Найти тему
Технодзен Сергея Вильянова

Заметки о сериале "Шаляпин"

Сериал «Шаляпин» — лучшее биографическое произведение в жанре кино, которое я видел за всю жизнь. Режиссеру Егору Анашкину удалось невозможное. Не имея возможности показать артистический гений Федора Шаляпина и ошеломить зрителей его голосом, Анашкин смог выстроить удивительный симулякр, где все условно и не по-настоящему. И, в то же время, поразительно реально. А еще в каждом кадре чувствуется много любви, понимания и уважения к человеку, с которым мы все разминулись почти на век.

Перед тем, как продолжите чтение, выполните одну мою просьбу. Если Шаляпин для вас просто какой-то абстрактный персонаж, попросите Алису включить несколько его записей. Ну или поищите в любимом стриминговом сервисе. Послушайте «Ночной смотр», «Из-за острова на стрежень», «Блоху», «Как во городе было во Казани». Думаю, уже после этого ликбеза вы поймете и почувствуете, почему о Федоре Ивановиче снимают сериалы в 21-м веке. Как Пушкин придумал современный русский язык, так Шаляпин создал современное оперное искусство. Он стал не только брать правильные ноты, но и по-настоящему играть на оперной сцене. Его голос, пробивающийся сквозь время и несовершенство технологий звукозаписи, производит впечатление посильнее, чем идеально записанные последователи и эпигоны.

Я начал слушать Шаляпина лет в 14-15, когда нашел у бабушки коробку с его пластинками. Поставил, скорее, из любопытства. И кааак проняло… С тех пор собирал записи и все книги о Федоре Ивановиче, до которых смог дотянуться. А руки у меня длинные.

О Шаляпине написано очень много. Он сам оставил два тома мемуаров (первый, впрочем, целиком написан Горьким), плюс каждый сослуживец, приятель, критик и просто восторженный зритель стремился оставить какое-то свидетельство соприкосновения с гением. Жены молчали. Воспоминания детей в России не издавались, единственные доступные мне мемуары написаны его самой младшей дочерью Дасией, которой на момент смерти отца было всего 16. Они ценные, но все же, просто в силу возраста, неполные и довольно поверхностные (только что заказал еще сборник «Дорогой папочка!», составленный из рассказов детей Шаляпина Юрием Пономаренко). Наверное, лучше всего о Шаляпине-человеке написал художник Константин Коровин, однако он пережил друга буквально на полтора года, и на момент работы над книгой был стар и очень болен…

-2

Так что перед создателями сериала стояла невероятно сложная задача. Чтобы показать актера и певца Шаляпина, нужны гениальный драматический актер и не менее гениальный исполнитель вокальных партий. О том, чтобы совместить это в одном человеке, даже мечтать не приходится. Но и по отдельности тоже – никак. Нет таких уникумов.

Показывать только Шаляпина-человека? Но «непарадной» информации до нас дошло мало, да и кому нужно знать – из какого сора растут стихи…

В общем, после бездарного и гнусного сериала «Вертинский» было опасение, что мелкие человечки и Федора Ивановича изваляют в привычном для них коричневом. Какое же счастье, что моя подозрительность не оправдалась.

-3

Федора Шаляпина играет Александр Горбатов. Он действительно похож на молодого певца, и, о чудо, он высокий. Я не перестану утверждать, что рост для актера имеет огромное значение. Стал бы Шаляпин тем, кем стал, если бы не его гигантские для своего времени 195 сантиметров? Может и не стал бы. Он не родился великим мастером, и те, кто гранили этот алмаз, обращали внимание в том числе и на фактуру. И если бы на роль Шаляпина поставили актера очень среднего роста (как Филимонов, изображавший Вертинского), вся картинка бы посыпалась к чертям собачьим. Но нет – Горбатов возвышается над окружающими, как возвышался в свое время сам Федор Иванович. И он похож. Причем речь не столько о портретном сходстве, сколько об ощущении огромного, здорового и умного мужика.

