Найти тему

Бонифаций

В сентябре 1986 года судьба заложила очередной крутой вираж – я устроился на работу в ПТУ №5, преподавателем спецдисциплин.

В сентябре 1986 года судьба заложила очередной крутой вираж – я устроился на работу в ПТУ №5, преподавателем спецдисциплин. Опыта преподавательской работы на тот момент у меня не было совсем, а отроду мне был всего 31 год.
Никогда не забуду то ощущение панического страха, когда я шел на первый в своей жизни урок к первокурсникам, поступившим учиться на слесарей КИПиА (Контрольно измерительные приборы и автоматика). Открыв дверь, я вошел в большую комнату, в которой в три ряда были расставлены парты и сидели за ними два десятка 14-ти летних подростков. Несколько секунд мы молча рассматривали друг друга – я юных шалопаев, они – молодого дядю с пышной шевелюрой черных кудрявых волос. Эта моя прическа и сыграла в дальнейшем, как мне показалось в то время, крайне негативную роль, став объектом шуток и приколов.
Но не будем забегать вперед, продолжу повествование о моей четырехлетней преподавательской эпопее.
Поздоровавшись с ребятами, я представился, впервые назвав себя по имени и отчеству. Затем открыл журнал и стал знакомиться с сидящими напротив меня учениками, называл фамилию – молодой человек вставал, говорил «я» и вновь садился на место. Процедура эта не заняла много времени, в дальнейшем я несколько расслабился и потерял контроль над сидящими учениками. Парни стали задавать вопросы, интересуясь моей биографией, откуда я пришел в училище, занимался ли спортом. Понимая, что диалог состоялся, я вышел из-за своего стола к первому ряду парт, и как-то само собой получилось, что часть учащихся тоже поднялись со своих мест и, окружив меня, они стали общаться со мной уже как с равным, точнее, старшим товарищем. Первый урок пролетел быстро, и когда пацаны выбежали из класса на перемену, я, оставшись один задумался – а ведь надо полностью менять формат общения, иначе братва сядет тебе на голову и ничего хорошего из этого не выйдет!
Поэтому, когда после звонка самый активный из ребят – Михаил вновь подошел ко мне, для продолжения разговора, я мягко, но настойчиво, попросил его вернуться на свое место. Итак, статус-кво был восстановлен. В дальнейшем, на уроках я уже не позволял никому из присутствующих без разрешения вставать из-за парты.
Так началась моя новая жизнь преподавателя в профессиональном техническом училище при предприятии «Газпром трансгаз Ухта».
Преподавательский коллектив принял меня хорошо, в учительской мне выделили стол, за которым я мог сидеть в свободное от уроков время, однако место это в основном пустовало, поскольку как преподавателю спецдисциплин мне положен был отдельный кабинет.
Запомнилась встреча с физруком, назову его Анатолием Петровичем. Осматривая помещения училища, я вошел в спортзал, где увидел крупного, чуть сутулого мужчину, который пытался закрыть распахнутое окно. Подошел к нему, представился, сказал, что я новый преподаватель, увлекаюсь восточными единоборствами и настольным теннисом. Петрович, выслушав меня, сообщил, что когда-то выполнял норматив мастера спорта по тяжелой атлетике и в настоящее время, работая руководителем физвоспитания в училище, хотел бы организовать здесь секцию тяжелой атлетики. После нескольких минут общения мы почувствовали определенное расположение друг к другу, я тут же заявил старшему товарищу, что мог бы вести секцию карате. Он на ура принял мою инициативу, сказав, что надо будет сходить к руководству и предложить мои услуги.
Преподавательский состав в учебном заведении состоял процентов на 80 из представительниц прекрасного пола, мужчин, вместе со мной, было шестеро – это были преподаватели черчения, физики, математики, русского языка и литературы, и физвоспитания.
Помещение, которое предоставили мне, было разделено на две части - класс для проведения занятий и бытовка, где я мог отдохнуть между парами, подготовиться к очередному уроку. Я потихоньку стал ее обустраивать, первое, что приобрел в свой кабинет – был электрочайник и несколько кружек, затем шкаф для технической литературы.
Рядом с моим кабинетом располагался класс физики, поэтому с его хозяином я тоже познакомился в первый день пребывания в училище. Валерий Тимофеевич, назову так моего соседа, оказался невысоким мужчиной средних лет, худощавым, с правильными чертами лица, на котором выделялись внимательные серые глаза, смотрящие на тебя пристально, как бы изучающе.
Мы быстро нашли общий язык, он, так же как и я, оказался большим любителем игры в шахматы, поэтому в дальнейшем частенько в свободное от занятий время мы общались с ним за шахматной доской, рассказывая друг другу различные байки из своей жизни.
Помимо обязанностей преподавательских, мне добавили классное руководство, под моим началом оказалось три десятка первокурсников, которые обучались по специальности, которую я должен был преподавать в училище – КИП и А. Большинство подростков, как я определил, своим, уже наметанным взглядом, производили впечатление вполне адекватных ребят, волчатами, недоверчиво и враждебно, смотрели на меня лишь три парня. И первое впечатление оказалось самым точным, именно с этими тремя у меня в дальнейшем и возникали проблемы и расположить их к себе за три с половиной года учебы я так и не смог.
