Найти в Дзене
Зачем снятся сны

Небольшое истощение

Нет – после любимого урока с практическим заданием. Сегодня не получится это провернуть.

До обеда, работая над дебилением, Мава действительно не сразу смог правильно сформулировать мысль, но обычно он скрывал учебные затруднения, а сегодня озвучивал… «Бедный мальчик! – думала Карла. – Ему бы отдохнуть, но условия не позволяют…»

Мава быстро записал видео, но долго сидел в комнате с закрытой дверью, чтобы все думали, что он мучается. Конечно, в это время он не сидел без дела, а читал «Тихий Дон». Потом он читал уже с открытой дверью… Видимо, разыгрывание неудачного дня еще больше пошатнуло психическое здоровье Итшидо: эксперту очень хотелось смеяться. В свободное время (между чтением и сериалом «Ватрушкин», который возобновился с понедельника) Мава рассказал Карле о таком странном феномене.

- Ничего, - улыбнулась старушка. – Таким образом ты пытаешься избавиться от травмирующей ситуации. Сериал тебя утешит!

Почему-то просмотра смеяться хотелось еще больше. Почему актеры выдают такие перлы, как Николай ДжимОвич Эскин, а также искажают еще одно отчество, отчество композитора Ильи Осиповича Джонсона называя его Иосифовичем? Почти одно и то же, но ведь сложилась определённая традиция… (вернуться к этому моменту)

- Сегодня уже ничего не произойдет, Мава, - строго сказал Товиль. – Можешь смеяться сколько угодно: неудачный день закончился. Да, есть вероятность, что завтра будет так же, но ведь нужно жить здесь и сейчас!

- Я боюсь вернуть неудачный день, поэтому сдерживаю смех, - выкрутился Мава.

Ночью он видел сон во сне: священник ругал его за осквернение памяти Топтыгина веселым настроением. И рассказать некому! Вдруг Итшидо вспомнил о настоящем кризисе: он второй день не знает, о чем писать стихи. Да, в период такого подъема это уже большой перерыв! Рудольфо еще больше испортил настроение:

- О физкультуре не забываем! ГСА ты сдал не очень хорошо, поэтому с тебя реферат! И информатичка вдруг заявила о себе: она требует от экспертов сдачи презентаций.

«Надо перестраивать план, - грустно подумал Мава. – Слишком уж меня загрузили этими уроками!»

По русскому у Мавы сегодня была пятерка. По счастливой случайности Товиль только сейчас посмотрел на него… Должна быть улыбка до ушей! Если не получится, лучше продолжить разыгрывать сценку, а это может привести к реальному неудачному дню… Придумал!

- Товиль, как я рад, что моя первая оценка оказалась отличной!

- Покажи, как ты рад! – воскликнул Товиль.

- Зачем? Лишние эмоции сейчас не нужны. Я должен быть абсолютно спокоен. Да, вчера сорвался немного… Обещаю, больше такого не повторится!

- Нет, поведение было адекватным. Не сдерживай себя в неудачные дни. Твои отрицательные эмоции были такими же слабыми, как и положительные. Хотелось бы увидеть тебя настоящего… Но это только после экзаменов.

Среда. И снова скорбный день. На этот раз девятый… Но, вспоминая Сему Каца, Мава придерживался менее строгих правил. Тем более, душа синестетика и юмориста не обидится на такое поведение, как в понедельник… Но смеяться не хочется совсем. Хочется сохранить нейтральное выражение лица. Но кто ему Сема – друг или знаменитый актер? На этот вопрос очень сложно ответить. В первом случае все правила нужны, и можно даже рассказать остальным экспертам о дружбе с Семой, а во втором случае даже читать стихи можно! «Скоро конкурс, - решил Мава. – Я должен отрепетировать свой «Лошадиный восторг»!

«Лошадиный восторг» - это стихотворение, которое в одесской группе повергло Итшидо (тогда еще Итшидова) в недоумение. В оригинале оно называлось «Лошадиная радость», но Мава все изменил в своих интересах… и в интересах памяти Григория Меча, который просил так поступить, но все предыдущие опыты оказывались неудачными, и даже после смерти поэта один из поклонников не смог организовать общее творчество.

«Девять дней, - подумал Мава (о Семе, конечно, а не о Мече). – Как будто я вчера его потерял… Ох, как быстро летит время, приближая…» Не хотелось сегодня идти на математику. Снова повезло! Почему же так часто отменяются уроки? Может быть, судьба хранит Маву от лишнего стресса? И стихи у него сегодня были – два за день! На литературу не пустили: почему-то запретили вешать одежду, а в одежде нельзя заходить в класс!

«Ох, как быстро, - снова подумал Мава, на этот раз после занятия с Аидой. – Я думал, после скороговорок будем репетировать два стихотворения, а времени хватило только на одно… И все-таки, как хорошо было бы вернуться от Аиды на гондоле и подумать о быстротечности жизни!»

Рудольфо предупредил, что в четверг возможно отсутствие интернета: ему сообщил какой-то знакомый. Все эксперты взяли себе выходной (от самостоятельной подготовки, конечно, а не от официальных уроков).

- Ничего не поделаешь, Фелицата, - вздохнул Федериго. – Да, у меня есть высший смысл, но, если нет возможности жить в соответствии с ним, я пользуюсь другой возможностью – отдохнуть.

- Это правильно, - решила Фелицата, еще не зная, что Федериго выполняет свою миссию ради нее. – Выходной будет у всех.

- Да, выходной, - согласилась Карла, хотя тут же строго добавила: - Хотя уроки никто не отменял!

Мава же не собирался упускать драгоценное время. Он знал, что в воскресенье его продуктивность равна нулю, поэтому нет смысла переносить занятие четверга на официальный выходной. Отказ от выполнения плана на этой неделе приведет к потере баллов… До экзамена остались мгновения, и Мава хорошо это чувствовал. Он изменил режим сна: проснулся в три часа ночи, за три часа скачал необходимые материалы для подготовки и переписал то, что не мог скачать, потом поспал до девяти часов утра и приступил к выполнению заданий: интернет теперь не нужен. Мава не сообщал о своем плане ни одному из экспертов. Во-первых, он не хотел лишать никого радости. Пусть отдыхают! Во-вторых, такое ответственное поведение вполне естественно, оно лишь свидетельствует об умении ценить свое время и видеть надвигающуюся опасность. Зачем же выставлять это напоказ?

- Плохая новость, - усмехнулся Рудольфо за завтраком. – Мой друг ошибся, и интернет работает.

Теперь Маве придется сказать всю правду…

- Интернет мне не нужен. Вот – я все скачал и переписал ночью.

- Герой! – восхитился Рудольфо. – Уважаю!

- И никакой я не герой! Все должны поступать таким же образом!

«Нет, мне его не переплюнуть, - думал Федериго. – Я стараюсь ради Фелицаты, а у Мавы природная ответственность!» У Мавы все сегодня получалось: он ушел из школы с двумя пятерками и порепетировал с полной отдачей. Но вдруг настроение ему испортила вдова Семы Каца. Она позвонила и сказала:

- Мава, я очень больна. Живот болит, есть ничего не могу. Я собиралась приехать на конкурс, но мне придется отказаться от своего замысла. Сам понимаешь: не может быть у меня сейчас никакой лошадиной радости.

Итшидо и сам понимал, что недавно овдовевшая женщина не захочет посетить конкурс, но ее болезнь повергла его в глубокую тоску. Что теперь будет с этой несчастной? А вдруг она от переживаний отправится вслед за мужем? Мава знал немало таких случаев. И вообще, это значит, что даже при благоприятных обстоятельствах вдова не сможет вернуться к нормальной жизни… Еще больше заныло сердце Итшидо. Каким Человеком был Сема Кац! С какой простотой и искренностью рассказывал он свои синестетические истории! Как он стремился к своей цели! Как Сема любил жизнь! Но нет его… Только память осталась. Нет и вдовы: выходит, потерялась ее настоящая личность рядом с Семой…

