1,2K подписчиков

«Нейросети делают творчество доступным для всех»: нейрохудожники об искусстве и авторском праве

Иллюстрация: Елизавета Грицай
Иллюстрация: Елизавета Грицай

Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину

Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать картину или воспроизвести фотографию. Мы поговорили с нейрохудожниками и узнали, как им удается обучать алгоритмы на чужих работах и избегать обвинений в плагиате, что общего у искусственного интеллекта и человеческого мозга и почему не все из них надеются когда-нибудь увидеть свои произведения на выставках в настоящих музеях.

Лев Переулков, создатель канала Pereulye: «Люди опасаются новых технологий, потому что боятся потерять прежнюю жизнь»

Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать...-2

О нейросетях я узнал еще в 2016 году, когда AlphaGo победила профессионального игрока в го. Затем появились GAN — генеративно-состязательные нейросети. По такому алгоритму работали старые модели. Изначально я использовал их, чтобы менять размер фотографий. В 2022 году появились диффузионные нейросети. Их я попробовал на старте, когда запускалась Stable Diffusion.

О генерации

Воссоздать картинку из головы можно разными способами. Иногда я набрасываю композицию пятнами, а затем показываю ее нейросети.

С текстовым запросом лучше экспериментировать, потому что слова вызывают разные ассоциации. На фразу «мужчина на фоне дерева» нейросеть сгенерирует человека маленьким и не таким детализированным. Для портрета лучше написать «на фоне листьев».

Вещь нельзя сгенерировать, если ее нет в дата-сете. Очевидный, но наглядный пример, — очки виртуальной реальности от Apple. В таком случае можно собрать дата-сет самому, как уже делали некоторые авторы.

Точность во многом зависит от темы. Московских концептуалистов нейросеть считывает за 2-3 примера. Но некоторые задачи, даже в процессе обучения, могут не решаться.

В серии изображений «Кажется, я уже не уверен в собственных воспоминаниях» я брал за основу VHS-архив со своими фотографиями. Этот проект посвящен детским воспоминаниям. Я отобрал кадры с разными локациями и людьми и представил, как бы они выглядели в нынешней обстановке. В этой серии есть эпизод: мне на трехлетие дарят игрушечный пистолет. В итоге нейросеть начала генерировать мальчиков, похожих на меня. Это выглядело довольно пугающе.

Вещи вне первичного дата-сета удаются хуже. Нейросеть не знает, что такое Казань или Россия нулевых, поэтому воссоздает их криво. До сих пор невозможно сделать картинку с текстом. Разработчики пытаются решить эту проблему, но пока получается так себе.

Тем не менее, меня поражают некоторые возможности нейросети. Я делал серию работ по московским концептуалистам и был уверен, что приемы этих художников окажутся слишком сложными. Например, в пейзаже Эрика Булатова есть советский герб — плоский объект в пространстве картины. Но нейросеть справилась и научилась повторять этот сложный прием.

О том, какие бывают нейросети

Midjourney и Stable Diffusion — это диффузионные нейросети. Они поэтапно воссоздают картинку из шума. Разработчики Midjourney хорошо поработали с дата-сетом. С его помощью получается генерировать художественные фотографии. А для Stable Diffusion создали расширение ControlNet, позволяющее копировать контур изображений, позу человека и не только. Например, можно сделать аниме-версию здания, сохранив при этом архитектурные элементы.

Я предпочитаю Stable Diffusion, потому что открытый код позволяет контролировать процесс, а Midjourney использую только для быстрых картинок.

Нейросеть копирует человеческий мозг. Если посмотреть на старые обои, то можно увидеть в узоре лица — на те же вещи способна Stable Diffusion.

Об авторском праве

Авторское право в области нейроработ — серая зона. Никто не скажет, как избежать юридической ответственности. В марте бюро авторского права CША выпустило соответствующий документ.