Познакомился я и с руководством училища – директором и его заместителями по учебной и воспитательной работе. Надо отметить, что отнеслись они ко мне, как к молодому преподавателю, хорошо. Тем более, что я охотно взвалил на себя еще и общественную нагрузку – командира оперативного отряда. Правда, отряда, как такового не было, мне предложили создать его из числа учащихся.
Руководитель физвоспитания выделил мне три дня для занятий восточными единоборствами, отметив при этом, что не ограничивает меня по времени, поскольку кроме ребят из секции тяжелой атлетики после занятий в спортзале никто не занимался.
Первые единомышленники.
Первоначально ко мне записались три или четыре человека, все они были первокурсниками один паренек из моей группы наладчиков КИПиА, назову его Сергеем, два учащихся из группы слесарей КИПиА. Уже через неделю в зал стали подтягиваться сначала десятиклассники из годичной группы слесарей, затем молодежь из близ расположенных девятиэтажек.
Они сразу же активно включились в работу оперотряда, помогали во всех мероприятиях, особенно ответственным было дежурство на дискотеках, куда стремились попасть хулиганистые ребята из соседних районов. На каждом мероприятии обстановка была взрывоопасная, постоянно приходилось кого-то выводить и беседовать с ним. Радикально проблему с хулиганами мы решили через год, когда мои воспитанники превратились в крепких ребят, умеющих постоять за себя. Так с позиции мягкой силы и принуждения к «миру» мы сумели объяснить борзым товарищам, что у нас надо вести себя дисциплинированно.
С учащимися второго курса я познакомился на второй день моей преподавательской деятельности. Контраст между первокурсниками и этими парнями был разительный, атмосфера дедовщины, которая царила в училище, наложила на их лица суровый отпечаток. Меня сразу стали проверять на «слабо». Причем способов таких проверок было множество – это и пристальный, вызывающий взгляд кого-либо из парней, как во время урока, так и на перемене, и нецензурная ругань в моем присутствии, намеренные опоздания на урок. Один из учащихся этой группы, высокий крепкий парень, встречаясь со мной в коридорах училища, старался толкнуть меня плечом. И вот, в очередной раз, когда он задел меня своим массивным корпусом, я схватил его за плечо и толкнул в пустой класс, где взяв его за грудки, сильно тряхнул, ударив спиной о стену. Юноша никак не ожидал такой прыти от интеллигентного преподавателя, в глазах его я увидел испуг. Освободив парня из своих объятий, я вежливо попросил обходить меня стороной в общественных местах. Больше непоняток с этим парнем у меня не было.
Так уж заведено в школах и ПТУ учащиеся дают клички своим преподавателям, не избежал этой участи и ваш покорный слуга. Кто-то из второкурсников придумал мне прозвище – Бонифаций, многие из моих читателей наверно смотрели мультик «Каникулы Бонифация», где лев, выступающий в цирке, поехал в отпуск к себе на родину в Африку, и вместо отдыха все свое свободное время прозанимался с негритятами. Ну а я, поскольку был преподавателем и тренером одновременно, и получил это хлесткое прозвище. Честно сказать, я сильно обижался, когда кто-нибудь из учащихся произносил это слово мне в спину. Это сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, с юмором вспоминаю эту дразнилку, в бытность же мою преподавателем, я приложил немало энергии для того, чтобы при мне эту кличку вслух никто не произносил.
Занимаясь общественной работой в ПТУ, мне довелось познакомиться с комсольскими лидерами нашего города, более того, практически все секретари вместе с первым занимались у меня в зале карате, занятия для них я проводил отдельно. И вот кто-то из этих ребят подсказал мне, что оказывается из моей спортивной деятельности можно извлекать неплохой доход, если зарегистрироваться в Фонде молодежной инициативы (ФМИ) и отчислять 15% от прибыли в это общественное объединение. Учет был самым примитивным, от меня требовалось вести ведомости, со списками занимающихся, и ежемесячно отчитываться за полученные деньги, отстегивая комсомолу указанные проценты. Таким образом, я стал получать как бы вторую зарплату, теперь от Горкома ВЛКСМ.
Впервые с карате, как с боевым искусством я познакомился в армии, вместе со мной служил парень из Казахстана, который владел основами техники карате. Перед отбоем, закрывшись в каптерке, мы занимались минут по двадцать - тридцать. В основном были упражнения на растяжку и базовая техника блоков и ударов.
Служил я на Урале, в Свердловске, Нижнем Тагиле и Челябинске. В Нижний Тагил наш батальон отправили на несколько месяцев работать на танковых заводах. Там я познакомился с лейтенантом, который владел техникой восточных единоборств, он собрал небольшую группу из офицеров и солдат и занимался с ними. Тренировки проходили в спортзале одной из школ. Я приходил туда, снимал гимнастерку и в нижнем солдатском белье, вместе со всеми выполнял упражнения, которые демонстрировал сэнсей.
Полученные навыки очень пригодились на гражданке. Приехав домой, я сразу же влился в сообщество таких же, как и я фанатов восточных стилей единоборств. И прозанимавшись с товарищами несколько лет в подпольных секциях, я в 1986 организовал секцию рукопашного боя в ПТУ, где работал преподавателем.
Продолжение следует