Еще одна шпаргалка для начинающих музыкантов.
Времена меняются и на сегодняшний день выпустить песню и организовать рекламную акцию стало доступным всем, не только лейблам и продюссерам. Есть множество инструментов, при помощи которых можно пиарить свое творчество и начинается все с выбора музыкального дистрибьютора.
Дистрибьютор это посредник между музыкантом и стриминг-платформой.
Скажу больше, многие лейблы выпускают треки своих артистов через дистрибьюторские компании. Это как нанять бухгалтерский, юридический или маркетинговый отдел по аутсерсингу. Но не будем углубляться в бизнес модели лейблов, а поговорим о дистрибьюторах и стриминг-платформах.
Стриминг-платформы — это сервисы для прослушивания музыки: например - «Apple music», «ВК-музыка», «Яндекс-музыка» «Spotify» и другие.
На некоторые площадки артист может сам загрузить свой музыкальный контент. На других это возможно только через дистрибьютора или лейбл. Но даже если площадка открыта к сотрудничеству с артистами-одиночками, попасть на нее без дистрибьютора сложно.
Большинство дистрибьюторов никак не участвуют в продвижении творчество артиста, но есть те, которые по мимо того, что отправляют музыку на стриминг-платформы, еще и помогают с продвижением.
Также в обязанности дистрибьютора входит сбор роялти — это вознаграждение артиста за то, что его музыку слушают и покупают.
Как правило, дистрибьютор — это большая команда и офисы в разных странах. Но встречаются и молодые компании с несколькими сотрудниками — такие часто сами находят начинающих артистов и предлагают свои услуги. Соглашаться я не рекомендую: в музыкальной среде много мошенников, которые любят наживаться на новичках. Сотрудничество с непроверенным дистрибьютором может привести к тому, что артист лишится своего контента или роялти.
Чем различаются дистрибьютор, агрегатор и лейбл?
Многие спрашивают меня, в чем разница дистрибьюторов и агрегаторов. По сути это слова-синонимы, разные компании называют свою работу так, как им нравится больше.
Но важно понимать, что лейбл отличается от дистрибьютора основным направлением работы. Лейблы в первую очередь ищут талантливых музыкантов и продюсируют их. А дистрибьюторы — размещают музыкальный контент на стриминг-платформах.
Когда у артиста готова песня - ему нужно выбрать дистрибьютора и заключить с ним договор.
Во время отправки трека на модерацию необходимо указать также всю информацию о нем и метаданные. Например, кто исполнитель, в каком жанре трек, кто авторы текста и музыки, оригинальная это версия или ремикс, с какой секунды должно быть предпрослушивание, есть ли в нем нецензурная лексика и так далее.
Далее трек вместе со всей информацией отправляется на модерацию. Модерация — это проверка контента на соответствие требованиям дистрибьютора. Обычно проверяют, в хорошем ли качестве трек, не плагиат ли это, все ли в порядке с метаданными и с самим аудиофайлом.
Срок модерации зависит от правил конкретного дистрибьютора, но обычно это несколько недель.
После того как трек прошел модерацию, он отправляется на стриминг-площадки.
Дальше артисту остается только ждать, пока его музыкальный контент начнут слушать и покупать.
НО… Не стоит просто ждать и надеяться, что трек наберет прослушивания просто появившись на платформах. Постоянно рекламируй свой релиз. До даты выхода подготовь видео материал, анимации, сниппет. Делай посты и призывай друзей, чтобы репостили. Если продюссируешь себя самостоятельно, то находи плейлисты со схожим жанром и проплачивай добавление в них твоей песни. Есть очень много разных способов «кричать» о своем релизе в сети, но статья не об этом. Об этом подробно расскажу в другой раз.
P. S.
Начисленное вознаграждение стриминг-площадки отправляют дистрибьютору, а тот — на баланс артиста в соответствии с условиями сотрудничества.
Как правило, музыкальные площадки отправляют роялти раз в месяц — через 30—60 дней после месяца, в котором были прослушивания.
P. S. S.
Что изменилось в работе музыкальных площадок весной 2022 года.
- «Спотифай» закрыл российское представительство и полностью ушел из России. Но дистрибьюторы по-прежнему доставляют на него треки российских исполнителей, и зарубежные пользователи могут их слушать. Деньги за эти прослушивания наши артисты также получают.
- «Apple music» продолжает работать в России. Но российские пользователи больше не могут оплачивать подписки картами «Мастеркард» и «Виза», а также со счетов мобильных номеров «Мегафона», «Йоты» и «Теле-2» — эта функция сейчас доступна только абонентам МТС и «Билайна». Для российских артистов это значит, что доход с «Эпл-мьюзик» уменьшится, потому что подписки слушателей влияют на размер выплат музыкантам.
- «Ютуб» в России работает, но монетизация для пользователей из РФ полностью отключена. При этом за пределами страны российский контент монетизируется как обычно. Подписку на «Ютуб-премиум» оплатить также нельзя — именно по этой подписке можно было использовать «Ютуб» и «Ютуб-мьюзик» без рекламы, в фоновом режиме и офлайн.
- «Тикток» запретил российским пользователям публиковать видеоконтент, но сервис работает, и треки на него доставляются как обычно.
- «ВК-музыка», «Яндекс-музыка», «Одноклассники» и «Сберзвук» работают как обычно.