В документе указано, что защитить и присвоить изображение можно лишь в том случае, если автор внес достаточное количество изменений. В этом есть смысл. Если корпорация сгенерирует миллион картинок и зарегистрирует на них права — она сможет подавать иски в неограниченных количествах.

Я думаю, что правила и законы возникнут естественно. Все будет зависеть от того, как отреагирует рынок. Сейчас ограничения исходят от разработчиков нейросетей.

О критике

С критикой в социальных сетях я сталкиваюсь часто, но уверен, что это временно. Через 5-10 лет слово «нейросеть» будет звучать привычно. Люди опасаются новых технологий, потому что боятся потерять прежнюю жизнь.

Когда я опубликовал серию работ по московским концептуалистам в Twitter, десятки человек обвинили меня в воровстве. Это было глупо, потому что нейросеть обучалась на картинах галерейных художников — в арт-среде есть оммажи и даже намеренные отсылки друг на друга. Сначала я отреагировал болезненно, но потом объяснил аудитории свою точку зрения.

О том, как нейросети повлияют на художников

На мой взгляд, арт-рынок не изменится — это премиальный сегмент экономики. Нейросети там используют уже давно. В этой области важен автор, его идея и биография, а не то, как выглядит картинка.

Куда сильнее нейросети повлияют на дизайн и иллюстрацию. Я уверен, что многие люди потеряют работу. Например, в этом году появился GEN-2 для анимации и видео. Возможно, получится создавать с помощью алгоритмов 3D-модели. Сейчас нейросети плохо справляются с этой задачей, но думаю, что все еще впереди.

Главные преимущества нейросетей — скорость и гибкость. Это помогает облегчить рутину и справиться с большим объемом задач. Уже сейчас аватарки в чатах поддержки создает нейросеть. Компаниям дешевле сгенерировать 1000 фотографий, чем снимать живых людей.

О том, как стать нейрохудожником

Начинающим нейрохудожникам стоит освоить Midjourney. С ее помощью красивое изображение получится сделать у каждого. Затем можно развивать навыки: работать с Google Colab и Hugging Face. Самое важное — придумывать что-то уникальное.

Благодаря нейросетям можно изучать мышление человека, культуру или язык, генерировать изображения, близкие к фотографиям, и перерабатывать сотни изображений — такое раньше было невозможно.

Евгений Мацкевич, создатель канала «Джимми Нейрон»: «Мы — свидетели грандиозного прорыва, сравнимого с появлением интернета»

Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать...-5

По образованию я магистр информационных систем, но уже больше 7 лет работаю пикчером: создаю комиксы и мемы для научных новостей. С университетских времен интересовался нейросетями. Когда в конце лета 2022 года начался нейросетевой бум, я понял, что пришло время попробовать себя в области нейроарта.

Изначально использовал Midjourney — привлекала возможность смешивания изображений. Иногда нейросеть работала пугающе хорошо, и порой мне казалось, что только человеческий разум мог так соединить два образа.

О том, как генерируются изображения

Чтобы получить желаемый результат, нужно составить детальный запрос, определить стиль изображения и найти референсы. Я часто делаю макет или коллаж будущего изображения в Photoshop. Это помогает быстрее приблизиться к результату.

Тем не менее, при детальных запросах могут возникать трудности. Нейросеть хорошо генерирует абстрактные изображения, но чем точнее описываешь результат, тем сложнее его добиться.

О своих проектах

Я всю жизнь занимаюсь поп-культурой. В детстве рисовал инопланетян и роботов, а сейчас генерирую их с помощью нейросетей. Основной источник вдохновения — массовая культура и искусство: просмотренные фильмы, книги, комиксы, шедевры мировой живописи, научно-популярные лекции и даже мемы.

Своими работами делюсь в Telegram. У меня есть канал «Джимми Нейрон», куда я выкладываю смешные картинки, как правило на тему поп-культуры. Там же появляются коммерческие работы для брендов — изображения с вирусным потенциалом. Произведения в области нейроарта публикую на канале «Сад расходящихся нейротропок». Сейчас это вариации на тему московского концептуализма 70-х и попытки создания нейросетевых скульптур.