А следующий день действительно был неудачным, только Мава этого уже не показывал. Да и не все было так плохо: снова отменился урок (на этот раз литература), на обед были бургеры, от которых он сходил с ума, а Карла предложила послушать любимого певца его матери – Вениамина Винникова. Но все остальное не шло… Мава без причины проснулся в ужасном настроении и даже подумал: «А хорошо бы встретиться на небесах с Топтыгиным и Кацем!» Пришлось даже погулять, чтобы ликвидировать этот симптом…

В будние дни Маве разрешалось гулять сколько угодно, но обычно он делал это по вечерам, когда все уже сделано. Зачем это нужно утром, на пике учебной активности? А это лень-матушка пришла… Вдова обманула: позвонила и сказала, что выздоравливает, а потом сообщила о своей ошибке… Итшидо спокойно переносил все трудности. Он понимал: жив – значит, все хорошо. Да и неудачных дней не существует, потому что не существует неудач, пока мы живем! Да, есть эмоциональная реакция на события, но она очень слаба… Так и должно быть! Если совсем отключить эмоции, не получится насладиться жизнью, а при сильном проявлении возможны серьезные проблемы… Лучше сохранять эмоции внутри и наслаждаться ими, ведь Мава – человек! На сильном уровне могут проявляться только два чувства: вина и скорбь. Итшидо смотрел на себя со стороны, а неудачного дня пока не видел… Он воспринимал каждую его часть отдельно до написания дневниковых страниц. Только при их написании он заметил, что Товиль поставил тройку по литературной экспертной подготовке, а стихи сегодня не шли совсем… «Мне все равно, - подумал Мава. – Я этого не видел».

На следующий день Итшидо очень много читал: ему надо было закончить второй том «Тихого Дона», чтобы на завтрашний конкурс взять только одну книгу вместо двух. Сегодня эксперту повезло: практика по литературной экспертной подготовке была короткой и интересной. Часть читательского плана Мава выполнил между уроками и специальным собранием, которое начиналось в 14:00. Впервые он увидел многих экспертов по другим предметам, а также школьников, тоже собирающихся сдавать экзамен. Как тут не запутаться? Бумаги уже ходят по рядам… Должно быть много бумаг. До Мавы не доходит! Его пропустили! Что делать? О нем и так не очень хорошее мнение: собрание только из-за него пришлось вести на астральном языке! Но все обошлось. Мава отметил, какие экзамены ему предстоит сдавать, а на другой бумаге увидел уже знакомую ему характеристику… Там также были приведены характеристики других членов его команды:

Федериго Иннаморато: «Поддерживает итальянское экспертное дело. Заставляет себя демонстрировать итальянскую верность. Рожден во сне, постоянный возраст – 25 лет. С энтузиазмом берется за любое дело, первый приходит на помощь. Жены нет, любовницы нет, возможно наличие подруги. До поступления в экспертную команду «Русса» работал врачом. В число неблагополучных граждан не входил».

Фелицата Палья: «Поддерживает итальянское экспертное дело. Заставляет себя демонстрировать итальянскую верность. Рождена во сне, постоянный возраст – 23 года. Хладнокровна, все дела выполняет до конца. Мужа нет, любовника нет, друга нет. До поступления в экспертную команду «Русса» нигде не работала, получала домашнее образование. В число неблагополучных граждан не входила».

Карла Деликата: «Поддерживает итальянское экспертное дело. Заставляет себя демонстрировать итальянскую верность. Рождена в реальности, перешла в сон в своем реальном возрасте, который здесь называть не будем. Добра, все дела выполняет очень тщательно. Есть муж, с которым эксперт встречается на каникулах. До поступления в экспертную команду «Русса» была преподавателем в вузе. В число неблагополучных граждан не входила».

И вот наступил день конкурса… Мава телепортировался заранее и успел на награждение детской категории. Кое-что еще сообщил ведущий… Невероятное везение!

- Кто же будет бесплатно участвовать в следующем этапе? Он уже взрослый, совсем взрослый… Возможно, он даже еще и не пришел… Мава Итшидо!

