Приветствую вас, дорогие друзья!
Говорим с вами сегодня о развитии пятимесячного ребенка.
Ежедневно в его поведении, в общении с ним вы замечаете новое, и это новое не может не радовать!
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.
Первое, на что хочется обратить ваше внимание, своеобразный маркер нормального моторного развития – это перекрестное движение рук и ног. Что же это за движение?
Понаблюдайте за малышом: вот он лежит на животе, опирается на ладошки прямых рук, вытягивает руку вперед к игрушке, а другую сгибает, перенося свой вес на нее и наклоняя голову в сторону. Чтобы сохранить равновесие, кроха подтягивает вверх ногу с этой же стороны, как будто хочет сделать шаг. Вот такое сложное многоступенчатое движение появляется у него в этом возрасте, очень важное движение, которое потом пригодится при ползанье, при ходьбе.
Ребенка уже нельзя оставлять одного на поверхностях, с которых он может упасть (кровать, пеленальный столик и т.д.). Он успешно переворачивается с живота на спину, со спины на живот. Поднимаясь на вытянутые ручки из положения на животе, он мгновенно оказывается на спине. Так запросто скатиться на пол. Не допускайте, чтобы кроха ушибся, кладите его низко на твердую поверхность, например на коврик или мат на полу, стимулируйте его движения яркими игрушками. Ну и, конечно, почаще занимайтесь на фитболе, укрепляя мышцы туловища. Это поможет малышу быстрее сесть, поползти, потом начать ходить!
Возраст 5 месяцев – время бурного развития рук, новых движений и умений. Пальчики становятся все более активными. И, хотя ребенок еще не умеет захватывать предметы как мы с вами – ладонью, противопоставляя большой палец остальным, он уже четко и осознанно берет у вас из рук игрушку. Присмотритесь, большой пальчик еще прижат к боковой поверхности ладошки, а хватает он всей кистью. Называется это «обезьяний захват», однако удерживает игрушку малыш крепко.
Ему вообще очень нравится играть с игрушками, может он делать это довольно долго, лежа на спине.
Пришло время развивающих игрушек для мелкой моторики! Какие же игрушки вам могут пригодиться?
Всевозможные игрушки-подвесы: растяжки в кроватку, коляску, мобили, игрушки на пружинках, которые удобно хватать пальчиками, колечки с подвесными деталями. Хороши кольца, которые удобно держать двумя руками, перекладывать из руки в руку. Интересно крохе будет наблюдать за мячиками, которые вы подбрасываете, ловите. Он, возможно, сам станет бросать их и следить как они падают. Отлично будет, если мячики будут иметь разный размер, вес, фактуру и рельеф. Так мы будем стимулировать тактильные ощущения на ладонях. Для этой цели нужно использовать и всем известные игры с ладошками и пальчиками («сорока-сорока», «ладушки» и пр.).
Также пригодятся музыкальные игрушки. Они разовьют не только мелкую моторику, но и слуховое восприятие, содружественные движения руки и глаз. Малыш подолгу будет рассматривать их, подносить к глазам, засовывать в рот. Поиграйте при ребенке на этих инструментах, помогите ему тоже извлечь звуки. Если не получается – сделайте его руками.
Подвешивайте игрушки в кроватке, прогулочной коляске. Предлагайте ребенку игрушки на расстоянии примерно 25-30 см от его груди, побуждайте схватить. Если он сам не пытается, помогите взять, направьте его руку.
Помните, что, давая малышу предметы, мы не подсовываем их в какую-то руку (правую или левую). Мы предлагаем их по средней линии, давая ему самому выбрать какой рукой хватать. Если при захвате ваш кроха пользуется какой-то одной рукой, это не значит, что он уже левша или правша. Об этом еще рано говорить, в таким возрасте дети одинаково должны манипулировать как одной, так и другой рукой. Если малыш пользуется одной рукой, настойчиво давайте игрушку в неактивную руку. Не беспокойтесь, что вы его как-то переучите. Он будет пользоваться ведущей рукой, как ему велит его генетика, и вы никак этому не помешаете в столь юном возрасте.
Это очень сложная тема – левшество и правшество, как не навредить, обучая ребенка. Мы об этом обязательно поговорим, когда будем обсуждать возраст, в котором это важно.
Слуховая и зрительная системы малыша в этом возрасте продолжают активно развиваться и работать совместно. Он внимательно изучает, рассматривает предметы, которые расположены в разных местах.
Маленький человечек различает громкие и тихие звуки (шепот, шуршание, шум ветра, голоса животных и птиц, звуки дома и улицы). Он прислушивается к источнику звучания, поворачивает голову в сторону звука, ищет глазами. Для развития слухового восприятия предлагайте ему различные звуки, отличающиеся громкостью, длительностью, высотой. Обязательно включайте музыку, спокойную и задорную, классическую и плясовую. Это поможет воспитанию разнообразных эмоций и ускорит появление речи.
Предпосылки для формирования речи, потребность в общении – в возрасте 5 месяцев активно развиваются! Ежедневно в поведении малыша вы замечаете что-то новое. Мамин голос он узнает безошибочно, отличает голоса чужих и близких, по-разному реагирует на строгую и ласковую интонацию.
В бытовых ситуациях можно найти много возможностей для обучения и развития ребенка.
Ему нравится рассматривать себя в зеркале – почаще подносите к нему. Пускай смотрит, показывайте пальцем на отражение, называйте по имени. Кроха будет несказанно рад!
Он может пить из чашки, которую держит взрослый, и есть с ложки. Присмотритесь - малыш захватывает густую пищу губами (а не сосет ее, как делал раньше). Для развития этого умения подносите ложку с едой губам ребенка, вкладывайте ее ему в рот, а дальше наблюдайте, как он сам действует.
Еще вы можете отметить, как малыш думает. Он четко отличает новые игрушки от старых. На обращенную к нему речь отвечает «комплексом оживления» и радостным визгом, гулит, когда вы с ним разговариваете. Начинает осознавать примитивные причинно-следственные связи: чтобы погремушка гремела, ее надо трясти. Или, чтобы поесть, надо закричать с определенной интонацией. И этот крик вы ни с чем не спутаете!
❓А в каких ситуациях ваш ребенок пользуется различными интонациями?
📌 Ставьте 👍
📌 Пишите комментарии 📝
📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊
❗️Рекомендуем к прочтению другие интересные статьи нашего канала:
- Подражать другим - это плохо или хорошо?
- Как обезопасить жизнь своего ребенка?
- Нужен ли логопед ребенку до года?