В 1925 году, незадолго до ухода со сцены, Нелли Мелба отвечала в интервью английской газете: "Нет никакого смысла обладать превосходным голосом, если не имеешь также ума, обаяния, здоровья, огромной силы воли и решимости. Если мне ищут преемницу, она должна обладать всеми этими качествами, а такие женщины рождаются только раз в столетие."
Удивительно точно сформулировала характеристику самой себя самая известная певица конца викторианской эпохи и начала ХХ века, Дама командор ордена Британской империи, любимица монархов, получавшая от царей и императоров безделушки, стоившие целого состояния, окружённая армией поклонников, дававшая «народные концерты» с копеечными билетами, меценат и благотворительница, крупный бизнесмен, знавшая себе цену и безудержно следовавшая к главной цели своей жизни - быть лучшей. Цель была поражена с блеском - и постаревшая Патти, и молодая Тетраццини, были лишь массовкой для царившей на всех сценах мира великой Нелли Мелба.
Великолепный пример того, что с восторгом называют self made.
Послушайте записи Мелба, их сохранилось немало. Таких высоких колоратур рождалось достаточно во все оперные времена, что же заставляло публику назначить великой именно Мелба?
- Будь я служанкой, я была бы лучшей в Австралии. По-другому я не могу – у меня все должно быть безупречно.
Вот и весь секрет.
Самая расхваленная из существующих записей, бесспорно, дуэт из Богемы. Молодой, сильный, сочный голос Карузо, самого маститого партнера Мелба, делает голос Мелба почти неслышным, скрывает его. Карузо моложе на 12 лет, он в расцвете карьеры. Мелба в 1907 году уже 46, голос её звучит несколько устало, если не сказать, пожило. Миф о вечно молодой колоратуре по отношению к некоторым певицам остается, увы, лишь мифом - голос Мелба хорошенько пожил, износился и не может соперничать с голосом Карузо, однако Мелба не была бы собой, если бы отважно не решилась «рвануть» O, Soave fanculla с Карузо аж в 1907 году. Как истинная примадонна она весьма неделикатно снимает свою ноту чуть позже тенора. Пусть итальянцы считают это неприличным,
Италия ещё не весь мир, и Мелба отважно перепевает Карузо, благодаря чему её голос наконец выходит из тени гения. И вот наступает окончание дуэта - для сопрано это верхнее до. И вот именно это до и делает Мелба великой примадонной - куда делась усталая пожилая женщина, вместо неё мы слышим чистейший роскошный звук, взятый с исключительной легкостью и точностью. Да, что браво, то браво, знайте свое место, конкурентки.
Не более 25 партий, всего 10 из них стали её фирменными, немногочисленные неудачи - Брунгильда не была провалом, но могла стоить Нелли голоса, сук не по себе в опере рубить опасно. Умница Мелба пела не только голосом, но и мозгами - Матильда Маркези, педагог и ментор Нелли Мелба, была права, говоря это о ней. Талант Мелба был ограничен некими рамками, но её интеллект, практичность и целеустремленность были безлимитными.
Именно в этих 10 партиях Мелба и блистала в лучших театрах мира. Немного, но она выбрала для себя то, что могла петь почти идеально - Лючия, Виолетта, Джильда, Маргарита блистали кристально чистыми верхними нотами, приводя публику в неописуемый восторг. Мало кто осмеливался критически взглянуть на пение Мелба, критика по всему миру расхваливала её пение на все лады, а как же иначе, ведь Мелба была любимицей монархов, а кто же спорит с королями? Но если многочисленная клака называла Мелба соловьём, женившемся на жаворонке, тайные недоброжелатели называли голос певицы ледяным. Но все сходились в том, что певица обладала абсолютным слухом и всегда исключительно точно брала нужную ноту.
Начало безмерного обожания певицы положила королева бельгийская. После спектакля в театре Ла Монне её величество пригласила молодую дебютантку в свою ложу, и эффект Винтерхальтера сработал безотказно - благосклонная королевская рекомендация открыла двери в высший свет, а там и до других королевских дворов Европы рукой подать.
