Наверное, трудно найти человека, который бы не слышал это имя – Авиценна.
Величайший врач, которого ставят в один ряд с Гиппократом, Галеном и Парацельсом. В медицинском мире его называют «великим врачевателем», а написанный им в XI веке «Канон врачебной науки» использовался на медицинских факультетах в качестве учебного пособия вплоть до 1650 года. Да, это не опечатка – более пятисот лет студенты учились по его книге!
Спросите, при чем тут врач, на нашем с вами канале про культуру? А при том, что Авиценна был, как и многие выдающиеся люди того времени, этаким «человеком эпохи возрождения», мусульманским Леонардо да Винчи и в сферу его интересов помимо медицины входили философия, психология, литература, мистика и хиромантия, политика, математика, механика, астрономия, химия и…. музыка.
Тут надо оговориться. Во-первых, исламский золотой век мыслителей и ученых пришелся лет этак на триста раньше, чем эпоха возрождения в Европе, так что справедливее было бы назвать Леонардо европейским Авиценной. И во вторых, музыка в этот самый золотой век исламской науки и культуры была не только развлечением, но и предметом глубочайшего изучения серьезными учеными, а также стандартной дисциплиной высшего образования. Поэтому пройти мимо этой сферы Авиценна просто не мог.
Итак, короткая справка. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина родился в конце X века в Бухаре, в то время управляемой династией Самонидов (Авиценной его стали называть в Европе уже после смерти, когда в XII веке его труды были переведены на европейские языки). То, что Ибн Сина – гений, стало ясно еще когда он был юношей: в 16 лет он был приглашен ко двору бухарского эмира в качестве его личного лекаря. Всю жизнь был практикующим врачом, занимался научной деятельностью, а также играл заметную роль в персидской политике, занимая должности визиря (министра) в Хамадане и позднее в Исфахане. Всего за свою жизнь написал более 450 трудов в 29 областях науки, многими признается самым влиятельным учёным средневекового исламского мира. Его именем названы улицы городов в Душанбе, Ташкенте, Бухаре и Самарканде, а памятники стоят в Иране, Турции и Азербайджане.
Теперь, собственно, о музыке. В нескольких трактатах Ибн Сина разработал теорию композиции, рассматривая музыку, как науку, близкую к математике. Он также заложил принципы музыкознания, рассматривая этические и исторические аспекты этого искусства. Да, судя по всему, Ибн Сина и сам был прекрасным музыкантом: в «Книге знаний» он подробно описывает строение различных инструментов и приемы игры на них.
А еще Ибн Сина не был бы гениальным врачом, если бы не связал музыку с медициной: он определял ее как мощное лечебное средство. Что, кстати говоря, признано и современной медицинской наукой. В книге «Свода науки о музыке» он пишет: «Отметим, что движение в сторону высоких звуков порождает чувство гнева, напряженности, а в сторону низких звуков – ощущение мягкости, покорности, оправдания. Мелодии, которые основаны на непрерывно нисходящих движениях с повторяющимися восхождениями, порождают в душе образ мудрости, пророчества». Эти свойства музыки он предлагал использовать в терапевтических целях, а пение считал хорошим средством укрепления здоровья.
Ну как тут не согласиться с «великим исцелителем»? Нам песня строить и жить помогает!!!