Советский авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков родился 27 июня 1891 г. в многодетной семье торгового служащего в с. Самбек Таганрогского округа области Войска Донского. В 1892 г. семья переезжает в Москву, однако в 1896 г., после смерти отца Владимира Михайловича, она уезжает в Таганрог. В 1899 г. Владимир Петляков поступил во Второе приходское училище им. Гоголя, а в 1902 г. становится учеником Таганрогского среднего восьмиклассного технического училища.
В 1910 г. Владимир Михайлович Петляков получает звание техника-механика горнозаводской промышленности и в том же году уезжает в Москву, где подает документы в приемную комиссию Императорского технического училища (ИТУ) на механический факультет, однако, не набрав всего двух баллов на экзамене, был вынужден вернуться в Таганрог. В Москве впервые знакомится с авиацией.
В Таганроге Владимир работает техником-механиком по ремонту паровозов и вагонов, параллельно готовясь к повторному поступлению в ИТУ, и в 1911 г., успешно сдав экзамены, поступает на механический факультет ИТУ. Однако из-за сложного семейного денежного положения он был вынужден на втором курсе бросить учебу и уехать домой, чтобы помогать родным.
В 1913 г. Владимир Михайлович вернулся в Москву и нанялся работать в архитектурную мастерскую, где готовил чертежную документацию по строительству жилых домов. Во время Первой мировой войны он трудится токарем на Брянском механическом заводе, а затем инструктором в Орловском губернском комитете земского союза. Во время Октябрьской революции В.М. Петляков работал в аэродинамической лаборатории ИТУ техником-чертежником, участвуя в постройке большой аэродинамической трубы. В июне 1921 г., после принятия декрета Совета Народных Комиссаров о возвращении студентов на учебу в высшие учебные заведения, В.М. Петляков продолжил обучение в Московском высшем техническом училище (МВТУ — бывший ИТУ), одновременно работая лаборантом в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в конструкторской группе А.Н. Туполева.
В 1922 г., защитив дипломный проект по теме «Легкий одноместный спортивный самолет», Владимир Михайлович поступает на работу инженером-конструктором в КБ ЦАГИ, в котором принял активное участие в постройке глиссера АНТ-1. В 1924-1925 годах В.М. Петляков принимал участие в создании первого цельнометаллического самолета ЦАГИ — АНТ-2 и крыльев бипланной коробки серийного самолета-разведчика АНТ-3 (Р-3), в проектировании и постройке дирижабля «Московский химик-резинщик».
Начиная с АНТ-2, Владимир Михайлович стал отвечать за все «крылья» самолетов А.Н. Туполева. В 1924-1929 гг. руководил группой по проектированию и постройке крыла самолета АНТ-4 (первый тяжелый бомбардировщик ТБ-1).
В 1926 г. Владимира Михайловича Петлякова назначают ответственным по серийному производству самолета АНТ-4 на заводе № 22, он также становится техническим руководителем сложнейшего перелета самолета с европейской территории СССР в США через Тихий океан в 1929 г. В 1928 г. возглавляет бригаду по разработке тяжелых самолетов, результатом трудов становится второй тяжелый бомбардировщик АНТ-6 (ТБ-3), а в 1930-1933 гг. руководил проектированием тяжелых самолетов АНТ-14 и АНТ-16, участвовал в изготовлении цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4).
В 1934 г. Владимир Михайлович был назначен заместителем А.Н. Туполева по сектору опытного строительства ЦАГИ. В апреле 1936 года В.М. Петляков стал заместителем главного конструктора ЦАГИ. В том же году, 5 июля, в связи с выделением завода опытных конструкций из состава ЦАГИ и вхождением его в Народный комиссариат тяжелой промышленности (НКТП, завод № 156) Владимира Михайловича назначили первым заместителем директора завода и начальником конструкторского отдела, а 20 мая 1937 года он уже главный конструктор завода № 156.
Осенью 1937 г. Петлякова с группой работников ЦАГИ арестовали по обвинению «во вредительском затягивании сроков доводки АНТ-42». Летом 1938 г. Владимир Михайлович приступил к работе в Специальном техническом отделе (СТО) НКВД, сформированном из работников авиапромышленности, арестованных по «делу Промпартии» на заводе № 39. Будучи заключенным, В.М Петляков проектировал высотный истребитель, который получил кодовое обозначение «100». Советско-финляндская война показала, что армии нужны бомбардировщики и Владимиру Михайловичу дали всего 45 дней, чтобы из «сотки» сделать бомбардировщик. 22 декабря 1939 г. состоялся первый полет Пе-2, испытания были признаны успешными, Петляков и его группа были освобождены из заключения. В начале 1941 г. ему была присвоена Сталинская премия 1-й степени.
В декабре 1941 г. наркомом авиационной промышленности А.И. Шахуриным было принято решение о разворачивании в Казани на заводе № 22 производства самолета Ту-2. Для решения дальнейшей судьбы пикирующего бомбардировщика Пе-2 главный конструктор В.М. Петляков принял решение 12 января 1942 года вылететь в Москву вместе со своим заместителем А.М. Изаксоном. В 13 ч 40 мин один за другим самолеты поднялись в небо, а в 14 ч 15 мин в 1 км от деревни Мамешево и 3 км от станции Камкино Казанской железной дороги один из Пе-2 потерпел крушение, весь экипаж машины и В.М. Петляков, находившийся на его борту, погибли.
Похоронили Владимира Михайловича Петлякова в Казани на Арском кладбище.
Пронин П.С.