Продолжаем разговор о современном информационном пространстве и его влиянии на человека.
Поговорим о мультфильмах и мультсериалах 0+, которые доступны для детей в пространстве интернета.
Для тех, кто не читал предыдущую статью, коротко погружение в тему:
- Система восприятия человека ежедневно перерабатывает огромный поток информации. Эта информация «переваривается» мозгом и ложится в основу нашего ОБРАЗА МИРА.
- У системы восприятия нет фильтра, который мог бы распознать и отсортировать «вредную» информацию. Поэтому в мозг поступает ВСЁ, что мы видим, слышим, воспринимаем.
- Поступающая информация влияет на психологическое состояние человека, его самочувствие и настроение.
- Из-за чрезмерного объёма информации мозг перегружается, и человек теряет ОСОЗНАННОСТЬ, то есть способность находиться в настоящем моменте, слышать себя, реагировать на внешние раздражители, сохраняя свою безопасность.
- ДЕТИ наиболее беззащитны в информационном океане, и мы отвечаем за их безопасность.
Моему младшему сыну 6 лет, и мне совершенно не всё равно как формируется его сознание. Поэтому я очень внимательно отношусь к тому, с кем он общается, в какие игрушки играет, какие мультфильмы смотрит.
Вот что я заметила. Сейчас в пространстве интернета существует определённый видео контент. Я говорю о многочисленных мультсериалах и полнометражных мультфильмах, которые появились за последние лет 10. Среди них есть достойные творческие проекты. Но большинство обладает рядом важных, на мой взгляд, недостатков, с точки зрения психологии. Назовём их так:
- Примитивность.
- Однообразность.
- Неэкологичность.
ПРИМИТИВНОСТЬ
Психика человека сложна и разнообразна. Мы можем воспринимать и передавать целую палитру образов, чувств и эмоций. Развитию этих возможностей способствует общение, пребывание на природе, чтение художественной литературы, встреча с искусством. К сожалению, в настоящее время весь этот набор для детей всё чаще заменяют мультфильмы и видеоигры.
Раз мы, взрослые, так решили, давайте хотя бы разберёмся, что мы предлагаем ребёнку.
Среднестатистический мультсериал в ютубе: простой сюжет, основанный на взаимодействии трёх образов: жертва – преследователь – спасатель. Прямо "треугольник Карпмана" (коллеги-психологи меня поймут). Плюс готовые знания и глупые шутки. Это для малышей. Для детей 6+ добавим «взрослые» образы героев, «взрослые» приколы и «взрослые» отношения. Без комментариев.
ОДНООБРАЗНОСТЬ
Сейчас делать видео стало настолько просто, что мультфильмов развелось очень много. Я не зря употребила именно словосочетание «делать видео», хотя мультфильмы вроде как продукт творчества и их нужно «создавать». Слово «развелось» тоже отражает суть процесса. Такое ощущение, что эти сериалы штампуют. Это доказывает чрезмерное однообразие сюжетов, образов, действий и слов, которые мы видим на экране. Прямо мульт-конвейер получается.
НЕЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Это, так сказать, о технической стороне восприятия: яркость, скорость и объём информации.
Наш мозг настроен на переработку информации, как пищеварительная система на переваривание пищи. Вот представьте себе, что вы сели за щедро накрытый стол и начали запихивать в рот всё без разбора и глотать, не пережёвывая. Что произойдёт с пищеварением? Оно не будет успевать перерабатывать пищу, перегрузится и «сломается».
То же самое происходит с мозгом. Он настроен на переработку поступающей информации. И у него есть своя скорость. А что происходит, когда мы смотрим современные видео? Яркость, быстрое движение и переключение картинок мгновенно перегружает мозг, он как бы зомбируется, и дальше информация просто «вливается» и ложится как есть. (Кстати, на этом построена идея рекламы. И она работает!) И получается, что всё время просмотра мы, как говорится, «тупим в экран».
НО! Наша система восприятия продолжает получать информацию, затрагивая эмоции и сознание. И мы уже не осознаём, что переживаем, какие выводы делаем, какие образы ложатся в наше сознание.
Что же делать нам, родителям? Как не потерять ребёнка в бушующем океане информации?
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок встретился с экраном не раньше 3-х лет.
- Не оставляйте ребёнка наедине с интернетом.
- Сами выбирайте то, что смотрит ребёнок, обсуждайте с ним выбор. Объясняйте, почему не хотите, чтобы он смотрел тот или иной мультфильм.
- Ограничивайте время просмотра, делайте перерывы, если мультфильм длинный. Дети дошкольного возраста способны сознательно воспринимать информацию не более 30-ти минут. Время сверх этого вызовет лишнее психоэмоциональное напряжение.
- Помните, что частая встреча с экраном вызывает привыкание. К тому же основное время дня ребёнок должен тратить на игру и общение. Так он вырастет психически здоровым и избежит проблем с зависимостью.
Будьте осторожны, ныряя в океан информации и берегите детей!👨👩👦👦
Ваш семейный психолог Екатерина Шумейко 💞