Удивительно, но происхождение Нелли Мелба совсем не подходило для великосветских салонов, она родилась в 1861 году в семье строительного подрядчика в далекой Австралии. Отец строил, мать вела большой дом - семеро детей, старшей из которых была Хелен Паркер Митчел, будущая примадонна Нелли Мелба. Увы, матери не суждено было узнать о блестящей карьере старшей дочери - она умерла задолго до этого. Возможно именно внезапная смерть матери, а следом и младшей сестры, сыграла в судьбе Хелен решающую роль - безутешный отец круто поменял свою жизнь и перевез семью в Квинсленд, подальше от трагических воспоминаний, поближе к настоящему, без любви и музыки, но с сахарным заводиком.
Хелен лишилась серьёзных уроков музыки - мать- музыкантша стремилась развить музыкальные таланты дочери, обучала её игре на фортепьяно и пению, но теперь её рядом не было, а отец предпочитал для дочери более приземлённую судьбу.
Девочка была вокальным середнячком, сорванцом и непоседой, но община восторженно аплодировала на церковных и домашних концертах. Уроки известных вокальных педагогов Пьетро Чекки и Эллен Кристиан, ученицы знаменитого Мануэля Гарсии, остались в Мельбурне. Тесен оперный мир, будущая примадонна была «вокальной внучкой» великой семьи Гарсия, и отчасти «младшей сестрой»Малибран и Виардо.
Жизнь на сахарных плантациях среди бескрайних полей тростника и вечно дымящих труб завода была не сахар. Из прежнего счастливого существования Хелен исчезла музыка, а она так любила и хотела петь…. Скоропалительное замужество не принесло Хелен ни любви, ни денег, однако отныне она стала супругой сына баронета, леди Чарльз Армстронг. А леди в высшем обществе рады. Возможно, брак разбил певице сердце, но был более чем полезен для карьеры.
Супруг хотел видеть рядом покорную жену и нежную мать своих детей, а Хелен, мало того, что была не из робких дамочек и за словом в карман не лезла, совсем не желала хоронить себя в глуши, разбираясь с сахарной бухгалтерией. Слушая днями напролёт монотонный стук дождя по крыше, Хелен думала о побеге.
Она вернулась в Мельбурн с малышом сыном и вернулась к урокам вокала своих знаменитых педагогов.
Жизнь Хелен Паркер Митчел, ныне леди Армстронг, набирала обороты. Поняв, что обучение в Австралии закончено, она отправилась в Европу. Старый свет принял молодую певицу дружелюбно, но восторгов не выказал. Умница Хелен понимала, что ей не хватает школы и мудрого советника, и она помчалась в Париж, к знаменитой Матильде Маркези. Передав маестре рекомендательное письмо - куда ж без протекции в нашем деле - она спела прослушивание. Маркези, оценив средний голос девушки, а главное, её огромные амбиции, произнесла юставшую знаменитой фразу - наконец-то у меня появилась звезда!
На несколько лет Хелен стала прилежной ученицей, она не только училась петь как звезда, она училась жить как звезда. Умная Маркези придумала ей псевдоним - Нелли от Хелен и Мелба от родного города девушки Мельбурна. Нелли Мелба, примадонна, родилась в 1887 году.
А остальное доделал характер и невероятная целеустремлённость, и практичность Нелли Мелба. Практичность Мелба вошла в историю наряду с её талантом. Она накрепко вгрызалась в контракты, торговалась за каждый фунт. Отличным уроком ей послужила история её отношений с Морисом Стракошем, свояком Аделины Патти и крупнейшим в те поры агентом. Прижимистый Стракош предложил Мелба контракт на 10 лет, по которому молодой певице причиталось по тысяче франков в год. Однако уже после триумфального успеха в Бельгии Мелба предложили 3000 франков за спектакль. Стракош не собирался отпускать свою золотую курочку, и Мелба рванула в судебные тяжбы с хваткой приказчика на плантациях сахарного тростника. Изумленный наглостью дебютантки Стракош так и не оправился от потрясения и судился с Мелба до самой своей смерти в 1889 году.
Мелба проявляла чудеса здравомыслия - она пела то, что могла петь лучше всего, общалась с нужными людьми, ладила с прессой. Её умение приобретать нужные знакомства было не менее замечательным, чем вокальные навыки. Конвент гарден, её мечта - Лондон столица её империи - принял её прохладно и не захотел продолжить знакомство? Ничего, она обратилась за помощью к леди де Грей, патронессе вожделенного театра. Замечательная была женщина, настоящая душа театра, на ней политика выбора интендантов и певцов, сделавших Ковент гарден меккой певцов и композиторов. У каждой Джулии Ламберт была своя Долли, таков уж закон театра.