Больше всего я горжусь 2 подборками. Одна из них — «Мрамор». Это знаковые символы эпохи, воплощенные в нейромраморе: пластиковый пакет, многоэтажка, баррель нефти и так далее.

Наверное, самая популярная подборка — иллюстрации к песням группы «Король и Шут». На их вирусность повлияли чувство ностальгии и выход одноименного сериала. Интернет-пользователи, которые даже не слышали про нейросети, увидели их возможности.

О том, какие бывают нейросети

Я использую Midjourney и иногда Stable Diffusion. Их отличие в том, что Midjourney — это коммерческий продукт, а Stable Diffusion создается руками тысяч энтузиастов со всего света. Новые возможности появляются в Stable Diffusion постоянно, и некоторые из них быстро интегрируются в Midjourney.

Midjourney — это черный ящик. Остается только догадываться, как она работает. Качество изображений великолепное, однако контроля над генерацией мало.

В то же время работа в Stable Diffusion больше похожа на программирование или настройку сложного прибора. Нейросеть позволяет обучать собственные модели и соединять их, чтобы создать новый визуальный стиль. Это настоящая творческая лаборатория и потрясающий инструмент для художника или дизайнера.

Об авторском праве

Для коммерческих целей я использую платную версию Midjourney. Предполагается, что результаты ее работы принадлежат мне. Именно поэтому с юридическими проблемами в области авторского права я не сталкивался.

О заработке

С нейросетями я работаю как фрилансер, поэтому заработок вариативный. Осенью, когда нейросети привлекли общественное внимание, я заработал на нейроарте в 1,5 раза больше, чем на основной работе.

О влиянии нейросетей на нашу жизнь

Переоценить влияние нейросетей на нашу жизнь в ближайшем будущем невозможно. Та же Midjourney меньше чем за год начала генерировать реалистичные изображения.

Создание картинок с помощью нейросетей — это баловство по сравнению с языковыми моделями. Мы становимся свидетелями грандиозного прорыва, сравнимого с появлением интернета.

Нейросети уже стали незаменимым инструментом для дизайнеров и некоторых художников. На мой взгляд, нарисованные вручную работы будут цениться выше, а нейросетевые изображения станут маркировать и показывать на отдельных выставках.

Татьяна Бронникова, создательница канала «Конспект Насмотренности»: «Это такой же инструмент, как стилус, Photoshop или графический планшет»

Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать...-8

Я художник самоучка. Мое образование с технологиями не связано. В какой-то момент я заметила, что некоторые авторы стали использовать нейросети, и мне стало интересно, как их можно применить в работе.

О процессе генерации

В процессе я поняла, как много значит промпт — запрос. Например, в Stable Diffusion приходится выделять ключевые слова в скобки, чтобы нейросеть учитывала их в первую очередь.

Лучше всего подобрать референс или сделать набросок, на который будет опираться нейросеть. В запросе стоит указать композицию, цвета, настроение, стиль, текстуру и описать главные объекты.

В основном использую Stable Diffusion. Генерирую изображения на основе своих вышивок и фотографий, а эту нейросеть можно приучить к своему стилю. Генерация занимает около 3 часов: я подготавливаю материалы для референсов и дорабатываю получившийся результат. Никогда не бываю полностью довольна картинкой, но видеть прогресс приятно.

Мне нравится показывать свои фотографии с другой стороны. Например, однажды я переделала снимок двора с красными стенами в кровавый пейзаж с военной техникой.
Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать...-9

Работа Татьяны Бронниковой, в процессе работы над которой художница доработала фотографию с помощью нейросети

О заработке

Я работаю не только с нейросетями, поэтому рассуждать о стабильном заработке тяжело. Но изображения, сгенерированные нейросетью, продаются так же, как и произведения, вышитые мной вручную. Средняя цена составляет примерно 200 евро. Сейчас я нахожусь в поиске дополнительной работы. Уверена, что можно получать неплохие деньги, если найти нужную аудиторию или устроиться куда-нибудь нейрохудожником-дизайнером.

