Найти тему
ЯСНО

Цены на бензин в России могут взлететь еще больше — экономист

Эксперт рассказал, почему топливо существенно подорожало в стране, а Кубань выделяется даже на общефедеральном фоне

В России стремительно растут цены на бензин. Взлет цен происходит практически каждую неделю. Например, в Краснодаре на бюджетной Роснефти АИ-95 еще в конце мая стоил 52,95 рубля, а уже 9 июня 53,25 рубля. И дальше рост продолжился.

Согласно отчету Росстата, с начала года розничные цены на этот продукт выросли на 1,9%. Экономист Роман Иноземцев в комментарии «ЯСНО» отметил, что в будущем возможен дальнейшей скачок. По просьбе нашего издания он рассказал, что же двигает вверх цены на топливо для автомобилей.

Рост стоимости бензина в России: причины

«Цена на топливо в России дорожает в силу ряда факторов. По 2024 год у нас происходит т.н. «второй этап налогового маневра», в рамках которого налоговая нагрузка переносится с экспортной пошлины на сырую нефть на акциз на топливо. Соответственно, все топливо дорожало. На начало 2019 года, когда произошел первый шаг второго этапа, среднероссийская цена на АИ-92 была 41,48 рубля за литр. На июнь 2023 года средняя цена уже 48,12 рубля за литр. В ЮФО, к сожалению, один из самых дорогих бензинов в стране, поэтому у нас были другие уровни, но динамика была такой же - бензин дорожал.

Однако, он дорожал медленнее, чем был прописан рост акциза. Причина тому — обратный акциз и другие меры поддержки, которые были предусмотрены поправками в Налоговый кодекс, но при условии модернизации производства. В совокупности это создавало для отечественных нефтеперерабатывающих заводов безальтернативную ситуацию: модернизируйся или разорись. Однако при этом оборудование закупалось, как правило, импортное, что в ситуации введенных против России санкций дало о себе знать.

Таким образом, к фискальному фактору добавился микроэкономический, т.к. оборудование и запчасти для планово-предупредительного ремонта подорожали, а их поставка стала сопряжена с трудностями, что вылилось в более длительный простой из-за ремонта, а это означает меньшее предложение. К тому же, наше топливо все также продолжает экспортироваться на зарубежные рынки. Несмотря на то, что сейчас это сопряжено с дополнительными расходами и трудностями, экспорт нашего топлива не прекратился, хоть и снизился аж на 30% лишь в июне этого года.

Еще на цены давят планы Правительства сократить компенсацию НПЗ разницы между экспортной и внутренней ценой на топливо. Такое сокращение даст бюджету дополнительные 30 млрд рублей в месяц, вот только возьмут их нефтяники из карманов потребителей.

Рост стоимости бензина в России: ситуация в Краснодарском крае

Что касается ЮФО вообще и Кубани в частности, то у нас относительно дорогой бензин. Соответственно, мы останемся в общероссийском тренде, но уровни у нас будут на пару рублей выше, чем в среднем по стране.

Примечательно, что это происходит несмотря на то, что Краснодарский край и другие регионы Юга являются местами добычи нефти (пусть и не в таких объемах, как в Сибири, Поволжье или на Дальнем Востоке), а также местами базирования целого ряда НПЗ. Причина этого — ориентация наших крупных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий на экспорт.

Конечно, часть продукции (например, от той же Роснефти) остается в крае. Однако это не покрывает всех потребностей местной растущей экономики. В итоге бензин к нам поставляется за тысячи километров от места производства. А значит, на его стоимость влияют дополнительные логистические и транзакционные издержки.

Рост стоимости бензина в России: не радужные перспективы

Сейчас правительство и ФАС хотят загнать больше бензина на внутренний рынок, чтобы рыночным способом притормозить рост цен. Расчет на то, чтобы увеличить предложение в России, и таким рыночным механизмом ограничить аппетиты нефтяников. Если это удастся, то цены не опустятся, но будут расти медленными темпами, чем сейчас.

Однако, вопрос в том, насколько данные меры окажутся успешными. Считаю, что риск нового скачка цен у нас сохраняется.

Если политика давления на НПЗ окажется неудачной, то по последние могут взвинтить цены на топливо еще больше, обосновывая это необходимостью компенсации своих расходов и издержек».