-4
-5

Прекрасной партнершей для него стала Мария Смольникова, играющая первую жену, Иолу Торнаги. Снова портретное сходство не идеально, однако мы действительно видим итальянскую балерину, которую странными ветрами занесло в частную антрепризу богача Саввы Мамонтова. Для казанского паренька замутить с итальянкой было не только интересно, но и очень статусно. А она, кажется, окончательно поняла за кого вышла замуж, когда брак было уже не сохранить.

Молодожены, Федор Шаляпин и Иола Торнаги
Молодожены, Федор Шаляпин и Иола Торнаги

Я низко кланяюсь сценаристам Тимуру Эзугбае и Наталье Назаровой. Они прочитали о Шаляпине вообще все. Выбрали наиболее важные моменты. Сплели их в единое целое. И заставили выстрелить каждое ружье, висящее на стене.

Но, самое главное, они помогли режиссеру сделать убедительный фильм о Шаляпине без необходимости демонстрации собственно шаляпинского гения. Продемонстрировать который, к сожалению, попросту нельзя. Собственно, Алексей Горбатов и показывает нам – насколько сложно быть одновременно драматическим актером и певцом. Убедительно играть, даже изображая пение, невероятно трудно. И до Шаляпина никто это делать даже не пытался. Так что же делать?

Шаляпин в сериале окружен реальными людьми, сформировавшими его мастерство. Каждый из них словно рассказывает свою историю. Вот молодой Рахманинов объясняет музыкально не очень грамотному певцу важность ритма и пауз. Тот, уже словив звездочку, шлет Рахманинова в известное место. Но, будучи по натуре истинным Мастером, находит в себе силы смирить гордыню и признать правоту будущего великого композитора.

-7
-8

Вот историк Ключевский рассказывает об эпохе Бориса Годунова, подчеркивая важность историчности персонажа оперы. Вот художник Коровин прививает Шаляпину художественный вкус. То есть в кои-то веки нам показывают не только, как великий человек бухает, нюхает и трахается, но и то, благодаря чему (и кому) он, собственно, великим стал. Как же это непривычно…

На заднем плане — Врубель и Коровин
На заднем плане — Врубель и Коровин

Но, в то же время, множество мелких деталей – как заметных не погруженному в биографию Шаляпина человеку, так и не очень – постоянно напоминают: зритель, это красивая сказка с намеком, а не скучная биография. Получай удовольствие, задумывайся, удивляйся, но не требуй 100-процентной ПРАВДЫ.

Своеобразной фишкой сериала стало не попадание Горбатовым в слова во время пения. Насколько понимаю, съемки велись под архивные записи самого Шаляпина, а потом их заменили на специально записанные уфимским басом Ильдаром Абдразаковым партии. Ильдар Амирович не стал копировать Шаляпина, а просто хорошо перепел его хиты, временами используя творческие находки Федора Ивановича. Находки эти используют все баритоны и басы уже лет сто. Например, слушая Юрия Гуляева или даже Муслима Магомаева, невозможно не заметить влияние Шаляпина.

И вот это пение мимо артикуляции снова напоминает – ребята, не будьте излишне серьезны, это легенда о Шаляпине, что-то вроде интересного сна. А во сне чего только не бывает.

Вторая серьезная условность – единый облик всех героев, проходящий через время. Шаляпин в исполнении Горбатова выглядит одинаково и в 20, и 45 лет, тогда как на самом деле Федор Иванович изменился радикально. На это влиял не только возраст, но и разнообразные недуги, преследовавшие певца.

Шаляпин в 20 лет
Шаляпин в 20 лет
Шаляпин в 45 лет
Шаляпин в 45 лет
Каким Шаляпин был на самом деле к концу сюжета сериала
Каким Шаляпин был на самом деле к концу сюжета сериала

Изменения в облике его первой жены были еще более значительными.

-13
-14

И тут мы подходим к сквозному сюжету последних трех серий. В них Шаляпин мечется между женой и разлучницей Марией Петцольд, которая использует абсолютно все женские ухищрения для увода певца из семьи. Где, на минуточку, пятеро детей.

