Найти в Дзене

Книги май-июнь (прочитанное)

Оглавление

Джон Стикли «Вампиры»

Один из моих любимых фильмов юности – «Вампиры» Джона Карпентера. Брутальный Джеймс Вудс, оригинальный сюжет, сексуальная, хоть и располневшая Лора Палмер. Тогда ещё не было всепоглощающего доступа в интернет, «Сумерек» и снобства по поводу вампирской темы, поэтому можно было просто наслаждаться. Чем я и занимался, затирая кассету до дыр.

Я знал, что есть книга, но как-то не искал и не натыкался. А тут вдруг наткнулся.

Что могу сказать. Некоторым вещам лучше оставаться в прошлом.

Признаюсь, я бы не дочитал и до середины, если бы не знал, что это экранизация любимого фильма.

Книга напоминает сочинение школьника, который не писал роман, а просто накидывал эпизоды один за другим, не сильно утруждая себя цельным сюжетом, придумыванием персонажей или логикой мира. То есть, конечно, сквозной сюжет тут есть, и даже любовная линия (хотя, тоже какая-то подростковая и не шибко правдоподобная), но подаётся всё поверхностно и шаблонно.

Как это опубликовали? Как на это обратил внимание Карпентер?

Хотя, в фильме от книги мало что осталось. Как будто киностудия купила роман для экранизации на сдачу с какого-то другого хита, долго думала, что с этим теперь делать и… просто переписали сценарий с нуля.

Лучше всего воспринимать книгу отдельно, а фильм отдельно.

Ладно, не буду долго ругаться. Книга не понравилась. Она плохо написана, плохо подана, местами всё сваливается в какой-то убер-треш категории «Бэ» (история с наркоторговцами и ночлежкой на дереве вообще рукалицо), ну и ещё явно сильно устаревшая.

Судя по отзывам, у книги есть поклонники, так что буду думать, что это я просто брюзжащий старик.

Эдуард Веркин. Страж Водопоя/Тот, кто стоит за спиной

Прочитал подряд две подростковые повести Веркина. Сразу скажу – обе понравились. Не на десятку, но на твердую восьмерку точно. Оценка в обеих случаях могла быть сильно выше, если бы не несколько проблем.

«Страж Водопоя»

Мрачная (даже чрезвычайно мрачная, если давать читать подростку) книга про то, как папа и его двое детей заехали в небольшой городок и погрузились в пучину мистического безумия его жителей.

-2

Не совсем подростковая вещь, как по мне, поскольку по тексту рассыпаны пасхалки для людей взрослого поколения, да и антураж российской глубинки показан со стороны взрослого, а не подростка. Но, наверное, я бы лет в пятнадцать подобную повесть проглотил с удовольствием.

Из шикарного: описание российской глубинки, точно подмеченные детали, много прикольных диалогов и классное постепенное погружение в страх. Это надо уметь. Причем, у нас тут двое подростков, один из которых отвечает за рационализм (объясняет всю неведомую хтонь с точки зрения науки), и второй (вернее – вторая), наоборот, постоянно нагнетает.

Книга бежит, как по маслу. Сюжет построен так, что с каждой главой нагнетания становится больше и больше, проблемы накапливаются, и тот самый страх к финалу вылезает уже из каждого абзаца.

Однако финал… ну как так можно было слить концовку. Причем, слитые финалы – это проблема обеих повестей.

Здесь есть логическое и классное завершение, и на нём можно было бы остановиться, но автор то ли задумывал создать некий сериал с персонажами, то ли ему действительно показалось, что нужно распутать все недомолвки и хвосты, то ли ещё что – не знаю ­‒ но в итоге появилась финальная глава, которая смазывает всё впечатление. А жаль. До последнего хотел влепить книге твёрдую десятку.

«Тот, кто стоит за спиной»

Классическая подростковая страшилка, причём без каких-либо заигрываний со взрослой литературой. Сюжет предельно простой: школьница решила отомстить обидчице и связалась с подростком из другого класса, который якобы владеет мистической силой. Ну и всё пошло не так, как было задумано изначально.

-3

Из хорошего: книга как «Сапсан», мчит на сюжетных рельсах на большой скорости, не девая возможности притормозить. Действие тут не прекращается. По сути, это текст, который «проглатывается» за раз.

Из плохого: детская книга, простенькая и местами очень поверхностная. Для меня на один раз. Конструкция слеплена как будто «на коленке», многие вещи не оправданы совершенно.