«Теперь моя радость точно будет лошадиной, - подумал Мава. – Я покажу себя с разных сторон: смогу и повеселиться, и погрустить о Топтыгине, прочитав в концертной части стихотворение «Солнце, игра и Топтыгин». Нет, а вдруг плохо? Ой! Я не помню, как читать под музыку! Где вступать? Надо посмотреть видео о Мече! Ой, как же так? Какой я короткопамятный! Нельзя уже посмотреть… Вот, уже Федериго читает «Безумную помеху» Апрельской. Как он вырос! Неужели я не смогу набрать больше баллов? Попробую!»

Члены жюри удивленно смотрели на Маву. Они не могли поверить, что все эти «ля-ля», «бум-бум» и «кря-кря» заменены реальными словами, причем словами самого Итшидо… Фирочку Щеглову больше поразила концертная часть. Да, та самая чтица, у которой были проблемы с музыкой, тоже была в жюри!

- Замечательный поэт Мава Итшидо, держи свой диск!

Снова ни Мава, ни Федериго не заняли призового места. Итшидо неожиданно почувствовал опустошение… Если бы это произошло в спокойный период, он бы понял причину: сбылась его мечта – донести слова «Лошадиного восторга» до слушателей. Но сейчас он объяснил это тем, что с сентября напряженно работает. Это расходилось с его пониманием жизни, ведь он считал, что все должны трудиться именно так. Но Итшидо решил так: подготовка к экзаменам сложнее обычной жизни, хоть она и строится по такому же принципу.

Неделя 6

И снова повезло: во время опустошения наступила неделя небольшого отдыха. Нужно просто устранить пробелы по пяти предметам, а также узнать что-то дополнительное. Конечно же, информацию от Товиля Мава передавал Екатерине Алексеевне, но я больше не буду давать информацию с уроков, ведь гораздо больше Итшидо узнал самостоятельно… Если произойдет на уроке что-то интересное, скажу.

Активно шла подготовка к видео об Америго Черонетти. Можно ли читать стихи на итальянском? Мава репетировал… Да, можно! Можно и забыть язык, и читать стихи на нем все с тем же одесским акцентом! А вот в видео о Елене Зайковой Итшидо думал, что совершил серьезную ошибку, но на самом деле ему просто так послышалось. Так он услышал свой собственный голос… «Второй м...к не сделал ее счастливой». Но на самом деле Мава сказал правильно – брак.

Во вторник истощение прошло. «Что-то быстро, - подумал Мава. – Непорядок – за две недели был только один настоящий неудачный день. Ну и что? Я готов ко всему, что будет потом. Нет… Я готов ко всему, кроме смерти и провала. В первом случае потом уже мне будет все равно, а вот во втором буду страдать, поэтому, скорее всего, произойдет второе. Но каким образом? Если узнают, что я одессит, мне грозит уголовная ответственность… Я нарушаю закон Магисы, поэтому простым тюремным сроком мне не ограничиться: фея обязательно что-нибудь к этому добавит! Но она должна видеть все, что происходит… Если она видит и не останавливает меня, то сможет стать моим адвокатом, который не позволит дать никакой другой ответственности, кроме уголовной. А если досрочно или по завершении экзаменов выгонят из-за учебного провала? Что ж, это не главное в жизни. В таком случае я брошу школу и найду себя в литературном творчестве. Значит, я готов ко всему! Если что, надо будет просто достойно пережить».

В тот же день Маву ждало огорчение: сегодня ему предстоит действительно встретиться с директором для проверки элементарных знаний. В каких-то общих сведениях Итшидо давно не нуждался… Может быть, он и помнил чуть больше, чем нужно каждому человеку, во время соревнований 50 городов, но теперь все забылось… А что еще забылось? Мава вдруг обнаружил, что плохо помнит слова стихотворения, которое он совсем недавно учил для «земского собрания»! Неужели всё вытеснила злополучная «Проверка»? Не вылетели ли из головы слова всех стихотворений, кроме одного, главного? Вернее, кроме трех главных, сопровождавших его на разных жизненных этапах… Первое – «Голубой Рио». Оно тоже «земское», но тогда Маве Ибрагимовичу, еще Итшидову, было все равно, и он даже не обратил внимания на дополнительное помешательство… Первая зацикленность на стихотворении проявлялась не так, как это происходило сейчас: тогда Мава на протяжении нескольких месяцев слушал разные чтения «Голубого Рио» 5-7 часов в день. Диана почему-то даже ничего не говорила по этому поводу… Когда «земская поэзия» еще не занимала значительное место в жизни Итшидова, его не донимали строчки, звучащие в голове. А теперь что? Он выучил «Проверку», он не каждый день слушает разные интерпретации, продолжает знакомиться с другими стихами, но у него в голове только это… Второе значимое стихотворение – «Одесса – лучший город». Если и была зацикленность, то ее Мава направил в нужное русло: именно тогда он начал заниматься сценической речью, пытаясь прочитать то, что его так зацепило.

Когда «Проверка» смолкла на короткий срок, Итшидо думал, что он выздоровел, что можно обдумывать все происходившее с ним в те две недели, когда она была постоянной частью его жизни… Но мысли о любви к стихотворению, о Топтыгине, об экзамене не давали покоя.

Может быть, Итшидо теперь знает столько же, сколько та девочка, которую он никогда не видел? Нет… Какие-то специфические знания есть. Не все стихи забыты, большинство из них Мава помнит. Может быть, дело в резком увеличении объема информации? Все может быть… Мава не мог разобраться в себе. Впервые за всю свою жизнь и за весь сон он так запутался… Но пора идти к Джильде.

- Мава, мы спасены! – весело закричал неожиданно появившийся Федериго. – Я предложил Джильде пойти выпить чаю и прочитал вопросы! Сейчас я тебе их передам!

«Во дает, - про себя усмехнулся Итшидо. – А у него-то откуда этот талант разведчика? Видимо, я слишком много с ним общаюсь…»

Да, Мава много общался с Федериго, но он не знал, что его друг приехал из Милана не потому, что хотел вылечить венецианцев от кокиуха, а именно потому, что слышал об экспертной силе Товиля. Разве сейчас это так важно? Сейчас важно, как справится Федериго…

- У меня отлично, Мава! А ты успел подготовиться?

Мава успел, но Джильда что-то заподозрила…

- На всякий случай сгенерирую новый список вопросов. Итак, вот две картинки. На какой из них изображено параллельное соединение, а на какой – последовательное? Если не ответишь, я буду вынуждена объяснить тему и с тобой мы будем общаться дольше, чем с Федериго, ведь встречаться придется каждый вторник, до концерта! Но ты умный человек. Все видят, ты знаешь, что такое экспертный долг, в который входят и базовые сведения из школьной программы! Подумал? Так какую картинку выбираешь?

Мава не знал ответа. Никогда не знал, даже до начала искажения… А его назвали умным. Тем более, Джильда сказала об экспертном долге, который сейчас превыше всего… В итоге Мава что-то неразборчиво произнес…

- Так здесь параллельное или последовательное, Мава?

Итшидо молчал. Джильда попыталась объяснить, но он не понял. Снова молчание…

- Ну ладно… На каком материке находится наша страна?

Где-то Мава уже слышал такой смешной вопрос… Легкую улыбку вызвали слова «наша страна», а из-за содержания вопроса он снова смеялся через силу, чтобы доказать директору: он еще не совсем безнадежен.

- Так на каком?

Неужели смех снова сыграл злую шутку? Придется отвечать нормально.

- Мава, давай так: ты заслуживаешь самой высокой оценки, поэтому общение с тобой необходимо продолжить. Не могу ставить низкую оценку такому человеку… Но давай договоримся: в следующий раз ты будешь разговаривать!

Да, на этот раз не повезло, но ведь с Джильдой придется общаться всего раз в неделю по 45 минут, а потом спокойно жить дальше… Не надо трястись в ожидании вторника! Надо наслаждаться понедельником! Даже за пять минут до урока нужно жить здесь и сейчас! И вообще, судьба все-таки еще благосклонна к Маве: в Венецию прибыла Джулия Гонсалес. Перед ней у эксперта, тогда еще учителя, была серьезная вина (тогда девушка была в Одессе). Они собирались вместе пойти на концерт Ватрушкина, за которого Джулия когда-то мечтала выйти замуж…