Петцольд в сериале показана молодой роковой красоткой, что вносит определенное понимание мотивации Шаляпина.

-15
-16

Но понимание это – ложное. К моменту знакомства Мария Валентиновна была вдовой с двумя детьми. И, несмотря на относительно молодой возраст (24 года, на 9 лет младше Иолы Торнаги), выглядела она довольно… просто. Свечку я, разумеется, не держал, но вряд ли дело было в одних лишь женских прелестях, как это показывается в сериале.

-17

Если верить переписке Шаляпина и мемуарам младшей дочери, на самом деле все было иначе. Не так кинематографично. Подобно многим гениям, в быту Шаляпин чувствовал себя не очень уверенно. И был склонен к разного рода излишествам, от алкоголя до азартных игр. Он постоянно просил жену Иолу ездить по гастролям вместе с ним, чтобы поддерживать уют и удерживать от загулов. Но Иола Игнатьевна во главу угла ставила детей, а остальное ее интересовало средне. Так что она воспитывала детей, а Шаляпин был предоставлен самому себе.

Шаляпин детей, конечно, любил. Но не видел в них самостоятельных личностей. Для него – до определенного возраста – они были такими любимыми игрушками. Дасия пишет, что он искренне обижался, когда дети не хотели с ним играть, когда ему самому этого хотелось поздней ночью. И, соответственно, обижался на жену, предпочитающую не его, а «игрушки».

Также большой удар по браку нанесла внезапная смерть четырехлетнего первенца Игоря. Иола окончательно ушла в детей, а впечатлительный Шаляпин забывался, как мог.

-18

Что же до Марии Валентиновны, то она стала самой настоящей тенью певца. Не оставляла его ни в одной поездке, занималась всеми бытовыми вопросами. У той же Дасии Шаляпиной мы читаем, что в раннем детстве она маму с папой практически не видела, потому что папа был на гастролях, а мама —  с ним. И только потом, когда дети подросли, их стали брать с собой. Были они с ним и в последних гастролях по Дальнему Востоку, где Дасии не понравился Александр Вертинский, встретивший Шаляпина в Китае. Он показался ей назойливым кривлякой.

-19

Но показывать такое в сериале трудно. Да и кому вообще нужна эта ваша скучная правда…

Можно найти еще немало неточностей. Которые, уверен, внесены совершенно осознанно, потому что начитанность сценаристов и их внимание к деталям сомнений не вызывают. Но я готов простить всё разом, потому что в искажениях нет ни глупости, ни пошлости. Скорее, они усиливают ощущение альтернативной реальности, где самым настоящим остается Шаляпин.

-20

И отдельное глубочайшее уважение за… шубу. Когда я первый раз увидел на Александре Горбатове шубу с известного портрета Кустодиева, я даже хихикнул. Мол, ну надо же как заморочились с пошивом одежды. А шуба-то оказалась той самой. Много лет она валялась на «Мосфильме», и вот нашли, обновили – и отправили в кадр. Хотя без серьезного ляпа не обошлось. В сериале Шаляпин уже в этой шубе знакомится с Марией Петцольд, что произошло в 1906 году. Однако, согласно мемуарам певца, шубой ему заплатили за концерт уже после революции. Завели на склад конфиската и предложили выбрать, что понравится. Скромничать Федор Иванович не стал…

А как хороши мелькнувшие в кадре перерисованные фотографии, где лица литераторов и художников заменили актерами «Шаляпина»…

-21

Обязательно посмотрите этот сериал. Это не только крепкая профессиональная работа (оператор Максим Шинкоренко безупречен), но и, повторюсь, первая на моей памяти удачная попытка показать развитие творческой личности в динамике. И сериал получился именно о Шаляпине, а не о переговорах тараканов в башке режиссера.

-22

Было бы здорово, если и другие сериалы о российских исторических и культурных деятелях будут выходить на таком же уровне.

Но кого я обманываю…