Роман Ковент гарден и Нелли Мелба продолжался около 40 лет, и чувство это было взаимным и глубоким, с именной гримёркой и мраморным бюстом на лестнице после того, как леди Нелли перешла в стан бессмертных.
Ковент гарден подарил Мелба любовь королей и высшего общества, Мелба подарила театру Богему и самого Пуччини, которых чопорная Англия поначалу не желала видеть в своём утончённом храме, ранее чуждом страстей простолюдинов.
Взаимоотношения Мелба и композиторов складывались лучшим образом. Пуччини любил с ней работать, хотя Мадам Баттерфляй не случилась. Возможно, голос Мелба не подходил для этой драматической, даже трагической, партии? Верди репетировал с Нелли Джильду и Виолетту, но спеть в Фальстафе тоже была не судьба. Примечателен ответ Делиба на критику французского произношения Мелба - композитор заявил, что ему её произношение не мешает, пусть хоть на китайском поёт. Ещё бы, колокольчики в голосе Мелба звенели громче тех, которые украшали щиколотки Лакме.
Мелба умела нравиться нужным людям и находить с ними общий язык. Она умела спрятать свой крутой нрав куда подальше, приберегая свою жёсткость, а порой грубость, для тех, от кого не зависела. Навыки общения в стиле рубщиков тростника на плантациях она освоила в совершенстве и никогда их не забывала. Мелба славилась своей прямотой и любовью рубануть с плеча.
С коллегами Мелба была разной - могла обидеться на предложение спеть Оскара, и в то же время частенько пела Микаэлу, заявляя, что не понимает, почему примадонны отказываются петь второстепенные арии. Что у них там, этих примадонн, под париком и перьями?
Легенды о поездках Мелба на гастроли по приглашению монархов читаются как волшебные сказки. Император Александр III изволил пожелать послушать Мелба в Ромео и Джульетте, одной из немногочисленных коронных партий примадонны.
Вот что писали о поездке австралийские газеты:
«Утром следующего дня (после спектакля) леди Мельбе преподнесли подарок от Алексея Александровича – украшение с бриллиантами и сапфирами в качестве небольшого сувенира, а также она получила в подарок от самого императора драгоценный браслет, стоимостью 100 000 американских долларов, который очень часто носила как талисман. Браслет был сделан из гранёных алмазных кубиков и крупных жемчужин, нанизанных на тонкую цепочку из платины и золота.
Но, пожалуй, сильнее всего во время пребывания в России певцов поразил настоящий русский темперамент. На выходе из театра молодые люди перегородили им дорогу огромной белой цепочкой, которую связали из множества платков, желая получить автограф Мельбы на своих программах. Студенты бросали свои пальто на землю, чтобы Мельба шла по ним к своей карете, которая, как она обнаружила, была полна орхидей».
Однако гастроли в Санкт - Петербурге стали для Мелба не только счастливыми днями сценического триумфа и пополнения коллекции драгоценностей, но принесли немалые неприятности.
В Россию Мелба сопровождал Филипп Орлеанский, возможный наследник французского престола. Красавец, спортсмен, путешественник, легендарный принц Гамель, помолвленный с кузиной из Орлеанского дома, ветреник и любитель вступить в лёгкую, без обязательств, связь с известной дамой, Орлеанский не смог пропустить возможность закрутить роман со звездой оперы.
Пара открыто появлялась в свете, посещая выставки и спектакли, давая щедрую пищу великосветским сплетницам, однако гром грянул лишь во время поездки в Россию.
Успех Мелба был оглушительным, несмотря на избалованность российской публики визитами заезжих звёзд - дирекция императорских театров на гастролёров не скупилась. Прелестная Бозио даже, увы, осталась в России навсегда.
Не успели смолкнуть последние звуки арии Мелба, как принц Орлеанский неуместно шумно стал восторгаться пением примадонны. Его крики и аплодисменты раздались раньше, чем отреагировала на пение дивы императорская чета, что явилось грубейшим нарушением этикета и дипломатического протокола. Принцу предложили немедленно покинуть Россию, история попала в прессу и дошла до обманутого мужа леди Армстронг.