О возможностях нейросетей

Нейросети открывают новые темы и возможности для исследований. Не думаю, что они смогут заменить художников. На моей выставке в Праге показывались сгенерированные фотографии. Нейросети — такой же инструмент, как стилус, Photoshop или графический планшет. Умение пользоваться им может стать преимуществом в некоторых сферах.

Я не понимаю, почему нейрохудожников называют ненастоящими, ведь автор и его идеи реальны. Если настоящий художник должен рисовать только карандашом, то почти все настоящие художники умерли уже давно.

Но выставки обычных и нейросетевых художников я бы разделяла. Если конкурс подразумевает использование традиционных инструментов — нейросети неуместны.

О будущем нейросетей

С помощью нейросетей можно ускорить работу. Если мне нужны винтажные снимки с конкретной композицией — достаточно нескольких часов генераций.

Нейросети уже влияют на нашу жизнь. Например, копирайтеры используют ChatGPT, а дизайнеры обращаются к современным технологиям, чтобы создавать новые концепты. Конечно, есть и обратная сторона медали: дипфейки, недостоверные новости и так далее.

Александр Доброкотов, создатель канала AI molodca: «Главным становится не визуальная форма, а идея»

Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать...-11

Я работаю креативным директором в рекламном агентстве. В мои задачи входит разработка новых идей, а нейросети помогают их реализовывать. Помимо этого, я создаю свои работы и делюсь ими в канале. Больше всего горжусь своей работой, посвященной ситуации на Верхнем Ларсе. Я зафиксировал свои впечатления при пересечении границы в визуальной генерации. Затем дополнил работу записанными на месте аудиофрагментами и добавил анимацию. Такой подход позволил зрителям прочувствовать мой опыт.

Нейросетевые скульптуры, обвинения в плагиате и 200 евро за сгенерированную картину Нейросети во многих сферах копируют или вовсе заменяют человеческий труд, а теперь с их помощью можно создать...-12

Работа Александра Доброкотова, посвященная столпотворению на границе с Грузией в районе Верхнего Ларса

О генерации

В процессе обучения было тяжело генерировать людей. Приходилось составлять длинные запросы. Сегодня таких проблем нет. За прошлый год визуальные модели прошли долгий путь от создания абстрактных изображений до фотореализма.

Формулирование запроса — лишь верхушка айсберга. Нужно подобрать позу, определить композицию и детали — это требует усилий. Иногда приходится использовать несколько нейросетей.

В Midjourney легко формулировать запрос. Она подходит для создания концепт-артов и мудбордов. Stable Diffusion предназначена для больших и сложных запросов. Эта модель включает в себя множество дополнений, настроек и ползунков, которые позволяют сделать все как надо.

Нужно помнить об авторском праве. Если вы используете в коммерческой работе изображения, принадлежащие другим людям или компаниям, то можно столкнуться с юридическими проблемами.

О специалистах по нейросеятм

Специалист по Stable Diffusion многократно увеличивает производительность дизайн-отдела в компании. Думаю, спрос на таких специалистов будет расти.

В искусстве все иначе. Когда любой человек может сделать красивую картинку, главным становится не визуальная форма, а идея. Если автор сумел передать эмоцию, то процесс оценки и продажи будет аналогичен традиционному.

О будущем искусства

С внедрением современных технологий арт-рынок изменится. Главное преимущество нейросетей в том, что они делают творчество доступным для всех. Скорее всего, мы увидим появление новых жанров и направлений. Цифровое искусство получит больше пространства в галереях и музеях — современные технологии позволяет создавать произведения, которые невозможно выполнить в традиционных техниках.

Нейросети могут служить хорошим инструментом, но они не способны целиком заменить творческий процесс, который лежит в основе любого произведения искусства.

Редактор: Мария Бодрова

Вы можете пройти тест по этому материалу в конце статьи на нашем сайте.