Найти тему

Осторожно, мультфильмы!

Оглавление

Продолжаем разговор о современном информационном пространстве и его влиянии на  человека.

Поговорим о мультфильмах и мультсериалах 0+, которые доступны для детей в пространстве интернета.

Для тех, кто не читал предыдущую статью, коротко погружение в тему:

  1. Система восприятия человека ежедневно перерабатывает огромный поток информации. Эта информация «переваривается» мозгом и ложится в основу нашего ОБРАЗА МИРА.
  2. У системы восприятия нет фильтра, который мог бы распознать и отсортировать «вредную» информацию. Поэтому в мозг поступает ВСЁ, что мы видим, слышим, воспринимаем.
  3. Поступающая информация влияет на психологическое состояние человека, его самочувствие и настроение.
  4. Из-за чрезмерного объёма информации мозг перегружается, и человек теряет ОСОЗНАННОСТЬ, то есть способность находиться в настоящем моменте, слышать себя, реагировать на внешние раздражители, сохраняя свою безопасность.
  5. ДЕТИ наиболее беззащитны в информационном океане, и мы отвечаем за их безопасность.

Моему младшему сыну 6 лет, и мне совершенно не всё равно как формируется его сознание. Поэтому я очень внимательно отношусь к тому, с кем он общается, в какие игрушки играет, какие мультфильмы смотрит.

Вот что я заметила. Сейчас в пространстве интернета существует определённый видео контент. Я говорю о многочисленных мультсериалах и полнометражных мультфильмах, которые появились за последние лет 10. Среди них есть достойные творческие проекты. Но большинство обладает рядом важных, на мой взгляд, недостатков, с точки зрения психологии. Назовём их так:

  1. Примитивность.
  2. Однообразность.
  3. Неэкологичность.

ПРИМИТИВНОСТЬ

Психика человека сложна и разнообразна. Мы можем воспринимать и передавать целую палитру образов, чувств и эмоций. Развитию этих возможностей способствует общение, пребывание на природе, чтение художественной литературы, встреча с искусством. К сожалению, в настоящее время весь этот набор для детей всё чаще заменяют мультфильмы и видеоигры.

Раз мы, взрослые, так решили, давайте хотя бы разберёмся, что мы предлагаем ребёнку.

Среднестатистический мультсериал в ютубе: простой сюжет, основанный на взаимодействии трёх образов: жертва – преследователь – спасатель. Прямо "треугольник Карпмана" (коллеги-психологи меня поймут). Плюс готовые знания и глупые шутки. Это для малышей. Для детей 6+ добавим «взрослые» образы героев, «взрослые» приколы и «взрослые» отношения. Без комментариев.

ОДНООБРАЗНОСТЬ

Сейчас делать видео стало настолько просто, что мультфильмов развелось очень много. Я не зря употребила именно словосочетание «делать видео», хотя мультфильмы вроде как продукт творчества и их нужно «создавать». Слово «развелось» тоже отражает суть процесса. Такое ощущение, что эти сериалы штампуют. Это доказывает чрезмерное однообразие сюжетов, образов, действий и слов, которые мы видим на экране. Прямо мульт-конвейер получается.

НЕЭКОЛОГИЧНОСТЬ

Это, так сказать, о технической стороне восприятия: яркость, скорость и объём информации.

Наш мозг настроен на переработку информации, как пищеварительная система на переваривание пищи. Вот представьте себе, что вы сели за щедро накрытый стол и начали запихивать в рот всё без разбора и глотать, не пережёвывая. Что произойдёт с пищеварением? Оно не будет успевать перерабатывать пищу, перегрузится и «сломается».

То же самое происходит с мозгом. Он настроен на переработку поступающей информации. И у него есть своя скорость. А что происходит, когда мы смотрим современные видео? Яркость, быстрое движение и переключение картинок мгновенно перегружает мозг, он как бы зомбируется, и дальше информация просто «вливается» и ложится как есть. (Кстати, на этом построена идея рекламы. И она работает!) И получается, что всё время просмотра мы, как говорится, «тупим в экран».

-2

НО! Наша система восприятия продолжает получать информацию, затрагивая эмоции и сознание. И мы уже не осознаём, что переживаем, какие выводы делаем, какие образы ложатся в наше сознание.

Что же делать нам, родителям? Как не потерять ребёнка в бушующем океане информации?

  1. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок встретился с экраном не раньше 3-х лет.
  2. Не оставляйте ребёнка наедине с интернетом.
  3. Сами выбирайте то, что смотрит ребёнок, обсуждайте с ним выбор. Объясняйте, почему не хотите, чтобы он смотрел тот или иной мультфильм.
  4. Ограничивайте время просмотра, делайте перерывы, если мультфильм длинный. Дети дошкольного возраста способны сознательно воспринимать информацию не более 30-ти минут. Время сверх этого вызовет лишнее психоэмоциональное напряжение.
  5. Помните, что частая встреча с экраном вызывает привыкание. К тому же основное время дня ребёнок должен тратить на игру и общение. Так он вырастет психически здоровым и избежит проблем с зависимостью.

Будьте осторожны, ныряя в океан информации и берегите детей!👨‍👩‍👦‍👦

Ваш семейный психолог Екатерина Шумейко 💞