Сегодня воскресенье, и по традиции я предлагаю вам отстать от себя, залечь на диван и смотреть классные фильмы. На этот раз уделим внимание экземплярам советского периода, о которых лично я раньше ничего не слышала. Они случайно попались мне в рекомендациях, и я сразу же просмотрела сразу все по порядку.
Почему депрессивные? Потому что все они сняты в блёклой, немного мрачной цветовой гамме и затрагивают темы, которые не назовёшь весёлыми или хотя бы позитивными. Посмотрев такое кино, долго его вспоминаешь и переживаешь в своём воображении самые необычные моменты снова и снова.
В общем, мне понравилось, надеюсь, оцените и вы!
Итак,
1. Тема (1979)
Известный столичный писатель Ким Есенин едет в провинцию в поисках вдохновения. Утомлённый славой, циничный и пресыщенный, он ясно осознаёт, что в его жизни наступил странный период. Взаимопонимание с женой ушло, сын относится к родителю потребительски, а молодая глупая любовница давно наскучила. В творчестве писателя наступил кризис. Ким никак не может найти тему для своего нового романа, он утратил энтузиазм и вкус жизни.
Приехав в небольшой городок и разместившись у старых знакомых, Ким начинает наблюдать за жизнью, которая неспешно течёт в провинции. И здесь, среди простоты и серости местного бытия, писатель становится невольным свидетелем подлинной любовной драмы. И это внезапно пробуждает у героя новые эмоции, которых он давно не испытывал. Он осознает, что в его жизни и творчестве отсутствует самое важное – настоящая искренность.
Создатели "Темы" классно передали дух того времени, фильм получился глубоким и лиричным. Сложно перечислить все темы, которые затрагиваются в нём. Персонажи яркие, правдивые и типичные, у каждого из них своя история и судьба. Когда смотришь такое кино, то обычно не возникает вопросов к мотивации героев, а для меня это самый главный признак того, что фильм отличный.
Я с удовольствием вслушивалась в диалоги и любовалась серой мрачноватой картинкой на экране. Особенно мне понравился приём с внутренним монологом главного героя. По ходу развития событий Ким саморефлексирует, немного посмеивается над самим собой, и это позволяет заглянуть к нему в душу и узнать тайные помыслы.
Горячо рекомендую "Тему" всем, кто любит драмы о настоящей жизни настоящих людей без прикрас.
2. Смиренное кладбище (1989)
Фильм проливает свет на закулисную жизнь работников престижного кладбища. Он повествует о жестоких реалиях, царящих на «смиренном кладбище». Главные герои, связавшие свою судьбу с этим местом, однажды сталкиваются с ситуацией, которая трагичным образом повлияет на их судьбы. Они сами загнали себя в непростое положение, и теперь им придётся "расхлёбывать".
Все действующие лица до того реальны, что порой кажется, что смотришь не фильм, а наблюдаешь за съёмкой скрытой камерой. Все они малоприятные персоны, злоупотребляющие алкоголем, грубо говоря, пьющие безбожно. Но за маской озлобленности и цинизма этих людей "на дне" порой можно рассмотреть личность и драму, которые даже вызывают сочувствие.
Что сказать о фильме в целом? Снят он в мрачной эстетике 80-90х годов - кино тех времён всегда легко узнаваемо. Не боясь показать трагизм реальности, которой окутана ежедневная жизнь работников кладбища, фильм позволяет зрителю глубже заглянуть в тему, которую обычно избегают обсуждать.
В нём присутствуют сцены жестокости, да и колоритные съёмки повальных пьянок и застолий не каждому придутся по вкусу. Возникает ощущение, что на кладбище работают одни маргиналы и алкоголики. Не смотря на это, фильм вызвал у меня сильный эмоциональный отклик, возможно, я даже пересмотрю его спустя время.
Кстати, картина снята по одноимённому роману Сергея Каледина, и отзывы о книге достаточно противоречивы. А это значит, что надо читать и составлять своё собственное мнение! Согласны?
3. Станционный смотритель (1972)
Как несложно догадаться, фильм снят по одноимённой повести Александра Сергеевича. Самсон Вырин - станционный смотритель. Он живёт на тракте со своей горячо любимой дочерью Дуняшей. Жизнь их уединённая и достаточно однообразная. Поэтому приезд "молодого, стройного гусара с чёрными усиками" стал настоящим праздником.
Дуня очаровала молодого повесу. И он ловко и непринуждённо сделал всё, чтобы она захотела с ним сбежать, обманув своего отца. Как же просто "запудрить мозги" неопытной девушке, которая не видела в жизни ничего, кроме тракта, на котором живёт!
Повествование ведётся от имени рассказчика Белкина, который заезжал однажды к Вырину и был знаком с его дочерью. Спустя много лет после их первой встречи он снова возвращается в эти места и навещает своего старого знакомого - станционного смотрителя. Одинокий старик рассказывает грустную историю о том как теперь живётся его дочери.
Великолепное музыкальное сопровождение поддерживает печальный настрой, созданный съёмками в приглушённых тонах. Лиричные романсы, полные тоски, унылый пейзаж, скудный быт станционного смотрителя - всё это создаёт мрачную атмосферу безнадёжности человеческого бытия.
Тем не менее сочетание музыки, актерской игры и атрибутов эпохи Пушкина - просто великолепны и остаются в памяти надолго.
Мой муж называет такие фильмы убожеством, а я люблю их за блёклые кадры и неторопливое повествование.
Любите такие грустные, "депрессивные" фильмы? Если да, то вот вам ещё две мои статьи на эту тему: