стакана варьировалось от 8 до 20 копеек, в зависимости от сока.

Большая часть соков производилась на территории страны, но манговый и другие экзотические напитки привозились из других стран в жестяных банках.

После развала СССР Россия столкнулась с отсутствием необходимого количества сырья для производства соков: многие фрукты в то время выращивались только на территориях отделившихся стран. Однако уже в конце 90-х годов на рынок пришли зарубежные производители, заняв освободившуюся нишу. На полках появились восстановленные соки и нектары.

Рынок быстро восстанавливался — уже в 2001 году потребление сока на душу населения достигло 5 литров в год. Сегодня темпы роста не упали — согласно подсчетам, в 2021 году каждый россиянин в среднем выпил 15 литров. Самым популярным соком в России считается апельсиновый, за ним следует сок из яблок.

Очевидно, что, благодаря развитию технологий отжима и упаковки, популярность сока будет расти год от года. За последние несколько лет на прилавках появилось множество экзотичных вкусов, чему можно только порадоваться, ведь этот напиток так хорошо освежает в летнюю жару.


Вдохновляйтесь вместе с
Торговым Дизайном, впереди еще много увлекательных историй из мира HoReCa!