Сэр Чарльз начал бракоразводную тяжбу, обвинив супругу в измене. Доказательств у него было предостаточно. Орлеанский получил назад помолвочное кольцо от невесты, Маргариты Орлеанской, а от семьи настоятельную просьбу отправиться на сафари в Африку на пару лет.
Больше Нелли Мелба своего принца никогда не видела.
Принц оказался такой же фальшивкой, как и знаменитый плащ, в котором Мелба пела Эльзу в Лоэнгрине. Плащ спёрли на Российской границе при досмотре багажа примадонны, видимо приняв стразы, которыми знаменитый месье Уорт щедро расшил золотую парчу, за драгоценные камни. Воры, разобравшись, что камни ненастоящие, плащ любезно вернули.
Несмотря на небольшую кочку, светская жизнь и карьера леди Мелба поступательно развивалась. Не было театра, где она не выступала бы с непременным успехом, тщательно внося даты, места спектаклей, концертов и сведения о доходах в толстый кондуит. Она была очень богата, её гонорары были самыми высокими в то время.
Публика боготворила Мелба, критики наперебой хвалили её, монархи и свет желали её слушать. Тем не менее, время неумолимо шло вперед, на сцену выходили молодые конкурентки, вокруг имени Мелба роились слухи. Мелба не была бы истинно великой, если бы умело не превращала препятствия в трамплины. Когда на оперном небосклоне зажглось имя Луизы Тетраццини, Мелба смогла сохранить позиции с помощью тонких интриг, а успех засиявшей в те годы Тоти даль Монте вообще умудрилась приписать себе!
Известная история о том, как публика устроила овацию в театре, заметив в ложе Тоти даль Монте, из уст Мелба звучит совсем иначе. Нелли пишет, что поняв, что аплодируют не ей, а Тоти, она взяла её за а руку и вывела на сцену со словами - это я её сюда привезла! Мелба умело создала легенду о том, что именно она открыла Тоти, а даль Монте писала, что увидела тогда Мелба впервые в жизни. Гений пиара, леди Мелба.
Каждый певец рано или поздно вынужден отменить спектакль или концерт. Разумеется, случалось это и с Мелба. Газетчики тут же обвинили певицу в пьянстве. Леди Нелли отнеслась к клевете прагматично - если о тебе не пишут гадостей, значит, ты не популярна. Деловая дама знала законы пиара досконально.
Но единственным напитком, который обожала леди Нелли, как настоящая подданная Британской империи, был чай из маленького серебряного чайничка.
Не все любили Мелба, справедливости ради. Густав Малер, услышав её пение в "Травиате", сказал, что предпочел бы вместо неё хорошего кларнетиста. Надо же, я подумала то же самое, слушая её запись в Лючии.
Её обвиняли в недостатке драматизма, актриса она была так себе, что и признавала сама. Знаменита фраза сэра Томаса Бичема о Мелба - она была "неинтересно совершенной и совершенно неинтересной".
Никакая критика не может, однако, отменить всемирной славы леди Нелли. Её знали люди, даже бесконечно далекие от оперы. Её имя живо и в наши дни - популярный сорт яблок, розы…
Изысканный десерт Персик Мелба Огюста Эскофье сейчас подают не по правилам - малиновое пюре волюнтаристски заменяют манговым и не кладут в креманку непременный лебединый хвостик из льда, в честь роли Эльзы из Лоэнгрина - но в меню Савоя он по-прежнему есть. Шеф- повара в приличных местах знают, как приготовить для нежелающих полнеть дам тост Мелба, который вдвое тоньше обычного.
Дама Мелба была прижимистой, но передавала сотни тысяч фунтов на нужды армии в годы Первой Мировой войны, она торговалась за каждый франк, но безвозмездно обучала талантливых австралийских музыкантов, называла родной Мельбурн городом пабов и проституток, и пела для горожан почти даром. Её многочисленные прощальные концерты, до количества которых другому любителю farewell Tour Паваротти было далеко, посетили более 70000 австралийцев.
Она закончила петь за три года до нелепой смерти от сепсиса, возникшего после пластической операции. Она немного не дожила до семидесяти. Её похоронная процессия растянулась больше чем на километр.
В те дни по всему миру на огромных рекламных щитах были написаны всего два слова - Мелба мертва.
Ну разве она не настоящая великая примадонна? Чтобы петь хорошо, надо петь легко! Теперь и вы знаете простой секрет великой Нелли Мелба. Ну что, попробуем?