Найти в Дзене
BFM.ru

AstraZeneca: цены на дженерики мешают оригинальным препаратам участвовать в госзакупках

   Chris Emil Janßen/Imago/TASS
Chris Emil Janßen/Imago/TASS

Российская «дочка» британской фармкомпании AstraZeneca пожаловалась, что из-за действующих правил производители оригинальных препаратов не могут участвовать в госконтрактах.

По мнению компании, проблема в том, что из-за наличия дженериков государство занижает предельную цену для того или иного препарата до такой степени, что производителю оригинального лекарства становится невыгодно участие в конкурсе. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на письмо компании, направленное в Минздрав и ФАС, в котором она просит пересмотреть принципы регистрации цен на дженерики в стране. Речь в данном случае идет о жизненно важных лекарственных препаратах (ЖНВЛП).

К примеру, инсулин гларгин от французской Sanofi стоит 3900 рублей. После того как в декабре 2021 года завод «Медсинтез» зарегистрировал его аналог, росинсулин гларгин, через несколько месяцев ФАС установила предельную цену на этот препарат на уровне 3540 рублей. Это просто продолжение борьбы между производителями оригинальных препаратов и дженериков, рассказывает профессор, директор центра инноваций и предпринимательства «Сколтеха» Дмитрий Кулиш:

Дмитрий Кулиш профессор, директор центра инноваций и предпринимательства «Сколтеха» «Если максимально упростить ситуацию, то компании-патентообладатели хотят полностью перекрыть доступ на рынок любым дженерикам вплоть до момента истечения патента. Дженериковые компании, которые сделали огромные инвестиции в препарат и готовы к выходу на рынок, хотят проводить предварительные мероприятия заранее. Например, сам факт регистрации цены ЖНВЛП занимает минимум три месяца, иногда доходит до года. Вопрос, тратить дженериковым производителям этот год до истечения патента или после. Если мы заставляем их делать это после истечения патента, то дарим оригинатору год монопольных продаж на высокой цене. Если разрешаем производителю дженериков регистрировать цены заранее, то дарим многим дистрибьютером России возможность начать отгрузки дженерикового препарата до истечения патента».

Такие действия AstraZeneca означают, что компании важно продолжать работу на российском рынке, говорит заместитель губернатора, министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов:

Давид Мелик-Гусейнов заместитель губернатора, министр здравоохранения Нижегородской области «Иностранная фармацевтическая компания не ушла с российского рынка, хлопнув дверью, а продолжает вести диалог с ключевыми организаторами лекарственного обеспечения — Минздравом, Федеральной антимонопольной службой. Это еще один аргумент в пользу того, что с российского рынка в сфере фармации никто не ушел, потому что он очень интересный, быстроразвивающийся, несмотря на экономические сложности».

Как рассказал Business FM директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов, предложение AstraZeneca вряд ли примут. По его мнению, если фармпроизводителям запретят заранее регистрировать отпускную цену на жизненно необходимые и важнейшие лекарства, то это существенно задержит выход аналогов на рынок, а также искусственно продлит период, во время которого правообладатель будет располагать эксклюзивными возможностями продажи лекарств.