Найти тему
Ясно Понятно

Отрезанный ломоть: в России началась новая реформа высшего образования. К чему она может привести?

Оглавление

Российская система высшего образования чем-то схожа с пенсионной — ее тоже десятки лет сотрясают разнообразные реформы. И вот новый виток.

Владимир Путин 12 мая подписал указ о запуске пилотного проекта, в рамках которого в вузах появятся новые уровни высшего образования — базовое и специализированное. Согласно указу, базовое образование будет длиться от четырех до шести лет, специализированное — от года до трех «в зависимости от специальности». Аспирантура станет уровнем профессионального образования.

К чему это все приведет?

Магистром можешь ты не быть

Планируемая реформа приведет к резкому сокращению возможностей получить в России образование в магистратуре, говорят опрошенные Forbes эксперты. Во-первых, в новой системе образования предполагается установить ограничения на выбор направления подготовки для обучения в магистратуре.

Во-вторых, магистратура «сожмется»: она останется далеко не во всех университетах, будут сокращены контрольные цифры приема и ограничены возможности вузов принимать на платные места.

Фактически реформа ставит перед собой цель не только как-то отстроиться от пресловутой Болонской системы, но и обеспечить более ранний полноценный выход десятков тысяч выпускников программ бакалавриата и специалитета на рынок труда.

Однако магистратура выполняет функцию не по доучиванию тех, у кого недостаточный объем знаний по своему профилю в бакалавриате, говорят эксперты. Она предоставляет возможности приобрести принципиально иные компетенции, выбрав отличный от бакалавриата профиль или направление подготовки.

Именно этот механизм позволяет получить на выходе профессионалов с принципиально более широким набором компетенций, чем в рамках одноуровневой системы — бакалавриата или специалитета.

И во многих ведущих исследовательских университетах мира именно магистратура формирует наибольшую по численности студентов когорту, отмечают эксперты. Магистранты в таких университетах являются полноценными участниками исследовательского процесса, членами возглавляемых профессорами научных групп.

Суверенитет или изоляционизм?

Заявленные цели реформ — обеспечение технологического суверенитета, устранение разрыва между рынком труда и системой высшего образования, преодоление недостаточной практикоориентированности. Все это хорошо, но вполне возможно, что этого можно было бы добиться и без очередного разрушения «старого мири» и попыток строить новый.

Болонская система — не помеха ни гибкости в построении образовательных траекторий студентов, ни возможности установления дифференцированных сроков обучения для различных направлений подготовки, ни тем более усилению практикоориентированности образования, говорят эксперты

Поэтому у некоторых специалистов существуют опасения, что борьба с магистратурой — это шаг не к суверенитету, но к изоляционизму. Ведь сильной стороной Болонской системы является студенческая мобильность: получив диплом бакалавра в одной стране, можно беспрепятственно поступить в магистратуру в другой. Если магистратура в России после проведения реформы останется уделом немногих, то эти возможности значительно сузятся.

Впрочем, сейчас ситуация такова, что в любом случае возможности для студенческого обмена между России и недружественными странами стали призрачными, а заменить их образовательными коллаборациями с тем же Китаем быстро не выйдет

Более того, Китай, на который все больше ориентируется Россия, по-прежнему сам активно импортирует знания и технологии из стран Запада, невзирая на все идеологические и геополитические противоречия.

В итоге санкции и разрыв отношений с бывшими западными партнерами через проблемы образования могут в перспективе ударить и по экономике России.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 — это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал