Топор он носил с собой всегда. “Хороший топор в хозяйстве пригодится!” – любил приговаривать рядовой Дмитрий Овчаренко. И топор действительно пригодился: да не просто в хозяйстве, а чтобы уложить больше двух десятков фашистов! Двадцать один солдат и два офицера – шутка ли! Как же у него это получилось?
Особым рвением к наукам Димка не отличался. Окончив начальную школу в луганском селе Овчарово, пошел по стопам отца: начал учиться плотницкому делу. Да и остальной крестьянской работы никогда не чурался. Всякое дело в его руках спорилось! За скотиной ухаживать, в поле работать, сено заготовить – всё парень делал с охотой и усердием.
Слава о молодом дельном плотнике быстро разошлась по округе. Дмитрий ни дня не сидел без заказов: кому мебель сделать, кому баню построить, а кому и целый дом.
“Золотые руки у парня! А хозяйственный какой, добрый, веселый! Вот повезет-то его суженой!” – восхищались соседи. Хотя все девицы заглядывались на такого видного жениха, выбрать невесту Дмитрию не довелось. Лишь только он, отслужив два положенных года в РККА, вернулся домой, грянул 41-й год… Овчаренко, уже обученный боец, не раздумывая пошел снова защищать родную землю.
“Без резких движений…”
На западных границах страны 41-й год стал настоящим адом. Но даже когда отступление, казалось, было повсеместным, наши бойцы все равно находили в себе силы на пусть и небольшие, но победы.
В боях за Хмельницкую область Дмитрий получил легкое ранение. В тыл с таким не отправляли, но и на передовую не пускали: парню делали перевязки и пока рана не зажила, отправили на хозяйственную часть, возить боеприпасы.
“Так, Овчаренко, вот тебе лошадь с телегой. Склад вон там, в Песце. Давай там, как врач прописал, чтоб без резких движений, а то знаю я, тебя черта с два удержишь”, – усмехнулся командир.
“Так точно, есть без резких движений!” – отозвался хлопец. И точно – задачу свою выполнял аккуратно, все снаряды под брезентом, в целости и сохранности, подвозил со склада в расположение части.
“Полезная вещь – топор…”
13 июля Дмитрий вез припасы для своей пулеметной роты. Немцы нажимали, линия фронта менялась постоянно. Кого встретишь за поворотом – оставалось только гадать.
До части оставалось еще километров пять, когда из-за поворота вырулил грузовик.
“Показывай, что везешь в телеге!” – заорал на Овчаренко один из трех выскочивших из машины офицеров и резко выбил из рук парня винтовку. Но зря немцы рассчитывали, что солдат окажется легкой добычей!
Топор (да, тот самый, который “в хозяйстве пригодится!”) сверкнул, как молния. И голова самого рьяного фрица покатилась в дорожную пыль… Остальные остолбенели на несколько секунд, и этого времени парню было достаточно, чтобы следующим движением вытащить три гранаты и запустить их в автомобили.
Не готовы были эти представители “победоносного рейха” к такому повороту! Это же “презренные славяне”, разве они умеют воевать? А вот умеют! Еще как умеют!
Пока вокруг были дым, пыль и паника, разъяренный плотник снес голову и второму офицеру, который даже оружие так и не успел достать. Собственно, та же участь и третьего настигла бы, но тот все же пришел в себя и с воплями помчался к машине, а водитель подобру-поздорову предпочел дать дёру и поскорее скрыться вместе с уцелевшей немчурой.
А вот те раненые, кого побросали свои же, как говорится, “позавидовали мертвым”. От Дмитрия им скрыться не удалось: парень все тем же топором добил всех, кто посмел вторгнуться на его Родину.
“А не врешь, Овчаренко?”
“Ну и где ты шлялся, Овчаренко? Что?!. И прямо в одиночку?.. А не сочиняешь? – командир не сразу поверил истории о таком подвиге, которому разве что в приключенческих романах место. – Обещал же, что без резких движений. Мы тут уж думали, что и не ждать тебя”.
“Товарищ командир, да чего мне врать-то. Все так и было! Я ж всегда говорил, топор в хозяйстве – вещь незаменимая! Вот, посмотрите, документы офицерские, все по-ихнему написано, разобрать бы надо, наверняка что-то важное, а я-то совсем немецкому не учен”, – доказывал герой.
На всякий случай Дмитрия все же временно посадили под стражу: уж больно абсурдным посчитали его рассказ. А на место, которое парень показал, отправили разведотряд. Разведчики вскоре вернулись: их слова наконец убедили командование, что солдат рассказал чистую правду.
“Ну ты даешь, Овчаренко! Ребята подтвердили, все как ты сказал. Вот, смотри, и топор твой принесли, кстати! А документы, которые ты добыл… Им просто цены нет!”
Награда нашла героя
Спустя три дня нашим пришлось снова отступить. Для солдата удары топором по фашистскому отродью не прошли даром: швы на ране разошлись, и следующие пару недель пришлось провести в госпитале. Дима лежать без дела не привык.
“Товарищ военврач, я совершенно здоров, отправьте меня на фронт снова!” – требовал он, и вскоре добился досрочной выписки. Парень вернулся в свой взвод, но уже пулеметчиком. В боях за легендарную 239-ю высоту Овчаренко отличился уже в новом статусе: вел такой огонь, что враг и пошевелиться не смел!
В суматохе за свой невероятный подвиг солдат сразу не получил никакой награды, но вскоре, уже в августе, его фамилия снова появилась в перечне отличившихся в боях. Тут-то командование уже вспомнило обо всех заслугах, и Дмитрий Овчаренко стал Героем Советского Союза.
Высшая награда страны никак не поменяла Диму, он нисколько не возгордился: так же самоотверженно бился за свое Отечество, не считая себя особенным. До офицерского звания, правда, так и не дослужился – хромала у него дисциплина. Но это не мешало ему быть настоящей душой компании, любимцем полка.
Встретить Победу рядовому Овчаренко не довелось... Буквально за несколько месяцев до падения Рейхстага, в январе 45-го года, он получил тяжелое ранение и вскоре скончался в госпитале. Но слава о нем и о его славных делах продолжает жить и передаваться новым поколениям.
Есть нам, с кого брать пример, как правильно встречать фашистов на родной земле!
✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
1️⃣ “Не могу я дома отсиживаться”. Когда спасти друга – дело чести: история “музыканта” Димы Кулика
2️⃣ Лучшая детективная история Советского Союза: тест по фильму "Место встречи изменить нельзя"
3️⃣ “Иду с вами, ребята. До конца”, – сказал он с улыбкой… Что написал в походном блокноте настоящий десантник