Найти тему
ВЦИОМ

Образ российской молодёжи: мониторинг

Оглавление

Образ молодого человека в России стал более оптимистичным. Юноши и девушки воспринимаются обществом по-разному, но в числе первых у обоих полов остается стремление разбогатеть.

Какой мы хотим видеть молодежь?..

Молодежь – движущая сила общества, на нее всегда возлагались надежды, и наше будущее - в ее руках. В то же время вокруг молодежи всегда велись споры – какая она, лучше или хуже, чем предыдущие поколения. Кто-то ругает молодых людей, кто-то восхищен современной молодежью, но обе эти точки зрения сходятся в одном – каждому поколению молодежи присущи свои уникальные черты. В 1990 г. россияне, в первую очередь, хотели, чтобы молодежь была более трудолюбивой (62%), сегодня этот вариант занимает вторую позицию, он звучит в полтора раза реже (39%). В наши дни россияне хотят видеть молодых людей, прежде всего, более образованными (40%, + 6 п.п. к 1990 г.), в тройку вошел также «запрос» на более преданную Родине молодежь (35%, + 7 п.п. к 1990 г.). Четверть россиян и тридцать лет назад, и сегодня ожидают, что молодежь будет более доброй и терпимой (25%, 1990 – 26%). В 1990 году на третьем месте был вариант «более способной обеспечить себя материально» (29%), сегодня он спустился на пятое место (20%), реже стали звучать и представления о том, что молодежь должна быть более физически крепкой (1990 г. – 27%, 2023 г. – 18%) и более скромной (1990 г. – 19%, 2023 г. – 12%). При этом в наши дни в два раза чаще стал звучать мнение о том, что молодежь должна быть более религиозна (1990 г. – 5%, 2023 г. – 10%).

На представления о том, какой должна быть молодежь заметно влияет поколенческий фактор:

  • Сами молодые люди 18-34 лет чаще других ожидают от молодежи большей доброты и терпимости (36% и 32%), а младшая группа 18-24-летних чаще выбирает варианты, указывающие на самостоятельность - «более решительной» (24%) и «более независимой в действиях, суждениях» (22%).
  • После 45 лет первое место отводится ожиданиям от молодёжи большей преданности Родине (40-42%).

… и какая она есть?

В 1991 г. представления о молодых людях, начинающих самостоятельную жизнь, были не слишком позитивные. В первую очередь им приписывали желание разбогатеть и «делать деньги» (40%), получить от жизни как можно больше удовольствий (36%), а такие конструктивные варианты как стремление больше учиться, работать, чтобы обеспечить себе, своей семье материальное благополучие (30%), стремление иметь хорошую дружную семью (25%) и стремление к интересной работе (12%) звучали заметно реже, работа и вовсе занимала в этом списке предпоследнее место.

В наши дни образ молодого человека претерпел изменения, стал более оптимистичным. При этом юноши и девушки воспринимаются обществом по-разному, но в числе первых остается стремление разбогатеть и «делать деньги» (для юношей – 44%, для девушек – 35%). В образе юношей второе место занимает стремление больше учиться, работать, чтобы обеспечить себе, своей семье материальное благополучие (30%), а интерес к работе и творческой деятельности набирает 21%, почти столько же говорят желании современных юношей иметь хорошую, дружную семью (20%).

В описании современных девушек сохраняются гендерные стереотипы, в первую очередь, девушкам приписывают желание обзавестись дружной семьей (37%), этот вариант у юношей занимает пятое место и его называют почти в два раза реже (20%). А еще девушек чаще характеризуют как стремящихся к духовному развитию, самосовершенствованию (18% и 12% у юношей), в 1990 г. эту характеристику молодых людей называли лишь 5%.

Полный текст на сайте ВЦИОМ