Зачем я так долго читал про родителей главного героя, про молодую жену старого богатого отца, про маленького плачущего ребенка со странным именем, если никто из них не играет на сюжет? В чем прикол такой сложной схемы запугивания девочки, если это вообще не нужно было в дальнейшем?

НО это мои придирки. Для подростков отлично зайдёт, я уверен.

Как и в «Страже Водопоя» тут слита концовка, причём неоправданно. Завязка и действие оказались сильно лучше развязки. Финал обрывается на самом интересном, последняя глава представляет собой диалог, в котором герой объясняет, что произошло и делает вроде бы глубокомысленные, но не самые очевидные выводы.

Итог

Когда читаешь у Веркина сразу несколько книг, можно легко найти его классические фишечки и приемы. Кое-где они уже сформировались, кое-где вылезают как будто случайно. Местами непонятно, специально автор их применил, или просто забыл, что уже использовал.

Например, в обеих книгах есть два персонажа, один из которых верит в разную хтонь и мистику, а второй находит рациональное объяснение происходящему. Причем, любое происшествие так или иначе объясняется с двух сторон, но на рациональное объяснение делается максимальный упор – чтобы читатель поверил и продолжал гадать, мистическое вокруг творится или нет?

И там, и там, кстати, Веркин докручивает загадочность до финала. Ему явно нравится этот приём: объяснять любую мистику законами природы, физики, логики. Иногда даже абсолютно неправдоподобно.

В обеих книгах есть сбитое животное, как предчувствие (или подтверждение) беды. Причём, это животное либо кабан, либо кто-то похожий на кабана. Примечательно, что в обеих случаях животное сбивает отец главного героя. Родители вообще у Веркина как-то излишне страдают.

В обеих книгах же основные диалоги происходят между мальчиком и девочкой (совпадение или так удобнее?). Веркин вообще любит долгие и иногда бессмысленные диалоги, призванные «оживить» атмосферу. У него это, что забавно, работает.

Но есть и оговорки: возраст собеседников почти сразу известен, но общаются они так, будто им не по четырнадцать-пятнадцать лет, а по тридцать.

В обеих книгах Веркин не раскрывает сущность выдуманной им хтони. Что Бука, что Страж Водопоя не появляются в кадре, не играют на сюжет. Нет противостояния героев и злодеев. Если в «Страже» некое зло всё же объясняется, то в «Тот, кто стоит за спиной» объяснений нет, кроме невнятного монолога главного героя в финале.

Не знаю, приём ли это, или вышло не специально.

В очередной раз заметил, что Веркин лично для меня очень неровный писатель. Некоторые вещи читаю запоем, а некоторые не могу осилить даже несколько глав. Сейчас рекомендую «Стража Водопоя» как отличный пример подростковой мистики. Вторая повесть на любителя.

Взялся за «Мертвеца», посмотрим, зайдёт или нет.

Роланд Лазенби «Коби Брайант. Философия игры»

Интересная биография одного из ярчайших баскетболистов в истории – Коби Брайанта.

Книга написана до гибели Коби, поэтому тут не слишком много трагизма, а больше именно биография.

Если вы не интересуетесь баскетболом, то книга вряд ли захватит. В ней много спортивных терминов, глубокое погружение в баскетбольный мир США и Европы, взаимоотношений клубов, скаутов, генеральных менеджеров и так далее. Ну и, понятно, основной упор на то, почему Коби тот, о ком говорили и говорят много лет.

-4

Интересна подача. Автор работает по классике любых биографий: раскапывает мелкие детали из жизни Коби и раздувает их до Великих Шагов на Пути к Цели. Но этот Путь он начинает не от рождения Коби, а от жизни его родителей. Причём, упор делается на множество бытовых подробностей и деталей жизни простых людей в США и Европе. С этой точки зрения книгу можно воспринимать как путеводитель по Америке с пятидесятых до двухтысячных.

Ну и про менеджмент и бизнес. Очень хорошо рассказано и показано, почему круто работает скаутинг, а школьники из бедных семей имеют прямые пути в элитные клубы спорта без дичайших затрат. А ещё ответы на вопрос, почему закрытая лига, где слабые клубы даже не вылетают в более низкие дивизионы, является одной из самых популярных и конкурентных в мире.

В общем, не знаю, есть ли смысл рекомендовать. Разве что, если вам совсем нечего читать.